• пятница, 19 Апреля, 20:27
  • Baku Баку 24°C

Оппозиция собирает массовку

16 сентября 2016 | 14:00
Оппозиция собирает массовку

МНЕНИЯ
«Национальный совет демократических сил» провел в минувшее воскресенье митинг в Баку на стадионе «Мэхсул». Митингующие, состоящие в основном из сторонников Партии народного фронта Азербайджана (ПНФА), протестовали против референдума, который будет проведен в Азербайджане 26 сентября в связи с внесением изменений в Конституцию АР.
В ходе акции не произошло никаких инцидентов. Митинг, в котором принимало участие, по оценкам МВД АР, до 2,5 тысячи человек, завершился менее чем через 2 часа после начала. Его особенностью, по сравнению с предыдущими митингами, стало активное участие в нем сторонников председателя движения «Мусульманское единство» Талеха Багирова и бывшего руководителя Исламской партии Мовсума Самедова, обвиняемых в попытке госпереворота. К тому же лидер ПНФА Али Керимли в своем выступлении на митинге говорил почему-то не о референдуме, а об исламистах и их правах.
Свое видение положения дел в азербайджанской оппозиции и странной тяге «Нацсовета» к религиозным радикалам в интервью газете «Каспiй» изложили отечественные эксперты.
Тофик Аббасов, политолог:
- Главным образом надо обратить внимание на то, что некоторые радикально настроенные даже либеральные наши организации (кстати говоря, очень малочисленные) все время пытаются пристроиться под чей-нибудь чужой зонт. В данном случае глава Партии народного фронта Азербайджана Али Керимли неизменно представляет себя лидером объединенной оппозиции, куда входят не только правые, радикалы, националисты, но еще и левые, исламисты и т.д. Задача этого лидера и его ближайших соратников заключается в том, чтобы вывести на улицы многочисленные массы. И это не просто так.
Дело в том, что западные спонсоры революционных технологий и их политтехнологические центры все время ставят в тех или иных странах перед оппозиционными силами задачу массированного наступления на власть. И в данном случае есть такая калькуляция - как ни удивительно, они предлагают выводить на акции не несколько десятков тысяч, но сотни тысяч граждан с тем, чтобы показать свою силу, и таким вот образом удостоиться внимания и еще получить каналы для финансирования из так называемых фондов поддержки демократии.
Поэтому сегодня задача непримиримых азербайджанских радикалов, оппозиционеров заключается в том, чтобы собрать массовку и тем самым доказать внешним благодетелям, что их много, и что для того, чтобы добиться перевеса в политической борьбе, им необходима дополнительная финансовая подпитка.
Я считаю, что последний митинг оппозиции с попыткой собрать воедино и правых, и исламистов решил вот эту задачу лишь частично. Потому что многие императивы, прозвучавшие из уст тамошних ораторов, абсолютно не имеют никакого отношения к реалиям, не стыкуются с ними и отображают сугубо личную точку зрения отдельных лидеров, которые так или иначе скооперированы с внешними политтехнологическими центрами.
Что касается участия исламистов в таких мероприятиях, я бы не сказал, что в Азербайджане есть фактор шиитского радикализма. Скорее, шиитское исламское движение в Азербайджане (тоже, кстати говоря, очень слабое) ставит перед собой цели предвосхитить те опасные нежелательные тенденции, которые имеют место на Ближнем Востоке, в сопредельных государствах. Я имею в виду происходящее сейчас в Сирии, Ираке, угрозы Иордании, Ливану. Вся эта безобразная картина, которую мы наблюдаем сейчас на Ближнем Востоке, выступает скорее в качестве мотивации для азербайджанских шиитских объединений, которые так или иначе самоорганизовались для того, чтобы представить себя на политическом небосклоне республики. Они как раз показывают свою силу тамошним радикалам, которые все время твердят о создании халифатского государства, которое должно подмять под себя многие территории нынешних суверенных государств, субъектов международного права.
С другой стороны, мы наблюдаем, что в самом Азербайджане есть представители ваххабитских, салафитских организаций, которые пока неактивно появляются на площадях и улицах. Но они собираются в некоторых мечетях и нет-нет, да иногда тоже дают знать, что у них тоже есть какие-то свои политические цели. Пока что они не говорят об этом во всеуслышание, но с другой стороны, сам факт того, что радикально настроенные ваххабитские группы самоорганизовались в Азербайджане, уже заставляет считаться с этим.
Потому наши шиитские организации предъявляют свои возможности напоказ с тем, чтобы показать, что Азербайджан никогда не окажется во власти тех требований и тенденций, которые дестабилизировали ряд стран Ближнего Востока. Нельзя забывать также, что лидеры так называемого «Исламского государства», Джебхат ан-Нусры, и Джейш аль-Ислама периодически озвучивают свои угрозы в адрес постсоветских мусульманских государств, дескать, до вас мы тоже доберемся.
То есть то, что делают националистические радикалы во главе с Али Керимли, пытаясь привлечь к своим акциям еще и исламистов, конечно же, рассчитано на внешний эффект. Поскольку революционной ситуации в Азербайджане нет. А спекулировать временными трудностями, вызванными всемирным экономическим кризисом, вообще никому не подобает. Тем более что эти силы ни разу не предъявили обществу какой-либо альтернативной программы развития экономики страны.
Всегда легко критиковать, не выдвигая никаких собственных предложений. Я считаю, что никакой идеологической совместимости между исламистами и правонационалистическими радикалами нет, и ни к какому результату их предполагаемое сотрудничество не приведет.
Рауф Раджабов, политический аналитик, руководитель think tank (мозгового центра) 3rd View:
- Вначале должен отметить, что отечественная оппозиция работает от проекта к проекту. Очевидно, что повседневной, прагматичной, продуктивной для страны, для народа работы оппозиция не ведет. Ясно также и то, что вся имеющаяся периодическая деятельность оппозиции является ничем иным, лишь стремлением показать себя как своим немногочисленным сторонникам, так и зарубежным донорам.
Что касается последнего митинга, то я не считаю, что в этот раз оппозиция собрала на него больше людей, чем на предыдущие митинги. Ни для кого не секрет, что ввиду сложившегося в стране и в нашем геополитическом окружении экономического положения здоровая оппозиция собрала бы куда больший митинг. Недовольные есть и у нас, как, впрочем, и в любом обществе. Однако протестный электорат за оппозицией не пошел, и в этом вина самой оппозиции.
Говоря о религиозном аспекте последнего митинга, следует отметить, что азербайджанская оппозиция уже не первый раз пытается использовать в своих целях фактор религиозных радикалов. Мы могли это видеть в период 90-х годов прошлого века, об этом же говорят события в бакинском поселке Нардаран.
К сожалению, азербайджанская оппозиция никак не хочет учиться на собственных ошибках. И это стремление втянуть религиозных деятелей в свои дела относится к тем же ошибкам. На фоне происходящего в Ираке, Сирии, Турции, а в последнее время терактах в европейских странах искусственная радикализация части населения, игра на религиозных чувствах является ничем иным, как провокацией. Здоровая оппозиция не устраивает провокаций и не поддается на них. Вполне возможно, что это является заказом извне. Но ведь в оппозиции остались еще умные люди, которые должны понимать всю опасность игры на тонких чувствах людей в нынешнюю эпоху.
Кто может гарантировать, что та часть радикалов, которая сегодня готова пойти вслед за оппозицией, останется с нею и завтра? А что, если религиозные радикалы просто воспользуются случаем и используют в своих целях так называемую цивилизованную оппозицию? Ведь тогда религиозные радикалы в лице оппозиции могут получить площадку для ведения политической борьбы. А «цивилизованная оппозиция» создает условия для такой площадки. Как следствие, происходящее не может называться здоровой политической борьбой.
То, что мы видим, вскрывает глубинные вопросы проблемного характера. Обнажила их сама оппозиция, и в этом есть свой положительный момент: общество стало свидетелем попытки отечественной оппозиции заигрывать с религиозными радикалами. А это недопустимо, так как в Азербайджане религия отделена от государства.
Тем не менее я полагаю, что оппозиция не оставит свои попытки по созданию смычки с религиозными радикалами. Тем более что скоро предстоит новый митинг. В этом случае общественные организации, СМИ, соответствующие госструктуры должны обозначить приоритеты - насколько такое поведение отечественной оппозиции отвечает национальным интересам Азербайджана? Очевидно, что противоречит. Никто не может гарантировать, что кто-либо из религиозных радикалов не совершит какой-либо провокации. Оппозиция должна понимать, что своим заигрыванием с религиозными радикалами берет на себя большую ответственность.
За последние годы в республике было арестовано несколько десятков наших сограждан - участников боевых действий на Ближнем Востоке. А вдруг среди религиозных радикалов, сотрудничающих с оппозицией, окажется один из таких бывших боевиков и совершит некое антиконституционное деяние? Несомненно, что такой случай негативно скажется прежде всего на самой оппозиции. При таком раскладе оппозиционеры должны ответить на вопрос: готовы ли они нести индивидуальную и коллективную ответственность за это? К чему могут привести их действия? Однако очевидно, что оппозиционеры этого не понимают. А это в свою очередь говорит о профнепригодности части отечественной оппозиции.

Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать