• четверг, 28 Марта, 15:25
  • Baku Баку 16°C

Опасный ревизионизм

01 октября 2016 | 10:42
Опасный ревизионизм

Американцев не раз предупреждали, чтобы они не ломали карту мира: мало ли наций на свете, не согласных не только с их видением будущего, но и с нынешним миропорядком.
Если перекройка продолжится, немцы, японцы, итальянцы разорвут договоренности по итогам Второй мировой войны, французы вспомнят территории, захваченные Наполеоном, даже индейцы рано или поздно припомнят заокеанской державе и прочим странам Америки, кому исторически принадлежали прерии, край Великих озер, Анды и Кордильеры.
Первым на фоне протестов против беспредела «гринго» бучу замутил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, хотя по его последовательным шагам видно, что он не прочь бы разбудить в соотечественниках ностальгию по Османской империи.
Перчатка, брошенная истории

Что ни говори, не сумела за 70 лет кемалистская традиция укорениться в генетическом подсознании турок - помнят они на подспудном уровне почти 600 лет владычества на всем Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Выступая накануне перед главами сельских администраций в Анкаре, он без обиняков подверг критике Лозаннский мирный договор 1923 года, на основании которого были определены современные границы братского государства. «Противники Турции в Первой мировой войне вынудили нас к подписанию Севрского договора 1920 года и уговорили подписать Лозаннский договор в 1923-м. Кое-кто пытался обмануть нас, представляя этот договор как победу. Но всем все понятно - в Лозанне мы отдали Греции острова в Эгейском море, крик с которых слышен на нашем берегу. Там есть наши мечети и святыни, но мы до сих пор боремся за шельф. Эти проблемы возникли из-за тех, кто сидел за столом в Лозанне и не смог защитить наши права», - сказал он во всеуслышание. Всем ясно, что под завуалированным понятием «кое-кто» подразумевается основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк, считавший личной победой подписание соглашений в Лозанне после невыгодного Севрского договора.
Политики любят делать ходы с эффектом прилюдной оплеухи, тем более что и аудитория у оратора была подходящая - жители Стамбула или Анкары, привыкшие к радостям, доставляемым светской властью, не поняли бы намеков главы государства на желание стать халифом всех правоверных. Не те времена, сказали бы они, но селяне не из той категории, у них и время растянуто, и интернет не у всех есть, так что многие из них, возможно, реально чувствуют себя подданными правительства младотурков, если не Сулеймана Великолепного. Вот Эрдоган и решил разогреть этот электорат в расчете на будущее - типа, вот какой у нас «крутой султан», он всем покажет кузькину мать. Однако жаль, не помнят они истории, а она ничему не учит, только калечит судьбы миллионов и сворачивает шеи фараонам да наполеонам, перешедшим красную черту дозволенности.
Скандал заказывали?
Афины уже выступили со специальным заявлением, в котором потребовали от Турции уважать соглашение 1923 года, каким бы болезненным оно ни было. Политические партии соседней страны тоже сочли слова Эрдогана опасными - «это составная часть систематических усилий турецкого руководства поставить под сомнение наши суверенные права на острова Эгейского моря».
В следующих номерах газеты мы дадим полный анализ высказываний, способных вызвать цепную реакцию недовольства ряда стран, в том числе принимавших участие в подписании упомянутых соглашений. Напомним, что в декабре 2013 года Эрдоган, будучи премьер-министром, говорил, что Турции принадлежат Западная Фракия (часть Греции), Македония, Босния и Герцеговина, спровоцировав тем самым международный дипломатический скандал. Так что это не новость - время от времени между Турцией и Грецией выскакивают наружу противоречия по многим спорным вопросам, включая Кипр, континентальный шельф, воздушное пространство, острова Имрос и Тенедос. Но греки должны понимать, что политическая перчатка брошена не в целях ревизии отношений с ними, а чтобы общественность Турции ощутила разницу в исторических масштабах Ататюрка и Эрдогана - мол, если отец нации занимал «соглашательскую позицию в отношении аппетитов империалистов», то современный лидер страны занимает атакующую позицию и намерен «восстановить историческую справедливость». Но в сухом остатке имеется фактический акт капитуляции Турции в Первой мировой войне. Как известно, изолировав в Лозанне турецкую делегацию от Москвы, глава английской делегации Керзон сформулировал статьи договора по части территориальных вопросов. 23 июля 1923 года договор был подписан. Он прекращал состояние войны между Турцией и державами Антанты. «Территориальные статьи» Лозаннского мирного договора (2-22) устанавливали новые границы, юридически оформляя тем самым распад Османской империи и фиксируя Турцию в ее современных границах. Конструирование развала Османской империи на Западе носило кабинетный характер. На территории бывшей империи возник ряд государств - мандатных территорий Великобритании и Франции (Ирак, Иордания, Сирия, Ливан, Палестина и другие).
А ведь еще недавно Лозаннский мирный договор официальной турецкой историографией оценивался как «большая победа», свидетельствующая о международном признании возникшего в результате кемалистской революции независимого турецкого государства. Но ныне все идет к тому, что эти страницы национальной истории страны будут переписаны. Как пишет известный британский историк Норман Стоун, Турция пытается искать объяснение нынешнего положения, в котором она оказывается, в своей истории, обращаясь к победам или ошибкам прежних своих правителей. Но историю, как известно, полезно не только изучать, но и извлекать из нее нужные и важные уроки. Получится ли такое у президента Турции Эрдогана, хотя бы по части рисков, которые впервые после Первой мировой войны столь явно вновь нависают над страной? Нам не хотелось бы этого, но мы знаем, как сильно ошибаются даже великие люди, нарушившие баланс в соотношении сил на геополитическом поле…
Гошгар Алиев
banner

Советуем почитать