• пятница, 19 Апреля, 05:09
  • Baku Баку 18°C

Без ожиданий

06 сентября 2016 | 13:51
Без ожиданий

КОММЕНТАРИЙ
Последние месяцы весь мир был в ожидании итогов саммита лидеров стран «Большой двадцатки» (G20) в китайском городе Ханчжоу. Планировалось, что форум, особенно на фоне глобального кризиса, станет прежде всего экономическим, однако наиболее обсуждаемыми, как и год назад в турецкой Анталье, стали военно-политические темы.
С душой или с душком?
Основные события саммита лидеров крупнейших экономических держав произошли в кулуарах мероприятия, тем более, что последние два года Украина и Сирия остаются двумя основными конфликтными зонами в мире, урегулирование которых активно обсуждали страны G20. И тут, понятное дело, американцы и русские закулисно сколачивают себе сторонников, хотя всем понятно, что и те, и другие останутся при своих интересах.
Все же надо отдать должное лидеру принимающей стороны Си Цзиньпиню, который рискнул в своей приветственной речи отдать предпочтение крупнейшим экономическим проблемам, потому как у него самого их накопилось выше крыши. Благодаря ему мир услышал про нелицеприятное обозримое будущее: оказывается, глобальная экономика подкатилась к поворотному моменту в истории - это когда из-за девальвации, инфляции покупательская способность населения опускается до мизерных единиц, когда спрос падает, а рынки даже ширпотреба становятся крайне нестабильны на фоне вялой торговли и инвестиций. Китайский лидер призвал всех одуматься и «воздержаться от пустых разговоров», тем более, что все взаимосвязано - и кризис в сталелитейной индустрии, и налогообложение таких транснациональных корпораций, как Apple, и переговоры по brexit Британии из ЕС.
Еще до начала саммита Международный валютный фонд (МВФ) предупредил о том, что в этом году, скорее всего, понизит свой прогноз по темпу роста мировой экономики в целом. Кстати, по итогам британского референдума о выходе из Евросоюза эта глобальная структура уже понижала собственный прогноз по темпам роста мирового ВВП до 3,1% в этом году и 3,4% - в следующем. Что взять с мировой экономики, если международная финансовая система уже трещит по швам. России, Китаю и еще нескольким гигантам не нравится привязка мировых цен к доллару, потому что они автоматически становятся заложниками настроения федеральной резервной системы США, которая чуть не каждый квартал грозится то поднять, то опустить централизованные процентные ставки по кредитам. Так что, несмотря на заверения участников обсуждений о том, что саммиту придан особый дух, очевидно, что встреча, скорее всего, была пропитана душком очковтирательства.
Большое закулисье
Большой плюс для тюркского мира в том, что если на прошлогодний саммит Турция в качестве хозяйки пригласила Азербайджан, в этом году Поднебесная удостоила такой же чести Казахстан. На этом и ограничимся, поскольку ни Баку, ни Астана не принимают участия в закулисных переговорах, предпочитая откровенный диалог на пользу всем участникам.
Нынешний саммит тем и запомнился, что лидеры стран совещались в кулуарах о преодолении кризисов, хотя и эти неофициальные рандеву в основном не принесли конкретных результатов. В итоге едва ли не самыми обсуждаемыми событиями саммита стали различные казусы вроде неподанного трапа к самолету американского президента Обамы, мороженого, подаренного Путиным китайскому лидеру, и даже того, как британский премьер Тереза Мэй забыла подать руку президенту РФ при их первой личной встрече.
Между тем самый предметный результат тусовки в Ханчжоу был представлен еще перед открытием мероприятия. Сразу по прибытии Си Цзиньпин и Барак Обама совместно объявили о ратификации Парижского соглашения по климату. Так что есть перспектива того, что наши дети смогут в обозримом будущем жить без довления парникового эффекта.
Обычно наблюдатели с нетерпением ждут встречи президентов США и России, но на сей раз ни Путин, ни Обама не были настроены на достижение даже промежуточного результата, хотя им было что сказать о судьбах миллионов людей, живущих в страхе и чуть не впроголодь в Сирии и на востоке Украины. Рандеву с глазу на глаз руководителей двух ведущих по уровню влияния держав хоть и продолжалось около полутора часов, но не принесло ни прорыва, ни надежды. Причина в том, что для обоих упомянутые страны интересны не народонаселением и культурными ценностями, а стратегической важностью территорий.
Консультации по Сирии провели также глава российского МИД Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри, которые успели дважды побеседовать в ходе саммита, но и их переговоры завершились безрезультатно.
То же было еще с одной интересной для нас парой - Меркель увиделась с Эрдоганом впервые после путча в Турции, и эта встреча могла быть актуальной на фоне трений Турции с Евросоюзом. Тем более, что это была первая «очная ставка» после словесных пикировок Анкары с европейскими лидерами, последовавших за зачистками в регионах братской страны, населенных курдами (ответ на террористические акции) и волной массовых арестов после неудавшегося государственного переворота. «Пустые» обсуждения коснулись двусторонних взаимоотношений, выполнения соглашения по беженцам и безвизовому режиму. Даже пресс-секретарь правительства ФРГ признал, что переговоры «прошли продуктивно, но не более того».
Фактор Путина
Единственным активным игроком на саммите был Путин, так как ситуация велит - у него и стагнация, и девальвация, и диспозиция на геополитической шахматной доске не ахти какая. К тому же «милые враги» вовлекли его в различные военные авантюры совокупной стоимостью до $15 млн в день. С той же «сестрой Ангелой» они предельно конкретно обсудили реализацию минских договоренностей по Украине, войну и гуманитарную составляющую в Сирии.
Поговорил он и с французским коллегой Франсуа Олландом, после чего тот объявил о проведении в октябре в Париже встречи «нормандской четверки». А в беседе его с Эрдоганом и вовсе было продемонстрировано полное взаимопонимание - положительно рассмотрен вопрос перспективного снятия Москвой продовольственного эмбарго на турецкую продукцию плюс стороны приблизились к заключению соглашения о свободной торговле. Поскольку для нас это наиболее важный момент во всей череде договоренностей, сразу оговоримся, что полная нормализация отношений Турции с Россией зависит от того, каковы будут обнародованные итоги расследования обстоятельств гибели пилота российского Су-24 в ноябре прошлого года. Официальная Анкара заявляла несколько различных версий, и сейчас все мы слышим, что этот инцидент произошел вообще без всяких санкций турецкого руководства с целью осложнить отношения с Москвой, и сделала это террористическая группировка, которая в середине июля пыталась совершить государственный переворот.
Есть еще одна преграда - неожиданная для многих, но не для спецслужб Кремля, операция «Щит Евфрата» в Сирии. Путин по этому поводу отреагировал своеобразно: «Что касается неожиданности - у нас для этого и существует Министерство иностранных дел и специальные службы, чтобы у нас было поменьше неожиданностей. В принципе мы понимали, что происходит, куда дело идет. Видно же, и передвижения видны, и устремления, и проблемы видны, которые возникают у той же Турции в связи с событиями в Сирии. А у нее возникают такие проблемы. Я думаю, что не нужно быть большим аналитиком, чтобы понять, какие. Мы это все прекрасно видим, и, по большому счету, никаких неожиданностей здесь для нас нет. Хотя повторю еще раз: мы не приветствуем никаких действий, которые противоречат нормам и принципам международного права».
Вроде все обосновано в рамках приличия, однако за этим стоит собственный интерес - «не лезьте вглубь Сирии, не трогайте Асада и не выдавливайте нас из региона».
Отвечая на вопрос журналистов о том, где находится «красная линия» в переговорах с Японией по Курильским островам, президент РФ призвал не искать таких преград, а вместо этого двигаться навстречу друг другу. Это тоже важно для России, так как ее руководство после окончания Второй мировой войны до сих пор не может создать благоприятные условия для заключения мирного договора со Страной восходящего солнца, причем все подвижки в итоге упираются в принадлежность упомянутых островов и даже Сахалина.
Если по секрету, стоит русским признать эти территории имуществом императора Акихито и его наследников, японцы сразу же напомнят о Камчатке, а может, и обо всем Дальнем Востоке. Хотя, впрочем, обеим сторонам есть над чем работать - русские могут наращивать товарооборот за счет сырьевых ресурсов и вооружений, японцы - за счет технологий, хотя все же у них вряд ли получится что-то путевое опять же ввиду фактора американцев как «единственных защитников» интересов Токио в регионе.
Сухой остаток
Каким позитивом запомнился китайский саммит? В сухом остатке - итоговое коммюнике, где говорится, что участники форума буквально поклялись разработать в будущем комплексный сценарий по обеспечению устойчивого сбалансированного роста мировой экономики. В связи с этим принят комплекс мер под названием «Консенсус Ханчжоу», включающий четыре критерия: видение, интеграция, открытость и инклюзивность.
«Двадцатка» пообещала ратифицировать до конца года соглашение по упрощению процедур международной торговли, поддержала реформу квот Всемирного банка и включение юаня (!) в число резервных валют МВФ. Также согласованы девять основных направлений структурных реформ, но дадут ли заклинания реальный эффект - вот в чем вопрос.
Если и дальше лидеры мировой геополитики будут прятать глаза друг от друга, ничем хорошим это не закончится.
Фидан САЛМАНЛЫ
banner

Советуем почитать