• среда, 24 Апреля, 11:35
  • Baku Баку 13°C

Открыт ящик Пандоры

02 октября 2016 | 11:49
Открыт ящик Пандоры

НРАВЫ
Накануне Турцию посетил наследный принц Саудовской Аравии, глава МВД Мухаммад ибн Наиф Аль Сауд. О важности рандеву говорит тот факт, что в аэропорту гостя встретил премьер-министр Турции Бинали Йылдырым.
Судя по официальной сводке, переговоры касались продолжения укрепления двустороннего сотрудничества, в том числе в сфере борьбы с терроризмом. Самый важный момент - стороны сошлись во мнении, что позиции Анкары и Эр-Рияда по региональным вопросам, в первую очередь по сирийской проблеме, совпадают.
Вопиющее беззаконие
Казалось бы, вполне себе рутинное событие, - премьер-министры и их заместители, члены Кабинета министров постоянно находятся в разъездах по разным странам, нанося визиты. Однако здесь присутствует два примечательных момента. Во-первых, визит Мухаммада Аль Сауда не был запланирован, а во-вторых, он произошел на фоне преодоления Конгрессом США наложенного президентом Обамой вето на закон о наказании спонсоров терроризма, тем самым открывшего ящик Пандоры. Суть документа - семьи жертв терактов 11 сентября 2001 г. имеют право подавать иски против государства саудитов. То есть получается, что конгрессмены прямо, хотя и бездоказательно, обвиняют королевский дом в терроре против США. Надеюсь, ясно, что весьма странная «инновация» в правовой сфере отменяет понятие суверенного иммунитета государств. Но не все так просто. Последствия подобного решения могут иметь далеко идущие негативные последствия.
Официальный Эр-Рияд еще в середине апреля предостерег администрацию президента США и членов Конгресса, что пойдет на распродажу принадлежащих королевству американских активов на сумму около $750 млрд, прежде чем появится вероятность их заморозки по решению суда, если Вашингтон примет этот закон. И он вполне может осуществить свою угрозу. А это - привести в движение механизм противостояния по полной программе. Продажа такого объема активов приведет к тяжелейшим экономическим и финансовым последствиям в США, обрушит глобальные рынки и обвалит курс доллара.
Кроме того, Саудовская Аравия является одним из крупнейших покупателей американского оружия. Где-то на полтора миллиарда долларов. Теперь США могут не только потерять такого крупного заказчика, но и то, что за ней последуют не намного меньшие (по объемам закупки американского оружия) ОАЭ и Турция, которая полным ходом создает собственную оборонную промышленность. Да и конкуренция на рынках вооружений очень высока. Та же Саудовская Аравия уже и так закупает вооружений в европейских государствах в разы больше, чем в США. Финансовые потери, измеряемые миллиардами, это потери рабочих мест американцев.
Возможно изменение баланса сил
Более того, это решение Конгресса может привести к резкому изменению баланса сил на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия может перестать быть основным союзником США в регионе. Если наследный саудовский принц приехал в Анкару, чтобы добиться присоединения к Саудовскому королевству и Турции, отношения США с которой имеют тенденцию к ухудшению из-за нежелания Вашингтона экстрадировать Фетхуллаха Гюлена, то влияние США в регионе резко ослабнет.
К тому же и другие суннитские страны региона крайне недовольны позицией Обамы по сирийской проблеме. Еще большее недовольство суннитских государств Ближнего Востока вызывает активно поддержанное и лоббируемое США соглашение с шиитским Ираном.
Могут ли теперь США рассчитывать на Саудовскую Аравию и Турцию в борьбе против Исламского государства? Большой вопрос.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» глава Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, круг вопросов, охваченный визитом наследного принца в Турцию, может быть достаточно широк, однако основной его причиной, скорее всего, является именно борьба с терроризмом и ситуация в Сирии:
- Саудовская Аравия не первый год вынашивает идею большой антитеррористической коалиции. Формально такая коалиция существует - это так называемая Коалиция арабских государств. Однако на практике активное участие в ней принимает лишь Саудовская Аравия (деньгами и своими вооруженными силами), а другие страны Залива вносят свою лепту по большей части деньгами, ограничиваясь отправкой незначительных сил для участия в боевых действиях на конкретных направлениях.
Это не позволяет Саудовской Аравии реализовать преследуемые ею при создании коалиции цели. Поэтому она нуждается в участии в этой коалиции таких государств, как Турция, Египет и др. Поэтому для Саудовской Аравии есть смысл проводить консультации с Турцией.
С другой стороны, для остальных стран исламского мира эта коалиция является проектом Саудовской Аравии, и они опасаются ее. Визит наследного принца Аль Сауда, возможно, был вызван стремлением его страны разъяснить цели коалиции своим партнерам и обеспечить их активное участие по крайней мере на тех фронтах, где те могли бы играть большую роль. И тогда Саудовская Аравия могла бы сосредоточить свои усилия на приоритетных для себя задачах, в частности в Сирии. И поскольку Турция уже участвует в сирийском концерте, то арабы были бы не прочь, чтобы Анкара координировала с ней свои действия. Тогда они могли бы больше внимания уделить южному направлению и борьбе с хуситами в Йемене.
В координации действий заинтересована и Турция. Эйфория первых дней операции «Щит Евфрата» прошла, на горизонте замаячила вероятность увязания в Сирии. Поэтому и Анкаре нужны партнеры, причем реальные, а не такие, как США.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать