• пятница, 29 Марта, 01:58
  • Baku Баку 7°C

Экономический мост

06 сентября 2016 | 11:02
Экономический мост

РЕГИОН
Все-таки заразителен не только дурной пример, но и положительный. Идея официального Баку диверсифицировать маршруты, ранее воспринимавшаяся некоторыми геополитическими игроками как не соответствующая устоявшемуся стержню внешнеполитического вектора, находит все больше приверженцев.
Вот и Иран полностью поддерживает возрождение Шелкового пути - караванной дороги, связывавшей Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в средние века.
Авторитетное заявление
Бывшего главу МИД, ныне руководителя Центра стратегических исследований в Совете по определению политической целесообразности Ирана Али Акбара Велаяти излишне представлять. Это человек слова, и его устами обычно глаголет власть теократического режима. Выступая в Казвине на заседании XI Международного форума мэров городов Великого шелкового пути, он особо подчеркнул, что его страна будет играть ключевую роль в экономической программе исторического маршрута посредством важных морских портов Бендер-Аббас и Чабахар, являющихся стратегическим узлом, соединяющим к тому же не только морские, но и сухопутные артерии.
Понятно, что основным бенефициаром нововведения будет Поднебесная, поскольку именно товары тамошнего происхождения большей частью будут поступать на Запад, однако муллократия вполне положительно относятся к тому факту, что Китай получит ряд преимуществ - пара тысяч километров транзита с многомиллионным ежегодным наваром его пока вполне устраивают. Хотя есть один немаловажный фактор - официальный Тегеран полностью одобряет укрепление экономических позиций дальневосточной, однако не секрет, что есть ряд стран, которые выступают против этого. Между тем, сотрудничество с Китаем будет крайне выгодно для Ирана, так как порты Бендер-Аббас и Чабахар представляются китайской стороне идеальным вариантом для достижения стоящих перед ней целей.
Как видим, пока США готовится к выборам, Россия озабочена ситуацией в Сирии, Иран и Китай семимильными шагами идут к своей цели - к построению экономического моста на самом большом континенте мира. И это не случайно - упомянутый тандем значительно активизировал сотрудничество в различных областях за последние месяцы. Так, во время официального январского визита главы политического руководства Китая Си Цзиньпина, между странами было подписано 17 документов о сотрудничестве в экономической, промышленной, культурной и судебной областях.
Кому невыгоден этот вариант?
Выгодно ли США реализация этого проекта, связывающего Китай и ЕС через Иран? Конечно же, нет. Достаточно сказать, что по тогам 2015 года, объем товарооборота между этими сторонами составил $564 млрд, тогда как на долю американцев в торговле с Китаем пришлось $558 млрд. И если транзитный потенциал Ирана будет использован на полную мощность, то этот разрыв неизбежно усилится. А ведь европейский рынок для США очень важен. Более того, усиление позиций Пекина через экономический фактор в регионе Среднего Востока и Центральной Азии также не входит в стратегические интересы США.
Не в восторге от этих планов и Россия, так как Шелковый путь минует ее. Не случайно в последнее время портятся отношения Китая и России, которая, как утверждают некоторые аналитики, ведет тайную игру с США против Поднебесной. Очевидно, что судьба проекта вновь зависит от стабильности, на этот раз, в Афганистане, где сильны позиции США, в Таджикистане, где влияет Россия и... в самом Иране.
Компетентное мнение
Как сказал в беседе газете с корреспондентом газеты «Каспiй» завотделом истории и экономики Ирана Института востоковедения имени академика З.М.Буньятова Видади Мустафаев, конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке сковывают экономические позиции Китая в Восточной Азии, а Евросоюза - в Западной Европе:
- Поэтому Пекин и Брюссель, пытаясь наладить железнодорожный грузопоток, устремляются в море с относительно свободным пространством. После завершения строительства недостающих звеньев пути на границах с Афганистаном и Ираком Иран превратится в основной коридор для доставки грузов в эти страны. Задача стоит более чем внушительная - за десятилетие Китай и Иран намерены увеличить взаимный товарооборот до $600 млрд. Пока же речь идет о цифре $51,8 млрд, зафиксированной по итогам 2014 года.
Чтобы воплотить в жизнь намеченное, Пекину предстоит инвестировать значительные средства в модернизацию иранских железных дорог, которые простираются на расстояние более 11 тыс. километров, ежегодно перевозя 36 млн тонн грузов и свыше 26 млн пассажиров. Не случайно Евросоюз возлагает особые надежды на Поднебесную, ведь на кону $564 млрд товарооборота, зафиксированного по итогам 2015 года, и цифра эта будет только нарастать.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать