• пятница, 29 Марта, 00:57
  • Baku Баку 7°C

Свобода слова по-немецки

11 мая 2016 | 10:23
Свобода слова по-немецки

ПОЛИТИКА
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, сам любящий пошутить, подал в суд на главу одного из крупнейших издательских домов Германии Axel Springer AG Матиаса Депфнера за поддержку сатирика Яна Бемерманна.
Свобода слова, конечно, понятие фундаментальное, но не безразмерное. Так, 31 марта упомянутый «мастер слова» в телевизионном ночном шоу Neo Magazin Royale использовал в адрес турецкого лидера нецензурные выражения, являющиеся синонимом слова «зоофил». И все это в прямом эфире было показано по достаточно популярному телеканалу NDR-Fernsehmagazins, прикрытием же ненормативной лексики стал скабрезный даже на первый взгляд стишок под заголовком «Оскорбительная критика».
В своем пасквиле сатирик обвинил Эрдогана в преступлениях против национальных и конфессиональных меньшинств (в притеснении курдов и христиан) и оппозиции, а также в закрытии оппозиционных газет.
Точный расчет
Обратите внимание, пасквиль произносится не где-нибудь, а в стране, в которой проживают миллионы турок - с целью дискредитации Эрдогана в их глазах. В ответ Анкара направила в Берлин ноту с требованием начать уголовное преследование пасквилянта. Позже канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что правительство санкционирует расследование в отношении Бемерманна, а министр юстиции Германии Хайко Маас, сославшись на местное законодательство, заявил, что вопрос, считать опус стихописца сатирой или клеветой, будет решаться в досудебном порядке, но все же суда ему не избежать в любом случае.
Зато в диссонанс политическому руководству председатель правления крупнейшей в Европе газетной империи Axel Springer AG Матиас Депфнер в известной газете Welt am Sonntag поддержал писаку, назвав пасквиль «произведением искусства», очень рассмешившим его - очень хотелось бы представить его реакцию в случае, если его на всю Европу под соусом свободы слова назовут зоофилом. Потому правительство Турции вправе было потребовать «сатисфакции», подав соответствующий иск в суд высшей инстанции ФРГ на тот случай, если запрет на деятельность горе-защитника не будет удовлетворен.
Симптоматичный подтекст
Политический скандал вокруг Бемерманна, возможно, случайно точь-в-точь совпавший с отставкой премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу, симптоматичен и указывает, прежде всего, на то, что Турция и ЕС разминулись на пути друг к другу. Всего лишь за день до объявления главы правительства об отставке Еврокомиссия выдвинула Турции ряд условий, невыполнение которых до конца июня ставит под угрозу договоренности Анкары и Брюсселя по совместному урегулированию наплыва беженцев из Сирии.
Одним из таких условий значилась необходимость смягчения турецким руководством закона 3713 о противодействии терроризму, что неоднократно предъявлялось Анкаре в рамках продолжающихся более 10 лет активных переговоров о вступлении в Евросоюз. Интересно, что европейские политики рассматривают действующий закон об уголовной ответственности за пропаганду терроризма посредством СМИ как ключевой инструмент подавления свободы слова, а ведь они и сами сталкиваются и борются изо всех сил с такой опасностью.
Очевидно, что братская страна не может пойти на уступку в ключевом вопросе, поскольку необходимость антитеррористического законодательства связана с вопросами безопасности, особенно в условиях противостояния с террористической Курдской рабочей партией. Но именно это и является одним из поводов не пускать Турцию в ЕС, что в рамках вопроса о перспективах либерализации двустороннего визового режима вызвало раскол в турецком руководстве. Ахмет Давутоглу в расчете на отмену европейцами виз для граждан Турции, готов был идти на компромисс и демонстрировал готовность обсуждать этот вопрос, - во многом благодаря его усилиям этот компромисс и был достигнут, но теперь все пошло насмарку.
Запасной план
В Старом Свете уже объявили, что на случай, если Турция откажется выполнять обязательства по приему беженцев из Сирии, рассматривается запасной план действий, и это связано с основательными опасениями, что турецкие власти исполнят свои угрозы и откроют границы для потока беженцев, который снова устремится в Европу.
Как известно, двусторонние соглашения предусматривают выплату Турции существенной денежной компенсации и снятие с нее Еврокомиссией визовых ограничений в обмен на обязательства по приему беженцев из Сирии. Теперь в руководстве Евросоюза заговорили об изучении альтернативы, а также возможности приостановки обещанных траншей на урегулирование миграционного кризиса в размере €3 млрд (с возможностью удвоения этой суммы к концу 2018 года). Один из альтернативных вариантов предполагает создание на греческих островах центров приема и регистрации беженцев, приостановку паромного сообщения с материковой частью Греции и депортацию нелегальных мигрантов на родину. Однако не все так просто. Реализация этих мер со стороны ЕС перечеркивает реализацию соглашения с Анкарой о реадмиссии, предполагавшее возврат с 1 июня в Турцию нелегальных мигрантов в обмен на легальных беженцев.
Экспертное мнение
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, в последнее время между политиками усилились разногласия:
- Они касались, в частности, внешней политики Турции на Западе, а также задержания людей, критикующих политику правительства. Кроме того, Давутоглу хотел вернуться к мирным переговорам с КРП, чтобы положить конец затяжной войне, но Эрдоган считает, что опасные заигрывания с террористами не только ни к чему путному не приведут. Эрдоган также не раз подвергал резкой критике политику Давутоглу в отношении миграционной сделки, считая, что позиция страны в этом вопросе недостаточно акцентирована.
Уход Давутоглу сильно беспокоит Европу. Он был ключевым собеседником для Ангелы Меркель и Европы в целом, так как именно благодаря ему удалось установить рамки, чтобы контролировать потоки беженцев.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать