• четверг, 28 Марта, 12:47
  • Baku Баку 16°C

Прямая выгода

28 июля 2015 | 15:29
Прямая выгода

РЕГИОН
Глава Центробанка Ирана Валиулла Сейф сделал сообщение об объеме иранских активов, заблокированных на Западе в результате введения санкций.
По его словам, $29 млрд (а не $100, как это преподносила до сих пор зарубежная пресса) принадлежат Центробанку Ирана. В.Сейф подчеркнул, что в результате достижения Венского соглашения, заблокированные ранее средства будут переведены на счета, принадлежащие Тегерану.
Кстати, президент ИРИ Хасан Роухани уже издал указ об использовании этих средств исключительно в целях продвижения промышленного производства и развития инфраструктуры.
Но помимо собственных средств, в помощь иранской экономике в любой момент готовы поступить финансы и из многих других стран (это в случае, если все пойдет «как надо», договор по ядерной программе получит всеобщую ратификацию, и санкции окажутся сняты).
Тем временем 28 июля в Тегеран прибывает глава МИД Франции Лоран Фабиус. И хотя визит этот, как подчеркивают в Париже, - исключительно политический, ряду французских компаний уже не терпится занять часть иранского рынка с его 80 миллионами потенциальных потребителей. Такие предприятия как Total, Alstom, Peugeot подчеркивают, что не разрывали контакты с Исламской республикой и после введения санкций, передает Reuters.
Renault, например, собирается выкупить часть своего иранского партнера Pars Khodro, а к концу года развернуть местное производство модели Sandero. PSA Peugeot Citroеn надеется занять четверть иранского автомобильного рынка к 2020 году. Дело в том, что до принятия санкций 40% машин в Иране были марки Peugeot. Alstom же желает модернизировать и развивать метро в Тегеране, а также железнодорожный транспорт между основными городами.
Но особую ностальгию Иран - второй в мире по запасам газа, а также один из основных производителей нефти - вызывает у энергетических компаний. В Total утверждают, что «никогда не жгли мосты с Ираном», а также подчеркивают, что «верность окупается в этой индустрии в долгосрочной перспективе».
Конкуренцию французам уже готовы составить турки. Турецкая нефтегазовая корпорация заинтересована в разведке углеводородов на территории Ирана. Немногим ранее министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз сообщил о том, что Анкара намерена сотрудничать с Ираном в этой сфере.
Кроме того, с помощью Китая Иран планирует построить две атомные электростанции в прибрежной полосе Макран на юге страны. Такое заявление сделал президент иранской организации по атомной энергии Али Акбар Салехи. Проект рассчитан на три-четыре года, и его стоимость составит около 10 млрд долларов.
Но у Ирана есть не только энергетический потенциал и автомобильная промышленность, и уже ясно, что, кроме вышеозначенных стран и компаний, со своими бизнес-интересами там вскоре постараются предстать и закрепиться фирмачи самых разных профилей вообще со всех континентов планеты.
И все это, безусловно, на руку Азербайджану. Хотя бы в плане безопасности. Ведь если в экономику ИРИ окажутся вложены значительные средства тех же западных компаний, это автоматически нивелирует вероятность разжигания какого бы то ни было конфликта с участием этого, соседнего с нами, государства.
Вот и политолог Расим Мусабеков считает, что с потеплением отношений между Западом и Ираном опасные риски для Азербайджана снимаются.
- Потому как напряженность в отношениях США и Израиля с Ираном могла привести к нанесению ударов по нему, - отмечает эксперт, подчеркивая, что это улучшение ситуации для Азербайджана, безусловно, большой позитив. - Хотя Баку неоднократно заявлял, что территория страны не будет использоваться для каких-либо враждебных действий по отношению к Ирану, тем не менее, режим мулл с большой настороженностью относился к нашей стране. Они предполагали, что, несмотря на эти заявления Баку, какая-то угроза с территории Азербайджана возможна.
С другой стороны, в результате крайних мер со стороны Запада, Азербайджан мог бы столкнуться с такими гуманитарными проблемами, как беженцы из Ирана, нарушение коммуникаций. Через Иран мы осуществляем наши связи с Нахчываном, а также имеем выход на Персидский залив. Все это могло быть нарушено и иметь большие издержки. Сейчас этот минус тоже снимается.
После снятия санкций с Тегерана у Баку, по сравнению с Ереваном, появляется большой потенциал для развития экономических отношений с ИРИ. Если взять нашу ресурсную базу, мы никогда не позиционировали себя, как конкурента Ирана или России. Более того, мы всегда выстраивали отношения с Россией в контексте сотрудничества, и точно так же готовы в энергетической области выстраивать отношения с Ираном. Скажем, наш опыт, в области добычи нефти и газа больше, чем у Ирана. Наша Госнефтекомпания уже заявляет о готовности работать на территории Ирана со своим опытом, технологиями и капиталом. Мы готовы предоставить Ирану необходимую инфраструктуру для доставки его энергоресурсов на европейские рынки, в том числе и ту инфраструктуру, которую строим на территории Турции.
Помимо всего прочего, Иран для Азербайджана не чужое государство, в этой стране проживает более 20 млн азербайджанцев, и отсутствие между народами двух государств языкового и культурного барьера вполне может повлиять и на развитие ненефтяного сектора нашей экономики.
Одним словом, очевидно, что если усилия Израиля, Саудовской Аравии и конгрессменов США, направленные на срыв уже достигнутого Венского соглашения, не увенчаются успехом, это окажется только на руку Азербайджану - со всех точек зрения.
А.АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать