• пятница, 19 Апреля, 11:08
  • Baku Баку 13°C

В добровольной самоизоляции

13 августа 2016 | 10:57
В добровольной самоизоляции

ВЗГЛЯД
С подавлением вооруженного мятежа в ереванском районе Эребуни резко ухудшилась внутриполитическая ситуация в Армении, в частности, участились акции протеста против правящей группировки. Своим видением положения в Армении с читателями газеты «Каспiй» поделился известный российский политический аналитик, правовед доктор исторических наук Олег Кузнецов.
- Кто стоял за вооруженным мятежом в Ереване и в чем его причины?
- Я думаю, что мы никогда не получим объективного ответа на этот и другие вопросы. Армения - не менее закрытая, чем Северная Корея, с той только разницей, что корейцы живут в принудительной изоляции, а армяне - в добровольной самоизоляции. Формально можно говорить о том, что захват заложников и территории полицейской части был связан со стремлением освободить из-под стражи одного из одиознейших армянских террористов ХХ - XXI веков Жирайра Сефиляна, но так ли это было на самом деле - сказать очень сложно, практически невозможно.
Конечно, можно долго и много рассуждать на счет того, что Сефилян - бывший американский спецназовец, правая рука Монте Мелконяна, радикальный лидер не менее радикальной оппозиции, ярый противник Сержа Саргсяна в вопросе переговоров о судьбе оккупированных азербайджанских земель. Но эти слова ничего не будут стоить, поскольку этот человек давно уже интегрировался в политическую жизнь Армении и в 2006 году уже предпринимал попытку организации государственного переворота, хотя был осужден только за незаконный оборот оружия. Причин для мятежа можно назвать много: от личной неприязни к Сержу Саргсяну до системного неприятия его внутренней и внешней политики, но что конкретно двигало боевиками «Сасна црер», этого я сказать не могу.
- Почему, несмотря на митинги поддержки действий этой группы, Саргсян все же пошел на силовое решение проблемы, в том числе на разгон митингов?
- Давайте посмотрим на ситуацию трезво, безотносительно того, что дело происходит в Армении: в центре столицы страны вооруженные мятежники захватили полицейскую часть и публично заявили о начале государственного переворота. Что должна делать власть в таком случае в любом нормальном государстве? Естественно, давить мятеж всеми доступными ей средствами, стремясь при этом избежать потерь среди гражданского населения, не замешанного в этом мятеже. Поэтому то, что делали правоохранительные органы Армении в отношении боевиков экстремистской или даже террористической группировки «Сасна црер», - это абсолютно нормально и с точки зрения здравого смысла, и с точки зрения функционирования государства, и с точки зрения верховенства закона. Лично я не вижу в действиях спецслужб и войск полиции Армении какого-то нарушения своих функциональных обязанностей и собственного предназначения: их обязанность - подавить мятеж, и с ней они справились вполне профессионально.
Разгон митингов в поддержку мятежников - это тоже, по моему мнению, нормальная практика для любого государства. Через такие митинги террористы могут получать пополнение, провиант, наркотики, про оружие и боеприпасы я не говорю, т.к. их было захвачено достаточное количество непосредственно в самой полицейской части. Мне не понятен другой факт: почему на территорию полка патрульно-постовой службы как ворвались 31 человек, так 31 человек и покинули его - 11 на носилках и 20 самостоятельно? Хотя митинг в поддержку боевиков шел под стенами злополучного полка.
Получается, что митингующие, даже те, кто был готов покончить жизнь самосожжением, отнюдь не торопились пополнить ряды террористов, хотя для этого у них были все возможности. Следовательно, между митингующими и боевиками не было такой органической спайки, на существование которой намекаете вы, и митинг был не в поддержку экстремистов, а против правящего политического режима, что, согласитесь, не одно и то же. Но так как он хронологически и ситуационно совпал с мятежом, то и его разогнали во избежание более серьезных последствий. Лично для меня все выглядело вполне логично и закономерно.
- По протестным митингам видно, что в армянском народе зреет недовольство официальным Ереваном, но при этом также видно, что митингующие лишены лидера, особенно после арестов ряда оппозиционных активистов. Означает ли это, что Саргсяну удалось переиграть оппозицию и подавить организованное недовольство?
- Насколько мне видится происходящее, армяне вполне довольны тем, что живут в собственном моноэтническом государстве, поэтому я не думаю, что они протестуют против «официального Еревана». Мишенью их протестных выступлений является или политический режим в стране, или - более узко - правящий «карабахский клан», состоящий из полевых командиров незаконных вооруженных формирований армянских сепаратистов Нагорного Карабаха, пришедший к власти в стране в результате террористического акта в Национальном собрании Армении в 1999 году.
Его экономическая и социальная политика отбросила армянский народ на несколько десятилетий назад, что вызывает вполне естественное недовольство и протесты обывателей, но это не означает того, что все они желают, чтобы Армения утратила государственный суверенитет и вошла в состав России, Турции, Ирана или Азербайджана. Будучи марксистом по своим методологическим подходам к анализу ситуации, я всегда говорил и повторю еще раз, что в конкурентной борьбе между холодильником и телевизором всегда побеждает холодильник. Обыватель, чувствующий свое обнищание, никогда не будет сторонником господствующей идеологии, пока будет голоден, но всегда с охотой поддержит ее, когда будет сыт. Армянский обыватель сегодня голоден и беден, он готов выражать свое недовольство собственной жизнью, используя для этого любой повод, в том числе и вооруженный мятеж. Но это не означает того, что он будет на стороне путчистов.
Что касается второй части вашего вопроса об отсутствии в нынешнем оппозиционном политическом мейнстриме Армении адекватных лидеров, то хочу сказать в отношении этого следующее: таких лидеров в этой стране в принципе быть не может. Дело в том, что на протяжении последних 25 лет в политику допускались лишь «еркрапа» - участники Карабахской войны 1988-1994 гг. или их дети и ближайшие родственники, кто имел опыт военной службы в оккупационных частях на территории Азербайджана.
За последнюю четверть века в Армении сформировался совершенно однородный слой политиков и чиновников с совершенно конкретным менталитетом и идеологией. Поэтому политическая жизнь в Армении изначально не предполагает борьбы идей, а представляет собой борьбу амбиций кланов и группировок, которые для себя хотят лишь доступа к государственным ресурсам. Поэтому все армянские политики выглядят сегодня на одно лицо, будто инкубаторские бройлерные куры - одинаковые мысли, одинаковые манеры, одинаковые приемы политической борьбы.
Есть еще один немаловажный аспект, на который следует обращать внимание: ни один клан или группировка в Армении сегодня не самостоятельны, каждая такая структура отражает интересы конкретного внешнего спонсора - или из России, или из США, или из Франции, или из Ливана, или еще откуда-нибудь. У Армении нет своей национальной экономики, поэтому нет собственных денег. Все деньги там - «серые», из внешних инвестиций или спонсорских пожертвований. Поэтому смысл политической борьбы внутри республики сводится к захвату власти без изменения сути этой власти, а пока это так, нет смысла говорить о лидерах новой формации что среди правящей элиты, что среди оппозиции.
- В правоохранительных органах Армении начались массовые отставки и увольнения. С чем это связано?
- С бездеятельностью, коррумпированностью и непрофессионализмом увольняемых чиновников. Случай с боевиками из «Сасна црер» - ярчайшее тому подтверждение. Я до сих пор не могу понять: то ли они действительно ничего не знали о том, что группа из 30 боевиков вооружается и готовится напасть на расположение полка полиции, что само по себе свидетельствует о глубоком системном кризисе внутри правоохранительных органов и их руководства, то ли оно не придало оперативной информации должного значения, восприняв ее за обыденность, что означает, что на территории Армении сегодня почти что открыто действуют десятки полулегальных вооруженных формирований, так или иначе связанных с государством, и такое положение дел является нормой.
Если это так, то становится понятным, почему 30 вооруженных мужчин почти без сопротивления захватили расположение полка полиции, - все знали об их существовании, но никто не ожидал от них такой ретивости. Сами понимаете, что такое положение дел с позиции здравого смысла ненормально, и виноваты в этом конкретные начальники конкретных оперативных служб конкретных правоохранительных органов. То, что случилось в Ереване, - это посмешище и позор на весь мир.
Возможно, что Серж Саргсян в глазах определенной части мирового сообщества, в том числе азербайджанцев, - мерзавец, но он отнюдь не идиот и не самоубийца. Поэтому отставки и увольнения в этом случае - вполне разумные и закономерные действия на посту главы государства.
- В последнее время Саргсян зачастил в Нагорный Карабах. Почему? Кто кого там инструктирует: Саргсян карабахцев или наоборот?
- Нагорный Карабах и вообще все оккупированные территории Азербайджана - это «Ахиллесова пята» политического режима Саргсяна: ни он сам, ни его окружение не продержатся ни дня в Ереване, если будет восстановлена международно-правовая справедливость в отношении оккупированных территорий. В то же время Саргсян, как глава государства, должен точно знать обстановку в зоне нагорно-карабахского конфликта не с чужих слов, а видеть ее собственными глазами, чтобы понимать, как вести себя на переговорах по урегулированию этого конфликта, интенсивность проведения которых в этом году чрезвычайно возросла. Чем выше интенсивность переговоров, тем чаще он должен быть в Карабахе, чтобы мониторить там динамику ситуации «в ручном режиме», оттого он вынужденно зачастил туда с рабочими визитами. Лично для меня это вполне укладывается в логику государственного управления такой маленькой по территории страны, как Армения.
Что касается второй части вашего вопроса о том, кто кому дает советы, скажу так: все последние 25 лет простые жители или обыватели Нагорного Карабаха являются отнюдь не творцами, а заложниками ситуации, которая развернулась вокруг них помимо их воли. Их никто никогда ни о чем не спрашивал, не спрашивает и не будет спрашивать. Они для армянского истеблишмента - бессловесные жертвенные животные, положенные на алтарь политических или финансовых амбиций. Армянское население Нагорного Карабаха живет в ставшем реальностью виртуальном мире - в несуществующей стране без законного правительства и законов, в условиях натурального хозяйства, т.е. на подножном корме. Людей насильно загнали в XIX век, и после этого вы спрашиваете, кто кому советует?
- Армянская диаспора также не поддерживает Саргсяна. А учитывая и недовольство его правлением в самой стране, стоит ли ожидать в ближайшие месяцы, может быть год, свержения Саргсяна?
- Я не стал бы делать таких поспешных и скоропалительных выводов. Прежде всего надо понимать, что армянская диаспора далеко неоднородна, в ее структуре существуют различные региональные, социальные и финансовые группы, интересы которых зачастую не только не совпадают, но и находятся в антагонистическом противоречии. Достаточно вспомнить, что в диаспоре существуют две армянские националистические партии - «Гнчак» и «Дашнакцутюн», между собой враждуют Эчмиадзинский католикосат и Киликийский экзархат, и подобных примеров можно приводить много. В конце концов, лично Серж Саргсян пользуется поддержкой армянской диаспоры России, которая лоббирует непосредственно его перед Кремлем. Отвечая на один из предыдущих вопросов, я говорил о том, что Армения - это страна, существующая исключительно за счет внешних финансовых вливаний, причем инвестируется не только оппозиция, но и действующий политический режим. Следовательно, армянская диаспора не настолько едина в своей ненависти к Сержу Саргсяну, как это хочется видеть.
Что же касается того, будет ли 2016 год последним годом правления нынешнего армянского президента, я ничего не могу сказать конкретно на этот счет, особенно в свете событий второй половины июля в Ереване. Борьба за власть в этой стране всегда осуществлялась и осуществляется сегодня исключительно экстремистскими и террористическими средствами и методами, поэтому события могут развиваться самым причудливым образом. Кто в 1999 году мог предположить, что пять вооруженных мужчин смогут беспрепятственно войти в здание парламента Армении и убить во время заседания 22 человека, включая спикера парламента и вице-премьера правительства? Я точно не мог. Поэтому делать прогнозы относительно перспектив власти в стране, не живущей по общечеловеческим законам, я вообще не берусь.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать