• четверг, 25 Апреля, 13:36
  • Baku Баку 23°C

Сила - в справедливости

15 декабря 2016 | 11:29
Сила - в справедливости

РЕГИОН
Избранный президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев вступил в должность. Его инаугурация прошла в Ташкенте на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса (узбекского парламента).
На заседании присутствовали члены Центральной избирательной комиссии и правительства, судьи Конституционного суда, иностранные послы и журналисты.
Председатель Центральной избирательной комиссии Мирзо-Улугбек Абдусаломов поздравил Шавката Мирзиеева с избранием и вручил ему удостоверение президента Республики Узбекистан.
Затем новоиспеченный президент, положив руку одновременно на Конституцию и Коран, принес присягу, обязавшись следовать Основному закону страны и гарантировать соблюдение прав и свобод граждан.
«Торжественно клянусь верно служить народу Узбекистана, строго следовать Конституции и законам республики, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на президента Республики Узбекистан обязанности», - поклялся Ш.Мирзиеев.
Заявлена программа действий
После принесения присяги Ш.Мирзиеев выступил с докладом.
По словам нового президента, правительство страны разработает стратегию развития страны на 2017-2021 годы, ее проект будет обнародован для публичного обсуждения. Стратегия эта будет осуществляться по пяти основным направлениям - модернизация госуправления, судебно-правовой системы, либерализация экономики, реформы в социальном секторе и принципы внешней политики.
«Мы внесем серьезные изменения в исполнительную структуру Кабинета министров с тем, чтобы ее оптимизировать, сделать более гибкой, отвечающей интересам общества, - отметил Мирзиеев. - Узбекистан будет проводить миролюбивую политику, но готов дать отпор силам, посягающим на суверенитет страны, нашу мирную и спокойную жизнь, безопасность граждан. В этом ни у кого не должно быть сомнений. У нас достаточно для этого сил и возможностей».
Вместе с тем Ш.Мирзиеев подчеркнул, что «узбекистанцам, прежде всего, нужны мир и спокойствие, и все должны за это бороться». Кроме того, он назвал приоритетной задачей переход к сильному гражданскому обществу в стране.
«Нашей приоритетной задачей остается принцип «От сильного государства - к сильному гражданскому обществу», - сказал Ш.Мирзиеев, назвав ускорение и повышение эффективности демократических реформ в Узбекистане, кардинально меняющих жизнь, актуальной задачей, и отметив, что в стране будет уделено особое внимание институту общественного контроля.
В числе приоритетных задач он также назвал обеспечение верховенства закона, реализацию принципа «сила - в справедливости», борьбу с коррупцией.
Чего ждать на деле?
Сейчас аналитики соседних стран задаются вопросом относительно того, каким курсом Ш.Мирзиеев поведет свою страну.
Как говорит известный казахский политолог Айдос Сарым, Мирзиеева нельзя назвать новатором или революционером. Он представитель консервативного крыла узбекской элиты. «Скорее всего, на первых порах он будет позиционировать себя как верный продолжатель курса Ислама Каримова. Если не будет каких-либо экстраординарных событий, кардинальных изменений, то он будет продолжать прежний вектор внешней и внутренней политики», - полагает эксперт.
Вместе с тем необходимо заметить, что Мирзиеев за короткий срок в должности и.о. фактически провозгласил перезагрузку отношений с соседями и другими странами мира, демонстрируя готовность отказаться от достаточно жесткого курса своего предшественника. В первую очередь это касается Кыргызстана и Таджикистана. С ними у Узбекистана имеется целый ряд до сих пор неурегулированных проблем, включая положение узбекского этнического меньшинства, разграничение спорных пограничных участков, а также перемещение рабочей силы и товаров через границу, и водный вопрос.
Не менее оптимистичные сигналы Мирзиеев посылает и Казахстану, «естественному» конкуренту Узбекистана за региональное влияние еще с советского времени. Это негласное соперничество автоматически продолжилось и в постсоветскую эпоху. В частности новый президент Узбекистана демонстрирует готовность в гораздо большей степени взаимодействовать с Нурсултаном Назарбаевым не только в экономическом, но и политическом плане, выражая намерение по максимуму улучшить двусторонние отношения.
В свою очередь официальная Астана также демонстрирует встречное движение. Правда, пока трудно ожидать от него каких-то глобальных прорывов. Однако у этих двух важнейших игроков в регионе есть шанс заметно развить отношения в будущем.
Очень важное значение имеет избрание нового президента и для налаживания отношений с Западом, которому он фактически намекает на готовность стать лидером «самой демократичной страны региона». Это выражается не только в небезуспешной попытке установления в стране «плюрализма мнений», но и в демонстрации готовности вообще либерализовать жизнь в стране.
Что же касается России и Китая, то Мирзиеев также готов к активному и всестороннему взаимодействию с ними. В частности для Москвы одним из чувствительных вопросов стало его желание пересмотреть прежнюю ограничительную политику в отношении экспорта рабочей силы из Узбекистана.
Также следует ожидать активизации попыток взаимодействия между двумя странами в промышленной сфере. По имеющейся информации, соответствующие консультации уже ведутся с Ш.Мирзиеевым через российского олигарха узбекского происхождения Алишера Усманова.
Что же касается КНР, то новый глава Узбекистана демонстрирует ей не только готовность сохранить имеющиеся достижения каримовской эпохи, например, фактическую переориентацию сырьевого сектора страны на Пекин, но и еще больше развивать двусторонние связи через такую структуру, как ШОС.
Впрочем, теперь период обещаний закончился. Наступает время для воплощения намерений в жизнь, что означает начало реальной, трудной и кропотливой работы по ревизии оставленного Каримовым «наследия».
Думается, что пока не следует возлагать на Мирзиеева чрезмерных ожиданий в плане либерализации страны, которая вряд ли будет носить структурный характер, поскольку любое ослабление контроля над ней спецслужб рискует привести ситуацию если не к взрыву, то к серьезной дестабилизации. Напротив, речь, скорее, идет о «фасадном ремонте», не затрагивающем созданные Каримовым управленческие основы.
Также вряд ли следует ожидать серьезного передела экономического влияния в стране в силу того, что система дележа доходов от золота, хлопка, углеводородов уже сложилась и в значительной степени контролируется силовиками, которые, особенно представители спецслужб, продолжают сохранять доминирующее влияние в управлении страной.
В любом случае ответа на вопрос, можно ли возлагать завышенные надежды на «узбекскую перестройку», ждать недолго.
Рауф ТОФИКОГЛУ
banner

Советуем почитать