• четверг, 28 Марта, 22:28
  • Baku Баку 13°C

Прогресс в сирийском вопросе

14 января 2017 | 10:07
Прогресс в сирийском вопросе

Президенты Турции и России обсудили по телефону ситуацию с соблюдением режима прекращения огня в Сирии. Реджеп Тайип Эрдоган с Владимиром Путиным сошлись-таки во мнении, что в целом договоренности соблюдаются.
Трио превращается в дуэт

Трудности согласования, как оказалось, упирались в неосуществимое партнерство русских и американцев на Ближнем Востоке, при том что к мнимому союзу примазывались десятки идущих в фарватере государств, да и Вашингтон выражал намерение возглавить единую коалицию. Но, как известно, в одном казане головы двух баранов не помещаются. Кроме того, все прежние попытки договориться о совместных действиях, предпринятые США или их партнерами, были обречены на провал, потому как никто из них не обладал реальным влиянием на ситуацию.
Иран тоже выпадает, похоже, из обоймы, поскольку в Астане переговоры пройдут без его участия. Хотя как все классно начиналось для Тегерана: с начала кризиса он военными и экономическими средствами поддерживал именно президента Сирии Башара Асада, чем, впрочем, была занята и российская армия. Зато официальная Анкара, напротив, изначально разорвала дружественные отношения с правительством этой страны и последовательно настаивала на том, что Асаду нет места в политическом раскладе будущего, и формально поддерживала предлагаемые ООН переговоры. Но на каком-то этапе то ли «кошка пробежала» между нашими северными и южными соседями, то ли кто-то кому-то делегировал полномочия для диалога, факт налицо - трио переговорщиков-бенефициаров постепенно превращается в дуэт.
Думается, Анкара в принципе не приемлет участия Тегерана в столь щепетильном деле, поскольку тот считает, что всем сторонам нужно перестать поддерживать только те силы, которые считает террористическими ООН, то есть так называемое «Исламское государство» (ИГ) и «Джабхат Фатх аш-Шам». Для Турции же важно признание отверженными и курдских террористов в Сирии, и ливанское шиитское движение «Хезболла», и вообще все шиитские военизированные формирования.
Есть еще один момент. Если переговоры ведут не три-четыре стороны, а две, значит, наступает момент истины и близится, во всяком случае, промежуточный финал. Несмотря на большие противоречия, у основных игроков созрело понимание, что конфронтационный путь затратен, изнурителен и малоперспективен, зато и перспектива проведения трехсторонней встречи может быть не более чем никчемной публичной декларацией намерений стран искать общие точки. Тем более что и Иран не откажется от поддержки «Хезболлы», и Турция - от собственных протеже, так что третий - лишний.
В этом плане Анкара, ищущая новых партнеров из-за охлаждения отношений с НАТО и США, гораздо важнее для Москвы, а Тегеран без ее военно-космических сил и международного статуса никуда не денется. Кроме того, турки намерены согласиться работать совместно с русскими (во всяком случае, рассчитывают на невмешательство) в обмен на сферу влияния в зоне ближневосточного курдского пояса, гарантирующую буфер от дальнейших нападений террористов. При этом Анкара ради достижения стратегической цели безопасности готова даже пожертвовать отношениями с суннитскими монархиями Персидского залива, которые недовольны событиями в Алеппо и турецкой реакцией на них. Так что сближение традиционных соперников хоть и ситуативно, но сейчас соответствует интересам обоих государств.
Почти резюме
Трудно сказать, как долго еще продлится конфликт и возможно ли замораживание в таком состоянии. Братоубийственная война в Афганистане, начавшаяся в 1978 году, к примеру, все еще продолжается, и конца ей пока не видно. Ясно только одно - прежнего постсоветского, баасистского Ближнего Востока с ярко выраженной алавитской Сирией и постсаддамовским Ираком, точно не будет. Начинается совершенно другая эпоха, формируется совершенно иная конфигурация. И этот очаг, конгломерат, который, в Европе в целом не совсем верно называют «Исламским государством», будет тлеть и реализовываться.
С другой стороны, хотя оппозиционные Асаду группировки и потерпели поражение, они до конца не уничтожены, поскольку в Сирии не устранена турецкая или катарская зона влияния, но и это невозможно. В любом случае, здесь сложился баланс сил, есть договоренность внешних игроков, а она подразумевает расчленение страны, в силу их способности установить и удерживать контроль на некой территории.
Что же касается падения Алеппо, то это лишь обозначение некое зоны, которая, скорее всего, состоится к 20 января - дню инаугурации нового президента США и, возможно, возникновению нового тренда в международной политике относительно всего Ближнего Востока. Де-факто расчленение Сирии уже произошло, и не столь важно, будет ли оно юридически закреплено. Ведь и права Китая на Тайвань, Турции - на Северный Кипр юридически не закреплены, но ситуация от этого не меняется, так как в мире есть территории, которые существуют в таком режиме десятилетиями.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать