• пятница, 19 Апреля, 20:16
  • Baku Баку 24°C

Собственное ПРО

28 апреля 2016 | 12:04
Собственное ПРО

РЕГИОН
Если до прошлого года для Турции был актуален договор с Китаем о закупке системы противоракетной обороны (ПРО) дальнего действия, теперь тренд сместился в пользу местных производителей, о чем свидетельствует указ премьер-министра Ахмета Давутоглу об отказе от данного соглашения.
«В разработке примут участие отечественные компании, в том числе Roketsan и Havelsan. Мы продолжаем разработку систем малой, средней и высокой дальности, постепенно расширяя диапазон. Мы не будем делать никаких прямых закупок, при этом разрабатываемая нами система ПРО будет интегрирована в систему НАТО, так как совместная с альянсом работа ускорит процесс», - заявил турецкий премьер по этому поводу.
Несмотря на то, что братская страна поздно начала развивать собственную оборонную промышленность, сейчас в этой сфере занято более 35 тысяч человек и она выпускает продукции на сумму около $15 млрд, девятая часть которой приходится на экспорт. И это не предел, так как правительство поставило задачу расширить ассортимент с доведением объемов в ближайшие шесть-семь лет до $25 млрд.
Сами с усами
Раньше турки и подумывать не смели о собственной ПРО, которая была им не по карману, да и кадровый потенциал, как говорится, не созрел. Оттого-то и был объявлен нашумевший тендер на поставку зенитных ракетных систем, продолжавшийся без малого пять лет. Помимо китайской компании China Precision Machinery Import and Export Corporation свои заявки представили американский консорциум Raytheon & Lockheed Martin, франко-итальянский концерн Eurosam и российский «Рособоронэкспорт».
Помнится, тогда у Вашингтона появилась масса претензий к партнерам и ближайшим союзникам, особенно на фоне их сближения с его прямыми конкурентами в лице Москвы и Пекина. Не обошлось тут без политики - Белый дом нажимал на Ак Сарай насчет смягчения его отношений с Иерусалимом, а тот взял и показательно отдал предпочтение Поднебесной.
Решение видится в политической плоскости еще и потому, что победитель был объявлен еще в сентябре 2013 года, а переговоры о создании совместной ракетной системы с Китаем продолжались в течение двух лет. И вот когда они уже должны были выйти на финишную прямую, тендер взяли и отменили, хотя его условия были не самые грабительские для заказчика - приобретение минимум 12 комплектов зенитно-ракетной системы HQ-9 плюс наладка, инструктаж, курсы для персонала вместе с обслуживанием должно было обойтись в $3,4 млрд. Так что новость об отмене сделки стала неприятной неожиданностью для лидера Китая Си Цзиньпиня, которому об этом сообщили с глазу на глаз в ходе встречи лидеров G20 в Анталье в ноябре минувшего года, а ведь он то полагал, что «дело в шляпе».
Убедительные аргументы
Североатлантический альянс неоднократно предостерегал Турцию от выбора российской или китайской систем, и даже требовал продления тендера, однако несмотря на заявления руководства военно-политических союзников о возможных проблемах интеграции «незападных» систем в объединенную ПРО НАТО, решение турецких властей долгое время оставалось неизменным. Понятно, что немалую роль в неприступной позиции играл ценовой вопрос, и все же главной причиной ее отказа от западного оружия было не это.
Очевидно, что это было также демаршем Турции в ответ на последовательную позицию Франции по признанию мифического «геноцида» армян. Требование Анкары было направлено именно против французского предложения на тендере по ПВО, и оно было реально отсекающим потому, что предложение французско-итальянского консорциума было не первым в списке, а как раз вторым - после китайского.
Реакция России
«Маски сброшены окончательно», - так прокомментировал «Известиям» накануне председатель комитета Госдумы РФ по обороне Владимир Комоедов намерение Турции.
«Левый фланг НАТО уже подключился к строительству так называемого европейского сегмента системы ПРО, причем никто даже не задает вопрос «против кого?». Ясно, что все это изначально было направлено на сдерживание российского ядерного потенциала, теперь же к этому подключается азиатский фланг в лице национальной турецкой ПРО, хотя об этом говорить пока рано. Прежде чем интегрировать ее в систему НАТО, надо сначала ее разработать и создать, а это процесс не быстрый», - отметил парламентарий.
Поразительно, что таких комментариев вроде «удара в спину» не было и в помине, пока в списке бенефициаров поставок ракет фигурировали российский и китайский оборонный комплекс, а тут на тебе - заговорили о вражеских намерениях.
Что на деле?
Сегодня турецкая противоракетная оборона представлена лишь радиолокационными станциями без ударных комплексов, то есть, речь идет пока об информационном обеспечении ПРО НАТО. При этом надо иметь в виду, что национальная программа в лучшем случае может выйти на финишную прямую лет через 12-15, а вызовы безопасности братской страны нарастают, причем не столько со стороны сепаратистов и террористов, сколько со стороны вконец испортившей с ней отношения Россией. Тут и крымский вопрос, и размещение в Армении дополнительных вооружений, и напряженность по поводу сбитого в ноябре СУ-24, что предопределяет тональность, риторику и позу оппонентов.
В этой связи важно понимать, какого рода комплексы Анкара будет разворачивать уже в ближайшее время - например, это могут быть американские системы ПРО передового базирования, аналогичные тем, что сейчас находятся в Румынии, с учетом планов полного разворота комплекса европейской противоракетной обороны к 2018 году. Формально этот план направлен на предотвращение гипотетических угроз Старому Свету со стороны Северной Кореи и Ирана, до сих пор неоднократно проводивших пуски ракет, но, реально, похоже, мир скатился обратно - к эпохе противостояния. Просто теперь «мировой империализм» конкурирует не с «социалистическим лагерем», как раньше, а просто с «чужими».
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать