• пятница, 29 Марта, 18:14
  • Baku Баку 14°C

Выгодное переселение,

10 января 2017 | 17:48
Выгодное переселение,

В связи с успешным для России окончанием Русско-османской войны (1828-1829) открылись широкие возможности для переселения армян на Южный Кавказ.
В политических кругах России не было единого мнения по вопросу будущей судьбы территорий Османской империи, занятых русскими по праву войны. Военная партия в лице генерала И.Паскевича предлагала присоединить занятые территории к России, видя в этом военно-стратегические и экономические выгоды. Однако дипломатическое крыло российского правительства во главе с министром иностранных дел К.Нессельроде не стало обострять отношения с западными державами, имевшими свои интересы в Турции, и оставило часть занятых территорий за османами.
Это сильно разочаровало турецких армян, которые надеялись принять подданство России, не меняя своего местожительства. Неслучайно, что процесс переселения турецких армян начался не в ходе войны, как это было в случае с каджарским Ираном, а через несколько месяцев после заключения русско-турецкого договора.
Эта была идея Паскевича, который считал, что переселение христиан до заключения мира было для России невыгодным не только в военном, но и в политическом отношении: «В военном - это обезлюдило бы край, в котором велась война, и лишило бы армию значительных продовольственных средств; в политическом - дало бы туркам явное понятие, что мы не станем удерживать за собой провинции, приобретенные нашим оружием, и мусульман, которых теперь удерживает неизвестность, кому будут принадлежать они, тогда стали бы противодействовать нам во всем и даже отважились на открытые враждебные предприятия».
Хотя 13-я статья Адрианопольского договора 1829 года между Османской Турцией и Царской Россией давала разрешение на добровольную миграцию, и переселенцам предоставлялось 18 месяцев на раздумье, однако, как свидетельствуют османские архивные документы, пользуясь своим военным присутствием, русские военные власти пытались заставить армян в установленные договором сроки переселиться в пределы Российской империи. Таким образом, вопреки господствующей в армянской историографии версии о том, что турецкие армяне все как один с нетерпением ожидали переселения в пределы России, документы из турецких архивов доказывают обратное. Они доказывают, что очень часто на переселенцев оказывалось давление, под угрозой физической расправы, лишения имущества тех, кто отказывался подчиниться требованиям оккупационных российских властей.
Как и ранее, в связи с персидскими армянами, для организованного переселения армян Османской Турции на Южный Кавказ, в том числе в Северный Азербайджан, был создан специальный Комитет по переселению во главе с Грузинским гражданским губернатором П.Завилейским. По предписанию генерала И.Паскевича от 3 декабря 1829 года, Комитету вменялось в обязанности выяснить наличие пустопорожних казенных земель в Грузии и других провинциях. Согласно правилам Комитета по переселению христиан из Азиатской Турции, для переселенцев должны были быть отведены самые удобные и пригодные земли, на которых не было бы недостатка в хорошей воде. Отмечалось, чтобы армянские переселенцы по возможности не селились в мусульманских деревнях, а образовывали отдельные волости и округа, или же селились в уже имеющиеся армянские деревни, которые имели избыток земли.
Как и в случае с переселением персидских армян, во главе процессии переселенцев шли армянские священники. Как и архиепископ Нерсес Аштаракеци во время переселения персидских армян, в переселении турецких армян в недавно завоеванные русской армией пределы Южного Кавказа активное участие принимал архиепископ Карапет, возглавлявший с 1811 года Эрзерумскую епархию.
Как свидетельствуют архивные документы, именно предательство армян, которым вновь, как и раньше, умело воспользовалось русское командование, предопределило судьбу Эрзерума. Весть о вступлении русских войск в Эрзерум настолько окрылила местных армян, что они тут же толпами наводнили улицы и, мало того, бросились даже грабить турецкие дома; произошло несколько случаев насилия.
Новое «отечество» встретило переселенцев неприветливо. В своей работе русский военный историк В.Потто подробно описал их положение: «Помещений для них приготовлено не было, и большинству пришлось провести суровую зиму в палатках, наскоро разбитых на тех самых горах, где впоследствии образовался новый Ахалцихе. Не в лучшем положении оказались и сельские обыватели. Нужно сказать, что Ахалцихский пашалык в продолжение войны обезлюдел; многие из жителей сделались жертвами войны, другие бежали за границу, и потому оставшиеся после них пустопорожние земли стали считаться казенными. Их-то теперь и отвели переселенцам. Но едва на этих землях поселились армяне, как из-за границы начали возвращаться разные прежние владельцы, чтобы, пользуясь правом мирного трактата, продать их в чужие руки и опять удалиться в Турцию. Мусульмане спешили продавать свои земли и покупщики приобретали их за ничтожную цену. Из этого вышло то, что более 1600 семей неожиданно очутились на земле частных владельцев и лишились всех дарованных им преимуществ. Новые помещики потребовали у них деньги за пользование землей и стали взыскивать их при помощи земской полиции, которая не могла отказать им в этом законном требовании. В результате вышла путаница, вредившая и казне, и переселенцам; пришлось скупить все частные земли, на которых поселились армяне, платя владельцам уже двойную сумму, или переселять армян с места на место».
Как пишет русский исследователь Н.Шавров, для поселения армян им было отведено более 200 тысяч десятин казенных земель и куплено было более чем на 2 миллиона рублей частновладельческих земель у мусульман.
Сам архиепископ Карапет поселился в Ахалцихе, и там в 1837 году был принят императором Николаем I, во время путешествия его по Кавказу. Как пишет Потто, перед отъездом русский царь предложил ему подарок. В ответ Карапет в самых лучших армянских традициях благоговейно преклонил колени и просил: «Как христианский епископ я долго поддерживал христиан в Турции, теперь поручаю их отеческому попечению христианского государя!»
В целом, за период 1829-1830 гг. с территории Османской империи в пределы Южного Кавказа было переселено 14044 армянских семьи, или 84 тысячи человек. Это было армянское население Баязетского, Карсского и Эрзерумского пашалыков, Муша и Вана. Из них 2264 семьи были выходцами из Карса, 4215 семей - из Баязета. Часть Баязетских армян была размещена в Карабахе, Памбаке и Шурагеле, а главная масса осела в Гейчинском, Гырхбулагском и Дарачичакском магалах Иреванской провинции «Армянской области». Всего в Иреванской провинции было размещено 3674 армянских семьи или 21639 человек. Из Эрзерума перебрались 7298 семей, из которых 1050 обосновались в Борчалинской дистанции; 67 семей из Ардагана поселились в Памбакской и Шурагельской дистанциях. Здесь же нашли приют 2264 семьи из Карса. Таким образом, только в Памбакской и Шурагельской дистанциях и в течение лишь двух лет осела 2331 армянская семья. Часть переселенцев обустроилась в Карабахской провинции.
Как отмечает Потто, «еще до 100 семейств осели в Ахалкалаки, вызвавшись устроить форштадт под самой крепостью; остальные, до 35 тысяч душ, направились в Ахалцихе избранный ими добровольно, так как и климат, и местность его ближе подходили к их родине. Русский император находил даже полезным поселить часть армян, наиболее отличившихся своей храбростью, в самом Ахалцихе и его окрестностях, где они в составе батальонов или конных частей могли бы быть употреблены для защиты нашей границы».
Это было лишь началом планомерного массового и целенаправленного переселения армян на Южный Кавказ, в первую очередь и главным образом в Северный Азербайджан. Процесс изменения этно-конфессональной ситуации на Южном Кавказе растянулся на целый век и продолжался до начала XX века. В результате этого многочисленное местное тюркское население выживалось со своих земель, их селения переименовывались на армянский лад, уничтожались памятники материальной культуры. Т.е. делалось все, чтобы стереть любые упоминания об истинных хозяевах этих земель.
Ильгар НИФТАЛИЕВ,
доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института истории им.А.А.Бакиханова НАНА
banner

Советуем почитать