• суббота, 20 Апреля, 09:29
  • Baku Баку 14°C

Посол Турции: Мы не простим тех, кто отнесся к нам предвзято и сотрудничал с армянами

04 августа 2016 | 16:40
Посол Турции: Мы не простим тех, кто отнесся к нам предвзято и сотрудничал с армянами

Эксклюзивное интервью посла Турции в Азербайджане Исмаила Алпера Джошгуна информагентству Report.
- Господин посол, какова на сегодняшний день общая обстановка на территории Турции? Как по Вашему, когда ситуация нормализуется?
- Каких-либо серьезных вопросов нет. 15 июля Турция столкнулась с серьезной угрозой, страна осталась лицом к лицу с попыткой госпереворота, за которой стоял ныне проживающий в Пенсильвании лидер террористической организации FETО Фетхуллах Гюлен.
Мы ни в коем случае не связываем это с Вооруженными силами Турции, которые являются зеницей нашего ока.
Это было инициативой микроба, проникшего в Вооруженные силы и другие госструктуры. Они хотели свергнуть конституционный строй. Это было серьезным вопросом и большой опасностью. Очень жаль, что не обошлось без жертв. Однако в ответ на призыв президента, люди вышли на улицы. Следует отметить, что на улицы вышли не только представители Партии справедливости и развития, но и турецкий народ в целом. Продемонстрированное на улицах единство отразилось и в парламенте. Политические партии объединили силы и в настоящее время в рамках конструктивного диалога между властью и оппозиционными партиями принимаются необходимые шаги. На следующий день после известных событий ситуация была взята под контроль и нестабильности не наблюдается. Просто, объявлено чрезвычайное положение в целях скорейшей ликвидации возможной опасности. Какие же шаги предпринимаются на данный момент?! Мы занимаемся чисткой в Вооруженных силах, других госструктурах, в том числе министерстве иностранных дел, где работаю я сам. Эти структуры очищаются от вирусов, которые годами молча и втихаря пытались устроиться. Мы также пытаемся еще более усилить эти структуры.
Что же касается ситуации на улицах, как говорят руководители нашего государства и правительства, организовываются демонстрации в праздничном настрое и с турецким флагом, что является показателем желания недавно столкнувшейся с опасностью страны идти вперед вместе и сообща.
- Когда Турция будет очищена от представителей FETО? Вы отметили, что чистка ведется и в МИД Турции. Были ли за последние два-три года уволенные в связи с этим вопросом в посольстве Турции в Азербайджане?
- Уволенных в нашем посольстве не было. Как и в других посольствах, у нас были новые назначения, а также сотрудники, срок назначения которых истек. Однако уволенных в связи с данным вопросом не было. Как говорил наш министр иностранных дел, проводилась серьезная работа для размещения в нашей структуре представителей террористической организации, были попытки размещения ими "своих людей" в закрытых отделах МИД. Следует хорошо осознавать то, о чем мы повествуем. Они настолько мастерски устроились в госуправлении, что отстранить их открыто не удавалось.
К примеру, очень жаль, что приближенные к главе нашего государства и начальнику Генштаба люди оказались членами этой террористической организации. Поэтому в Турции принимаются серьезные шаги. На сегодняшний день из различных структур в Турции отстранили более 60 тыс. человек. Их не уволили, не арестовали, просто ведутся конкретные расследования с учетом подозрений на их связь с FETО в той или иной форме. При подтверждении чьей-либо вины суд принимает решение об их аресте. Были также и те, кого уволили из-за подтверждения их причастности. Сюда можно отнести и более 3 000 военнослужащих, уволенных из Вооруженных сил Турции. Это - очень сложный и горький опыт. Как говорит глава нашего государства, это не месть, это - принимаемые в соответствии с законом шаги, которые осуществляются с чувством сострадания, и мы реализуем их.
- Продолжаются ли консультации с Азербайджаном в рамках борьбы с FETО?
- Естественно. Каждый должен знать, что мы всегда и в каждом вопросе находимся рядом с Азербайджаном. Количество взаимных визитов не счесть, даже на проводимых в третьих странах мероприятиях высокопоставленные официальные лица наших стран непременно находят время для беседы. Азербайджан является нашим самым близким стратегическим партнером, другом и братом. С этой страной мы открыто обсуждаем любой вопрос. Турция делится с Азербайджаном всем, как оценкой, связанной с внутренними и международными вопросами, так и существующими угрозами и опасностью. Азербайджан стал одной из стран после Турции, в которой действует FETО. Мы открыто делимся с Азербайджаном своим опытом, как делает это и Азербайджан. В конечном счете мы хотим вместе служить нашей нации с намерением объединить силы вместе с Азербайджаном.
- Одним из требований, поставленных Западом перед Турцией, является изменение закона о борьбе с терроризмом. Как по Вашему, не является ли это вопросом, направленным на территориальную целость Турции и ее федерализацию?
- Этот вопрос встал на повестке в составе свободных обсуждений, проводимых нами с Евросоюзом.
Однако здесь нужно учитывать следующее: во-первых, уже долгие годы Турция является страной, борющейся с серьезной угрозой терроризма, во-вторых, Турция не является единственной страной, подвергающейся террористическим нападениям. Очень жаль, что с этой проблемой сталкиваются многие страны. Мы знаем о событиях во Франции, Германии, Бельгии и пр. странах.
В-третьих, в какой бы стране вы не были, там будут говорить о необходимости совместной борьбы с терроризмом, однако ответы на вопросы о форме распознания терроризма будут отличаться.
Очень жаль, что в вопросе распознания терроризма на международном уровне не существует стандартной договоренности.
Если честно - это позор человечества. Единой позиции по этому поводу нет. Очень жаль, что в различных странах ставят различия между такими понятиями, как "далекий террорист", "близкий террорист", "террорист, наносящий мне вред", или же "террорист, не наносящий мне вреда". Хотя в мире не должно быть такого понятия. Не хочу называть страну, однако мы все стали свидетелями теракта, совершенного из далекой страны. Сейчас для совершения террора не нужно ехать в какую-то страну, примером этому могут служить кибератаки. Подобного пристрастного отношения и дискриминации не должно быть в то время, когда зайдя в интернет можно ознакомиться с механизмом изготовления наиболее простой бомбы. Сирия может послужить этому хорошим примером. Определенные силы внутри Сирии закрывают глаза на террористические организации, совершающие террор против Турции и турецких граждан, что категорически недопустимо. Одним словом, нужно бороться со всеми видами терроризма. Принимать шаги для смягчения закона о борьбе с терроризмом в то время, когда Турция борется с террором, было бы нецелесообразно. Это могут расценить как неосознание масштабов угрозы. Следует хорошо изучить, почему подобные требования выдвигаются именно в нынешний период. Мы не намерены принимать связанные с данным вопросом шаги в то время, когда террористической организацией FETО была совершена попытка госпереворота. Надеюсь, что в скором времени мы станет свидетелями уничтожения террора.
- Может ли быть создан турецко-российский блок после наблюдающейся в последнее время положительной тенденции в отношениях между Турцией и Россией?
- Думаю, что понятие блока осталось позади. Это понятие не соответствует XXI веку. Кто говорит об этом? Это говорю я - посол Турции, являющейся членом НАТО. Мы являемся членами НАТО, однако не видим роли этого союза как блока. В данном регионе Россия является нашим важным партнером, дружественной страной. В недалеком прошлом мы пережили большие сложности. Отрадно, что у нас была возможность конструктивных переговоров и призыв, сделанный нами сразу же после разрыва связей, был услышан, и в последнее время связи между Турцией и Россией продолжаются как и прежде. Это принесет пользу не только Турции, но и всем странам региона, включая Россию и Азербайджан. Так как напряженность никому не принесет пользы. Помимо того, что Россия - одна из передовых стран региона и мира, которая является постоянным членом Совбеза ООН, на протяжении истории она была дружественной страной, которой Турция придавала важное значение. Существуют вопросы, в которых наши мнения расходятся. Думаю, что развитие наших связей предоставит возможность для их решения путем конструктивных переговоров. В ближайшее время должны встретиться главы наших государств. Думаю, что это принесет пользу Турции, России и региону.
banner

Советуем почитать