• вторник, 16 Апреля, 16:48
  • Baku Баку 19°C

Под пятой Первопрестольной

22 сентября 2016 | 12:34
Под пятой Первопрестольной

ПОДРОБНОСТИ
Перспективы развития партнерских отношений между США и Арменией почти целиком зависят от приобретения нового содержания американо-российских и американо-турецких отношений.
Нефтяные и инвестиционные компании США, отчасти военные и военно-промышленный комплекс заинтересованы в переосмыслении американо-российского сотрудничества. В этом заинтересованы и такие государства, как Великобритания. Это весьма важно, учитывая, что Республиканская партия США является традиционным партнером консервативной элиты Великобритании.
Но попытки администрации Обамы урегулировать отношения с Россией не привели к ощутимым результатам, и в настоящее время данная политика потерпела фиаско. Россия и США включаются в конфронтацию, что связано с возникновением разногласий по вопросам региональной политики.
В Армении имеются общественные и политические группировки, которые мыслят более или менее здраво и предполагают, что форсированная нормализация армяно-турецких отношений приведет к улучшению экономического положения в Армении и к политическому успеху данных группировок.
Конечно, США рассматривают в качестве ключевых региональных проблем не абхазскую или карабахскую, а российско-грузинские и турецко-армянские отношения. Однако Турция явно не заинтересована в нормализации отношений с Арменией, ибо эта страна является государством-агрессором и крайне ненадежным торговым партнером. Армении же предстоит доказать свое право оставаться субъектом региональной политики, хотя бы в рамках Южного Кавказа.
США стремятся установить в Южном Кавказе отношения, при которых их интересы будут защищены. Эти отношения должны быть системными, но это вовсе не означает, что системность подразумевает сомнения в части контроля со стороны США. Если ранее Вашингтон подозрительно, но терпимо относились к созданию альянсов или региональных «связок», то в настоящее время он категорически против этой возможности.
Между тем, политические элиты Южного Кавказа связывают создание системы региональной безопасности с включением данных государств в различные политические, геоэкономические и военно-политические блоки и альянсы. Это можно объяснить, если учесть, что все признанные и непризнанные государства региона граничат с более крупными государствами, которые значительно превосходят их по военно-экономическому потенциалу.
Особенно проблематичны отношения политического и военного партнерства крупных держав с государствами Южного Кавказа, где процессы экономической и политической стабилизации еще не завершились и существуют довольно существенные конфликты.
Проблемы политической и экономической интеграции стран Южного Кавказа никогда не представлялись существенными или опасными для России и Ирана, которые не располагали резервами времени и политическими ресурсами для усиления своего влияния в регионе в условиях системного натиска США и западного сообщества. Однако для США, НАТО и ведущих европейских государств на протяжении 10 лет институциональное сотрудничество с государствами Южного Кавказа представлялось весьма проблематичным. Такая программа НАТО, как «Партнерство во имя мира», иная материальная помощь в направлении повышения безопасности данных стран, имели ограниченное значение и даже западными экспертами оценивались как «несерьезные». Включение трех государств в программу IPAP привело к гораздо более высокому уровню сотрудничества, но, как ни странно, при этом конфронтация в регионе возросла, и возникли новые проблемы между государствами региона и НАТО, а также и ЕС, так как возросла ответственность с обеих сторон за осуществление внутренней и внешней политики.
Выясняется, что сближение с НАТО и ЕС еще более ограничило цели и возможные политические инициативы государств региона, так как Россия воспринимает эти тенденции как серьезную угрозу своей безопасности и форсирует политику противодействия. Москва сумела подорвать все планы НАТО и ЕС в отношении Армении, навязав Еревану ряд договоров, в том числе по воздушному пространству в противовес новой программе Североатлантического альянса.
Процесс интеграции Армении в НАТО сорван и до предела дезорганизован. США последняя страна, которая пыталась притянуть Армению к себе (в основном для того чтобы раздразнить Кремль). Однако Москва одержала безоговорочную победу над Вашингтоном на армянском политическом поле и американцы похоже с этим смирились. В последнее время, видимо, США потеряли надежды, связанные с Арменией. Эта страна по пониманию американцев, пропала безвозвратно. С заокеанским мнением трудно поспорить.
Фуад МАМЕДОВ
banner

Советуем почитать