• вторник, 16 Апреля, 15:20
  • Baku Баку 19°C

В поисках стабильности

14 июля 2016 | 11:56
В поисках стабильности

ПОЗИЦИЯ
Визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Баку продолжает поддерживать переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта в его активной фазе. По итогам прошедших встреч и переговоров, стороны сохраняли бодрый вид и в ответах на вопросы журналистов было немало позитива.
Своими мнениями по итогам визита Сергея Лаврова в Баку в интервью газете «Каспiй» поделились отечественные эксперты.
Расим Мусабеков, политолог, депутат Милли Меджлиса:
- Есть позитивная динамика в проходящих переговорах. Это было заметно по тому положительному настрою, который демонстрировали на итоговой пресс-конференции в Баку Сергей Лавров и Эльмар Мамедъяров.
Я думаю, в общем в российском руководстве созрело понимание того, что сохранять ситуацию в нынешнем виде трудно, и, более того, риски того, что ситуация войдет в военный штопор, достаточно велики. Мне кажется, российское руководство не желает осложнений как в отношениях с Азербайджаном, так и с Арменией. И есть понимание, что в конечном итоге даже неопределенность статуса Нагорного Карабаха не создает риски для войны, а вот сохраняющаяся оккупация азербайджанских территорий такие риски создает. Значит, надо ситуацию как-то двигать до того состояния, в котором стабильность будет надежно сохранена.
Это не означает, конечно же, что карабахский конфликт тем самым будет урегулирован и снят с повестки дня, однако то, что его продвижение до фазы, при которой риски войны будут сведены если не к нулю, то к очень низким значениям, и, что ситуацию можно будет поддерживать в стабильном состоянии достаточно длительное время, такое понимание у Москвы есть.
Все это создает предпосылки для реализации поэтапного плана урегулирования, о котором азербайджанская сторона уже говорит открыто, а армянская ограничивается какими-то недомолвками. Но, тем не менее, я думаю, что на повестке переговоров сегодня именно вопрос вывода армянских вооруженных сил с большей части азербайджанских территорий, что идет проработка вопроса о том, чтобы это стало частью некоей общей программы урегулирования, и чтобы это сопровождалось еще какими-то действиями, которые могут восприниматься армянской стороной как позитивные.
Кстати, для России также важно открыть коммуникации на ту же самую Армению через территорию Азербайджана. Это одновременно может означать разблокирование коммуникаций через Азербайджан и Армению на Турцию и Иран, в чем и Ереван должен быть заинтересован. Хотя в свете тех проектов, которые уже реализует Азербайджан, - это Баку-Тбилиси-Карс и обсуждаемый маршрут Север-Юг - транзитное значение Армении, конечно же, существенно снижается.
Сегодня со стороны некоторых наблюдателей звучат высказывания, что уже до конца нынешнего года азербайджанские беженцы смогут вернуться в свои места постоянного проживания - но там же все разрушено. Я думаю, что это слишком оптимистичная точка зрения, потому что даже если до конца года будет обеспечен реальный вывод армянских войск из 5 оккупированных районов вокруг бывшей НКАО, до того, как туда вернется местное гражданское население, там должны пройти операции по разминированию, восстановлена элементарная социальная инфраструктура, обеспечена подача хотя бы электричества, воды. Должна быть обеспечена безопасность для возвращающихся людей прежде всего. Возможен в этих целях и временный ввод туда разделительных миротворческих сил. Все эти вопросы должны быть продуманы и решены.
Таким образом, о возвращении беженцев в свои дома говорить пока рано, но сегодня важно, чтобы до конца года было не только подписано соглашение, но и обеспечен в практическом плане вывод армянских сил с оккупированных азербайджанских земель.
Что касается вопроса, а готово ли будет армянское население и руководство согласиться на все эти условия, я задам встречный вопрос - а есть ли у них выбор? Воевать в одиночку с Азербайджаном (если учесть, что эти предложения принимаются, в том числе и Россией)? Мало ли каким бредом армянские руководители забивают головы своему населению - об «освобожденных» территориях, о том, что нельзя отдавать «ни пяди священной земли», и т.д. Тут, скорее, надо помнить, что сам Серж Саргсян неоднократно публично признавал, мол, это не наша родина, это «пояс безопасности». То есть лично Саргсяну не придется отступать от той позиции, которую он должен будет занять по итогам подписания соглашения, - потому что он именно ее всегда и озвучивал.
Ну а что касается радикалов, ему придется принять меры по их нейтрализации - на то она и власть. Или же он может предложить им самостоятельно пойти защищать так называемые «священные рубежи родины», и испытать на себе всю мощь азербайджанских вооруженных сил.
Тофик Аббасов, политолог:
- Полагаю, что визит Лаврова показал, во-первых, повышенный интерес российской дипломатии к карабахской проблеме и к региону Южного Кавказа в целом. Дело в том, что скоро в Баку пройдет трехсторонний саммит с участием руководителей Азербайджана, Ирана и России. Естественно, что Лавров по долгу службы занимается подготовкой визита своего президента. Отрабатывается повестка встречи, решаются многие технические вопросы.
Как известно, имеются проблемные статьи, связанные со статусом Каспия и т.д. Несомненно, что все это нашло свое отражение в Бакинском раунде. Но в то же время, будучи ключевым человеком российской дипломатии, Лавров в ходе визита затронул широкий спектр вопросов, связанных с региональной проблемой развития, интеграции. Скорее всего обсуждался и вопрос нормализации российско-турецких взаимоотношений, в контексте чего азербайджанская дипломатия также приложила не мало усилий.
Вместе с тем, судя по духу итоговой совместной пресс-конференции, можно говорить о позитивных результатах. Тем более, что, по словам Лаврова, весь динамизм дипломатической работы, охватывающей прежде всего разруливание карабахской проблемы, станет достоянием гласности в странах, кровно заинтересованных в нормализации данной проблемы.
Во-вторых, Лавров отметил готовность сторон к компромиссам. Из этого можно сделать вывод, что Москва сама очень заинтересована в разблокировании кризиса, а также желает раз и навсегда найти алгоритм, чтобы предотвратить возобновление боевых действий и новых провокаций. Подвешенное состояние таких конфликтов всегда создает вакуумную среду, чем всегда пользуются силы, делающие ставку на силовое решение проблемы. Поэтому Россия, как страна, не желающая иметь рядом со своими национальными границами такой серьезный конфликт, намеревается разрешить его раз и навсегда и поэтапно найти ключи к решению этой проблемы.
Что касается перспектив, то политический диалог между Москвой и Баку идет в нормальном русле.
С другой стороны, имеются осложнения во взаимоотношениях Москвы и Еревана, из чего никто секретов не делает. В таком случае складывается очень не простая конъюнктура для разгуливания в рамках треугольника. Тем не менее дипломатия на то и существует, чтобы находить скрытые ответы на вопросы, находить алгоритмы и делать это нередко приходится не благодаря, а вопреки обстоятельствам.
Возвращаясь же к словам самого Лаврова, что, если удалось найти решение по иранской ядерной проблеме, то карабахская, наверное, будет более доступной.
В целом же я полагаю, что бакинское турне Лаврова было результативным. В ходе встреч главы российского МИД с Президентом Ильхамом Алиевым и азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым был рассмотрен самый широкий круг вопросов и по итогам переговоров стороны делали оптимистичнее заявления.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать