• пятница, 29 Марта, 18:21
  • Baku Баку 14°C

Триумф реформаторов

03 мая 2016 | 11:03
Триумф реформаторов

РЕГИОН
В минувшую пятницу, как и планировалось, завершился второй тур выборов в иранский парламент Совет экспертов. Одной только констатации того, что 34 млн иранских граждан пришли на избирательные участки и «просидели» там чуть не до полуночи достаточно, чтобы зафиксировать активность на фоне необходимости реформ.
Безальтернативность изменений
Как уже писала газета «Каспiй», в ходе первых февральских выборов было ясно, за кого проголосует общество - близкие к консерваторам кандидаты получили тогда всего 103 из 290 мест в парламенте. Сторонники умеренного курса иранского президента Хасана Роухани, входящие в так называемый «Список надежды», завоевали 95 кресел. Оставалась неясной судьба остальных 68 депутатских мандатов, и теперь расклад ясен.
Во втором туре также победили политические сторонники президента Ирана Хасана Роухани - коалиция реформаторов и умеренных консерваторов во главе с бывшим первым вице-президентом ИРИ Мохаммадом Резой Арефом (2001-2005) получила почти 30% мест, причем в Тегеране победили все 30 членов сформированного им предвыборного списка - такого консенсуса в столице не наблюдалось никогда.
Конечно, политическая система южных соседей несколько специфична, потому в списке реформаторов оказались и ярые консерваторы. Причина банальна - после того, как Наблюдательный совет дисквалифицировал больше половины по-новому мыслящих и настроенных кандидатов, руководство коалиции решило мобилизовать все имеющиеся ресурсы и в окончательный список был даже внесен… ярый консерватор Казем Джалали, который выступал за вынесение смертного приговора лидерам «Зеленого движения» Мир-Хосейну Мусави и Мехди Кярруби.
Что касается коалиции консерваторов, то понятное дело, тем не пришлось изворачиваться как реформаторам - их предвыборные списки получили одобрение надзорных органов.
Определяющее звено
В Совете экспертов, правомочном выносить вето даже верховному лидеру страны, кандидаты из списка прореформаторски настроенных клерикалов также выступили успешно. В Тегеране из 16 вакантных мест 15 заняли сторонники председателя Совета по определению государственной целесообразности Али Акбара Хашеми-Рафсанджани и президента Хасана Роухани. Лишь одно место досталось человеку, под руководством которого на этих выборах отсеяли большинство влиятельных реформаторов,- председателю наблюдательного совета Ахмаду Джаннати.
Тем не менее, несмотря на то, что имена всех 88 экспертов уже известны, оценить результаты выборов в эту структуру достаточно сложно. Помимо четырех мест, занятых самовыдвиженцами, в борьбе за гипотетическую возможность выбора следующего духовного лидера Ирана принимали участие представители трех списков, в которых упоминалось 19 «уникальных» кандидатов, 30 претендентов, предложенных двумя коалициями, и 35 богословов, упомянутых во всех трех списках. При том, что каждая коалиция считает избранных исламских правоведов своими, общее число «победителей» превышает число участников выборов на 28 человек.
Потому гипотетическая победа «реформаторов» заключается в том, что благодаря результатам выборов в Тегеране им удалось вытеснить из Совета экспертов наиболее радикальных консерваторов - нынешнего председателя Мухаммада Язди, а также члена этого органа с 1990 года аятоллу Мухаммада-Таги Месбах-Язди, которого считают сторонником экс-президента Махмуда Ахмадинежада - для верховного аятоллы Али Хаменеи это тоже существенная потеря авторитетных фигур влияния.
Реальных подвижек пока не предвидится
Как бы то ни было, завышенные ожидания, что в Иране произойдут сиюминутные структурные изменения, неуместны, поскольку во внутриполитическом процессе будут принимать участие те же силы, что и до выборов. Тем не менее, в случае, если нынешний иранский лидер 76-летний аятолла Али Хаменеи, по тем или иным причинам, будет не в состоянии выполнять свои обязанности, то только в том случае, если во главе Совета экспертов окажется «реформатор», на возможных выборах следующего духовного лидера существенно возрастет вероятность прихода к власти богослова, в меньшей степени обремененного идеологической риторикой.
И все же для сторонников перемен прошедшие выборы являются триумфальным возвращением на сцену, оставленную достаточно либеральным Меджлисом шестого созыва в 2004 году.
Экспертное мнение
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения имени академика З.М.Буниятова НАНА Видади Мустафаев, в Совете экспертов нет фракций и делений по политическим течениям. Его члены представляют скорее различные центры влияния:
- Таких групп три: это богословы из Кума, духовенство, близкое к светским органам власти, и опять же клерикалы, близкие к военно-политическим кругам. При этом здесь отсутствуют какие-либо четкие критерии, разделяющие эти группы, поскольку одни и те же фигуры могут пользоваться поддержкой различных кругов.
С учетом того, что лидеры консерваторов оказались вне парламента, а «реформаторы» еще не обладают соответствующим весом, скорее всего, руководить законодательной ветвью власти Ирана будет относительно нейтральное лицо, устраивающее все политические течения. Возможно, что им окажется действующий спикер парламента Али Лариджани. Он имеет опыт взаимодействия с кабинетом Хасана Роухани, причем шел на выборы в качестве независимого кандидата. Поэтому, он имеет наибольшие шансы для продления своего пребывания на этом посту.
Что касается Совета экспертов, нынешний, пятый состав которого будет заседать до 2024 года, тут давать какие-либо прогнозы еще сложнее. Если до того времени нынешний духовный лидер прекратит по тем или иным причинам осуществление своих полномочий, либо Совет экспертов признает его не в состоянии выполнять возложенные на него функции, члены этого органа выберут нового духовного лидера, и тогда влияние итогов прошедших выборов распространится еще на два-три десятилетия.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать