• пятница, 29 Марта, 13:52
  • Baku Баку 14°C

В Армении опасаются предательства

20 августа 2016 | 10:27
В Армении опасаются предательства

СИТУАЦИЯ
Армянское общество взбудоражено. Тема «готовящегося предательства» в непризнанной «Нагорно-Карабахской республике» («НКР» - здесь и далее кавычки наши), то есть односторонних уступок Азербайджану, - едва ли не самая обсуждаемая как за чашкой кофе, так и в армянском сегменте социальных сетей.
Недавние встречи президента РФ Владимира Путина с азербайджанским и армянским коллегами Ильхамом Алиевым и с Сержем Саргсяном спокойствия армянам не добавили. Суть переговоров осталась неизвестной. По прозвучавшим же «намекам» о карабахском урегулировании можно предположить что угодно. Но с учетом требований противников напрашивается вывод, что если говорится о сдвиге в этом процессе, то скорее азербайджанская сторона ближе к продвижению своих интересов, пусть минимально локальных, чем армянская. Потому как у нее требований несколько - начиная от восстановления юрисдикции в районах из так называемого пояса безопасности вокруг Карабаха и возвращения туда беженцев, заканчивая отказом армян от суверенитета «НКР». Тогда как у армянской стороны одно - признать суверенитет «НКР». На худой конец - оставить его в покое, забыв о силовом варианте решения вопроса.
Собственно об этом заявил парламентскому изданию Франции, а именно там может состояться следующая встреча на высшем уровне, президент «НКР» Бако Саакян. Он подтвердил, что в процессе урегулирования может начаться новый этап, если только Баку начнет уважать соглашение о перемирии, заключенное еще в 1994 году. Саакян подтвердил желание вернуться в переговорный процесс, из которого «НКР» вышла не без подачи Еревана, посчитавшего, что его усилий достаточно для защиты армянских интересов. И, наконец, он отметил, что взаимные уступки должны быть «трезвые, разумные и равноценные, к ним армянская сторона готова, если они не подрывают безопасности и не станут для противника поводом для нового нападения».
Иначе говоря, армянская сторона требует твердых гарантий мира. Только в этом случае она может рассмотреть вопрос удовлетворения, естественно частичного, требований Азербайджана. Понятно, что признания «НКР» и рамочного договора о мире от Баку не добиться. Тяжело представить себе и то, что уровень доверия между сторонами вдруг возрастет до такой степени, что они ограничатся «джентльменским соглашением» - речь в первую очередь о недоверии армян, обоснованном вдвойне после «четырехдневной войны» в апреле. То есть ситуация в таком случае может свестись к необходимости ввода в регион разделительной силы. Кто окажется в этой роли - просчитывается легко. Возможно, это будут смешанные интернациональные силы. Но обязательно с участием или даже при доминировании России. Против другого сценария будет возражать она сама. Ее же лидирующая миротворческая роль может оказаться наиболее приемлемой из всех других теоретических.
Азербайджан согласится, лишь бы добиться хоть какого-то прогресса в вопросе. В пользу этого говорит и заметное потепление в отношениях Баку и Москвы и одновременное похолодание в его отношениях с Западом. Конечно, Азербайджан был бы не против участия Турции, но уговорить на это Армению не представляется возможным.
С Арменией проще - Россия остается ее стратегическим союзником, в стране дислоцирована российская база, и появление еще одной, формально с другими задачами и менее мощной, в плане иностранного военного присутствия ничего не изменит. И как раз в эти дни Армения начала получать российские вооружения по кредитному договору.
Россия в этом случае увеличит свои возможности влиять на конфликт, укрепит позиции в регионе, что с учетом выстраиваемой оси с Ираном и через Азербайджан, и через Армению, спада напряженности в отношениях с Турцией и перспективами их улучшения позволит говорить о серьезном геополитическом успехе. Таким, какого Москва давно не испытывала. Но все это только в том случае, если сами стороны конфликта посчитают сценарий не противоречащим их интересам.
«НГ»
banner

Советуем почитать