• среда, 24 Апреля, 04:18
  • Baku Баку 14°C

Национальный стандарт

18 июня 2016 | 11:17
Национальный стандарт

ДАТА
Если присмотреться внимательнее, в Азербайджане во всем предпочитают придерживаться национальных стандартов, отличительная черта которых - сбалансированность.
Когда 18 июня 1998 года общенациональный лидер Гейдар Алиев подписывал «Государственную программу по защите прав человека», он как раз подразумевал золотую середину между удовлетворением в полной мере желаний, потребностей индивида и соблюдением интересов общества. Можно считать, что с этого времени обеспечение прав человека в республике было определено одним из основных направлений государственной политики страны, а 18 июня 2007 года уже Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал указ о ежегодном праздновании в масштабах страны Дня прав человека.
Концептуальный подход
Во всех основополагающих законодательных актах Азербайджана, начиная с Конституции, проглядывается концептуальное понимание сущности прав человека, международных принципов и современной концепции в этой сфере. При этом именно с концептуальной точки зрения государство де-юре и де-факто однозначно признает естественное право индивидума, причем не по остаточному принципу, как в странах с авторитарными режимами, где довлеет приоритет государственных интересов. Да что там законодательство, даже на уровне имплементации (взаимоотношения граждан с органами юстиции, судебной системой, правоохранительными органами, пенитенциарными учреждениями) очевидно признание непреложного принципа, что права человека неотъемлемы с момента его рождения. Особенность национальной концепции прав человека основана на том, что они все-таки первичны, равно как первична задача государства эти права и свободы защищать, поскольку оно вообще-то создано для этого тоже, а кроме того, чтобы «обеспечивать правила игры» с тем, чтобы ни чиновник, ни гражданин не выходили за общественные нормы. Для примера - страны Запада, особенно их правозащитные организации буквально кичатся беспредельно естественными правами людей, и что в итоге? Взять тех же американцев - купил в магазине оружие, перестрелял, как в случае с Орландо, полсотни человек «в знак протеста». Или другой перегиб - полицейский при малейшем подозрении на агрессию прохожего может пристрелить его потому, что принял мороженное в его руках за гранату. Национальная концепция прав человека основана, прежде всего, на уважении человеческого достоинства, поскольку это - основа всего, и любой намек на его унижение, прежде всего, чиновником, противоречит самой концепции, отраженной в Конституции. Кстати, и в Уголовном кодексе, и даже в законе о СМИ есть статья об ответственности за посягательство на честь и достоинство, а ведь это принято не в каждой стране.
Кроме того, вся национальная система в области прав человека - система права принципов, допустим, той же презумпции в пользу невиновности. Иными словами, государство обязуется сначала обеспечить, защитить основные права и свободы человека, помочь их реализовать, гарантирует их в полном объеме, а потом уже накладывает какие-то законодательно обоснованные ограничения.
Еще одно концептуальное положение в правах человека - принцип недискриминации. Можно долго говорить о взлелеянной веками толерантности, культуре совместного проживания общин с диаметрально противоположным взглядом на религию и правила человеческого общежития. И хотя наша тема - права человека, все же надо признать, что уважительное отношение членов общества друг к другу, включая, повторюсь, отношения граждан и тех же полицейских, является плодом той самой национальной культуры.
Рассматривая концептуальный подход, стоит подметить еще так называемый принцип допустимости ограничений. В мировой теории, не говоря о практике, существуют целые критерии по тому, какие ограничения прав и свобод человека возможны. Национальная имплементация предполагает, что ограничения в поистине демократическом обществе должны быть необходимыми и, прежде всего, пропорциональными отражаемой угрозе. Понятно, что, отражая угрозу, например, в распространении экстремизма, непропорционально изымать всю религиозную литературу, как это делается в некоторых соседних странах. В том же специализированном Государственном комитете есть список экстремистских опусов, их и изымают - просто и доступно, главное - без цензуры и в рамках допустимого предотвращения ущерба. Кстати, те же страны Запада, где само понятие «ислам» поставлено под сомнение и подвергается обструкции, пытаются поучать официальный Баку в деле религиозных свобод, хотя им самим впору смотреться в зеркало.
Или вот концептуальный подход на примере выступлений Президента Азербайджана Ильхама Алиева. Глава государства неоднократно указывал на то, что забота о правах человека является государственной политикой, при этом всегда не устает повторять, что, в первую очередь, это нужно самим гражданам хотя бы той причине, что речь идет об их неотъемлемых правах и свободах. И еще один важный момент, но это уже вопрос политический, - все мы, имеется в виду среднее и старшее поколение, вышли из шинели тоталитаризма времен Советского Союза, когда не только не было концепции, но и прав человека - обо всех заботилось государство при условии «не возникать». В некоторых странах постсоветского пространства до сих пор действует этот принцип - предоставляются социальные льготы, бесплатный газ, дешевый бензин, на все остальное наложено табу. Так что, говоря словами Президента Ильхама Алиева, государство готово обеспечить права человека при условии, что граждане страны сами будут активнее отстаивать их на всех уровнях. В этом случае выиграют все, в том числе и общество, членами которого все мы являемся.
Это наш выбор
В Азербайджане, избравшем демократический путь развития, обеспечение прав и свобод человека выводится на первый план в качестве высшей цели государства. Эта стратегическая цель в первую очередь основана на правовых реформах и защите прав человека, а третья глава Конституции АР целиком посвящена этому аспекту. Текст статьи написан в духе уважения человека, его достоинства и неотъемлемых прав. Большая групп прав и свобод, утвержденных в Конституции, направлена на обеспечение свободы и неприкосновенности личности.
Во Всеобщей декларации прав человека подписан также международный пакт о социально-культурных правах, и в этой области мы можем служить примером для многих развитых стран. Тот факт, что наша республика в январе 2001 года стала полноправным членом Европейского союза, можно оценивать как доказательство выполнения ею обязательств, взятых в связи с ратификацией Европейской социальной хартии. Действующее пенсионное законодательство также отвечает стандартам, предусмотренным в Европейском Кодексе социального обеспечения по кругу лиц, имеющих право на получение различного вида социальных обеспечений.
Сегодня очевидным является согласование минимальной суммы пенсий с уровнем жизни, обеспечение в нашей стране социального обеспечения по инвалидности, старости, потере главы семьи. Даже в самых отдаленных уголках нашей республики пенсионеры и бюджетники своевременно получают материальные выплаты. Причиной этому является автоматизация данной системы. Пожилые граждане, инвалиды и лица, потерявшие глав семей, больше не вынуждены неоднократно идти в районные центры, ожидать своей очереди в почтовых отделениях, теперь они могут вовремя получать свои пенсии при помощи пластиковых карт. Разумеется, это является одним из наиболее действенных мер в направлении укрепления демократических принципов, прав человека.
Правительство придерживается в качестве основной линии в направлении реализации плана по устранению существующих сложностей именно такие аспекты, как совершенствование социальной сферы, а также признание прав человека. То есть нельзя устранить большие проблемы, с которыми наиболее часто сталкивается общество, не решив социальных проблем. Результат налицо - сегодня Азербайджан стоит в одном ряду с наиболее развитыми странами мира.
Однако, как известно, почти четверть века права граждан страны грубо и безнаказанно нарушаются в результате территориальных претензий Армении. За этот период 20% азербайджанских земель - Нагорный Карабах и 7 прилегающих к нему районов, были захвачены вооруженными силами агрессора, больше миллиона людей были лишены крова, изгнаны из родных мест, а Ходжалинский геноцид стал одной из наиболее вопиющих и страшных трагедий в истории человечества. Кстати, глава государства подписал 26 законов, 62 указа в связи с защитой прав наших сограждан, потерявших родные дома, Кабинет министров принял в связи с этим около 300 нормативных актов, потратив более 4 млрд манатов на решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев. Но восстанавливает ли это нарушенные права этих людей, их детей и внуков, лишенных права на Родину? Как можно назвать существующую ситуацию, если четыре резолюции ООН относительно незамедлительного и безусловного освобождения Арменией оккупированных азербайджанских земель, так и остаются на бумаге?
Несмотря на это, азербайджанский народ благодаря национальному единству, мужеству и силе воли, справится со всеми испытаниями, потому что верит в политическую прозорливость руководства страны, обеспечивающего права и свободы всех и каждого, независимо от национальной и религиозной принадлежности.
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать