• пятница, 29 Марта, 16:16
  • Baku Баку 14°C

Оригинальная перспектива

25 ноября 2016 | 12:07
Оригинальная перспектива

Сохраняя курс на евроинтеграцию, официальная Анкара одновременно работает и на восточном направлении, приняв миссию председателя энергетического клуба Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в следующем году.
Турция стала по факту не только партнером по диалогу (таков ее статус) в структуре, противостоящей Евросоюзу, но и чуть ли не ее ведущим членом, ведь упомянутый клуб никогда не возглавляли «варяги». Таким образом, создан интересный прецедент, который не останется без последствий. Хотя, в принципе, если присмотреться к составу участников да и к географическому, политико-экономическому положению братской страны, ей, как говорится, и карты в руки. Кроме того, возвращаясь из официальной поездки в Узбекистан, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что им не с руки зацикливаться на Евросоюзе, напротив, нужно рассматривать вероятность присоединения к Шанхайской «пятерке».
Когда нет рычагов влияния
К слову, сами страны ЕС задумываются над тем, стоит ли продолжать членство в структуре, если это не отвечает национальным интересам. Это можно проследить на примере Венгрии, Австрии и др. Так, кандидат в президенты Австрии от Австрийской партии свободы Норберт Хофер не исключил проведения референдума о выходе страны из Евросоюза, если ЕС после Brexit пойдет по пути централизации.
Однако это не значит, что Турция готова полностью отвернуться от Европы, хотя очевидно, что Анкара не намерена играть по правилам, диктуемым ЕС. Она будет делать ставку на маневрирование между Европой и Азией. Причем раньше эту ставку делали за нее американцы, используя Турцию как рычаг давления одновременно на Европу, Ближний Восток, Кавказ и Россию. Однако после укрепления позиций Эрдогана возможность Вашингтона оказывать воздействие на Анкару заметно ослабло. Именно поэтому Вашингтон и пытался сместить Эрдогана. А после неудавшейся попытки путча у США и вовсе нет сколь-нибудь значимых рычагов влияния на Турцию.
Фактор Москвы
Ситуация складывается таким образом, что Анкара выстраивает отношения с Вашингтоном, используя фактор Москвы. Во-первых, возобновление газового проекта «Турецкий поток» оставляет США за бортом турецкой повестки. А во-вторых, курдский вопрос в Сирии Турция сегодня обсуждает не с США, а с Россией.
И все же Анкара, сохраняя курс на евроинтеграцию, одновременно может работать и на восточном направлении (вступить в Таможенный союз, ШОС, АСЕАН), не делая выбора между ЕС и ЕАС. Тем более, что хотя формально Турция находится вне ЕС, она является полноправным членом НАТО, надежным форпостом альянса не только в Черноморском регионе, но и на Ближнем Востоке. Кроме того, Турция является полноправным участником Европейского таможенного союза, входит в другие европейские институты.
Впрочем, Анкара уже и не стремится вступить в ЕС, но при этом пытается диктовать Брюсселю свои условия и ставит ультиматумы. И как это ни парадоксально, от невступления Турции в ЕС в конечном счете слабее становятся сами европейцы. А турки наращивают региональные усилия, в результате чего их вес в Европе становится все солиднее.
За влияние в Центральной Азии
Сегодня процесс евроинтеграции Турции застопорился, так как претензий к ней со стороны Европы немало. Однако при всем скепсисе в отношении шансов Турции вступить в Евросоюз было бы ошибочно полагать, что Анкара так и останется вне Европы.
Во-первых, несмотря на антитурецкую риторику Австрии и Германии, лишить Турцию статуса кандидата в ЕС и долгожданной европейской перспективы не так просто, как это может показаться.
Во-вторых, ЕС переживает сейчас период внутренней трансформации, и как он будет выглядеть в будущем - большой вопрос. В то время как Турция, наоборот, монолитна, внутренне сосредотачивается и интенсивно усиливается.
В-третьих, Турция пользуется поддержкой своих главных союзников - США и Великобритании, которые заинтересованы в ее проникновении в Европу в качестве их главной сдерживающей силы.
В-четвертых, «кипрская проблема» как главный тормоз турецкой евроинтеграции вполне может быть решена естественным путем - объединением Кипра.
Так что лет через 5-10 Турция может перехватить у России «евразийскую инициативу», а с другой стороны, укрепив региональное влияние, сильнее диктовать свою волю Брюсселю. На европейском направлении Анкара свои основные задачи выполнила. Остается проложить путь на Восток. А продвижение в ШОС обеспечит Турции возможность проникновения в Центральную Азию, активизацию двусторонних отношений и совместных экономических проектов с Китаем, укрепление позиций на Среднем Востоке в противостоянии с Ираном.
Так что у Турции в обозримом будущем есть все шансы состояться как влиятельная европейская держава, находящаяся на пересечении стратегических путей Евразии и на стыке разных цивилизаций. С одной стороны, не имея шансов вступить в ЕС, Турция сможет усилить влияние на Брюссель, став ключевым игроком в Черноморском и Балканском регионах. С другой - по мере своего продвижения в ШОС Турция станет важным конкурентом Китая и России за влияние в Центральной Азии.
Европа - главный экономический партнер
Как прокомментировал ситуацию газете «Каспiй» глава исследовательского центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу, европейские политики используют ситуацию с курдским сепаратизмом как повод для оказания давления на Турцию, в том числе и для того, чтобы последняя была более сговорчива по проблеме сирийских беженцев:
- Однако Турция не собирается в одиночку нести всю тяжесть бремени, связанного с этим, и рассчитывает на более деятельное участие европейцев. Этот клубок противоречий вылился в итоге в очередной кризис отношений между Анкарой и Брюсселем. Что касается возможного присоединения к ЕАЭС или ШОС, то ни о каком разрыве отношений Анкары с ЕС и речи быть не может, так как Запад остается главным экономическим партнером Турции. Заявления Эрдогана говорят о прекращении попыток вступления в Евросоюз и политике по обеспечению большей независимости внешней политики Турции.
Конечно, это не значит, что Турция вступит в Евразийское экономическое сообщество, однако для баланса с Западом укреплять отношения с Россией, безусловно, будет. Из НАТО, разумеется, Турция также не выйдет, поскольку в настоящее время другой подобной организации по обеспечению безопасности в мире нет. Кроме того, турецкая армия зависима от поставок техники и запчастей к ней из США и других членов НАТО. Однако Анкара будет добиваться особого статуса в альянсе.
Салех БАЯТ
P.S. Европарламент в ходе вчерашнего заседания принял резолюцию, рекомендующую приостановить обсуждение вопроса о членстве Турции в ЕС. Резолюция принята
479 голосами за и 37 - против, 107 парламентариев воздержались от голосования.
Данная резолюция рекомендует ЕС заморозить обсуждение вопроса о вступлении Турции в Евросоюз, рассмотрение которого началось в 2005 году.
В резолюции сообщается, что Европарламент обеспокоен принятыми в Турции мерами в рамках чрезвычайного положения в стране. Отмечается также, что в случае восстановления в Турции смертной казни процесс принятия Турции в ЕС будет полностью приостановлен. В числе прочего в принятой резолюции подчеркивается, что Турция не выполнила 7 из
72 условий для снятия визового режима в страны ЕС.

banner

Советуем почитать