• пятница, 19 Апреля, 01:04
  • Baku Баку 18°C

Вера в обещания

06 декабря 2016 | 10:41
Вера в обещания

ВЗГЛЯД
В воскресенье, 4 декабря, в Узбекистане прошли досрочные президентские выборы, которые должны были формально ответить на вопрос, кто займет место Ислама Каримова. Формально потому, что никакой интриги в них нет, все без исключения обозреватели изначально указывали, что победа достанется бывшему премьер-министру, а после смерти Каримова - и.о. президента Шавкату Мирзиееву.
Учитывая, что Узбекистан географически (как страна, граничащая со всеми республиками Центральной Азии) и демографически (как государство с 30-миллионным населением, наибольшим среди них) объективно играет ключевую роль в регионе, у глобальных игроков ожидания, которые они связывают с новым узбекским лидером, могут сильно отличаться друг от друга.
Например, в Анкаре надеются на более тесное, чем при Каримове, включение Ташкента в свои инициативы по объединению тюркских государств. В Вашингтоне хотели бы вывести сотрудничество с Узбекистаном на афганском направлении хотя бы на тот уровень, который был до событий 2005 года в Андижане. И через это сотрудничество вернуть каналы влияния на весь регион, во многом утерянные при Бараке Обаме.
Наиболее оптимистичные политологи в Москве говорят о перспективе возвращения Ташкента в стратегическую орбиту России, например, в ОДКБ. Но у тамошних реалистов гораздо более скромные запросы, они рассчитывают на усиление хотя бы военно-технического сотрудничества двух стран и двусторонней кооперации в вопросах региональной безопасности.
Общий интерес
Но, несмотря на «конкуренцию ожиданий» в Вашингтоне, Анкаре и Москве, а также в Бишкеке или Душанбе, у всех у них есть общий знаменатель. Он обусловлен интересами в сфере безопасности - чтобы новая команда в Ташкенте провела транзит власти спокойно, и Узбекистан, который еще при Каримове эксперты Международной кризисной группы оценивали как потенциальный фактор нестабильности, не взорвался.
Само население Узбекистана в первую очередь ждет от Шавката Мирзиеева и его команды успехов в модернизации узбекской экономики, а также большей готовности идти на компромиссы в вопросах разрешения накопившихся в Центральной Азии противоречий.
Экспертный прогноз
Какие же варианты поствыборной жизни Узбекистана просматриваются уже сегодня? В течение нескольких предыдущих месяцев Ш.Мирзиеев пытался доказать, что обладает волей к переменам, но, с другой стороны, зная реалии Узбекистана, все это может оказаться не более, чем показухой. То есть снова будет «сонное царство», как при Каримове.
С другой стороны, позволят ли новому президенту стать столь же единоличным и жестким диктатором? Reuters, со ссылкой на свои источники, пишет, что Мирзиеев будет делиться реальной властью, и это «позволит элитам Узбекистана избежать конфликта власти, но в то же время может создать риск дестабилизации в будущем, так как некоторые аналитики полагают, что в конечном итоге Мирзиеев попытается утвердиться в качестве единственного лидера в стране».
Своим видением дальнейшего развития событий в республике поделился с газетой «Каспiй» известный ташкентский журналист, руководитель сетевого портала Asia Terra Алексей Волосевич:
- Вообще-то, еще Макиавелли писал, что, придя к власти, правитель должен избавиться от тех, кто привел его к власти. Трудно предсказывать - все эти люди из окружения Каримова работали друг с другом как минимум полтора десятка лет, и, в принципе, могут не мешать друг другу. Но СНБ творила и продолжает творить беспредел, вот в чем штука. Мирзиеев-то занимался хозяйственными делами на посту премьера, в действия спецслужб не лез, а вот сейчас они будут вынуждены как-то пересекаться, и как это будет, полетят ли искры, предсказать трудно.
В целом, я думаю, что оценка Reuters имеет право на существование, но не более чем другие прогнозы. На мой взгляд, наиболее вероятный сценарий развития событий - тот, который наименее конфликтный, потому что конфликта не хочет никто. Очевидно, что основные действующие лица настроены как-то уживаться и вместе разруливать ситуацию.
Хотя некоторые искорки уже проскользнули - кое-какие СМИ наехали на главу налогового комитета Парпиева, являющегося родственником главы СНБ Рустама Иноятова (то есть, фактически, на Иноятова). Причем пару раз. Возможно, это совпадение, а может, и нет. Проблема Узбекистана в том, что местные мусульмане - люди миролюбивые, но процентов 10 - убежденные исламисты. И против этих условных 10% нужен надежный сдерживающий аппарат, которым с середины 1990-х руководил Иноятов, и вполне успешно. Ну, а параллельно заводились и дела на коммерсантов, тех, у кого можно было отобрать деньги, и т.д. То есть обратной стороной этого сдерживающего аппарата стала преступная деятельность. Но убери этот аппарат, и последствия будут непредсказуемы. Так что, тут действовать надо осторожно, и Мирзиеев это, похоже, понимает.
А вообще, надо сказать, что за три месяца пребывания у власти Мирзиеев столько наобещал, наанонсировал, отменил некоторые неоправданные ограничения Каримова, пообещал отменить другие и продолжать в том же духе, что народ за него поголовно голосовал без всякого принуждения, с большим воодушевлением. Остается посмотреть, сдержит ли он свои обещания.
Рауф ОРУДЖЕВ
banner

Советуем почитать