• пятница, 29 Марта, 12:55
  • Baku Баку 14°C

Меджлис «дает добро»

17 января 2017 | 10:19
Меджлис «дает добро»

ПОЛИТИКА
Можно считать свершившимся факт старта итогового тура голосования по поправкам к турецкой конституции во втором чтении.
Противодействие кемалистской оппозиции ревизионизму, вопреки ожиданиям, было минимальным, так что правящее большинство в Великом национальном собрании, преодолев ряд технических неувязок, пошло дальше - по пути президентской формы правления.
Если обратить внимание, теракты по всему периметру страны, разные завалы в шахтах, акции протеста на площадях Стамбула и Анкары, война компроматов и прочие «шалости» начались после того, как правящая Партия справедливости и развития (ПСР) фактически расправилась с армейской верхушкой руками бывшего союзника Фетхуллаха Гюлена, затем впавшего в немилость и объявленного вдохновителем разрушения государственных устоев.
Время не ждет
Высшее политическое руководство ряда стран - союзниц Турции было взбудоражено ходом «неадекватной» политики Эрдогана, который смело повел государство неизведанным ранее путем - и демократию, завещанную великим Ататюрком, сохранил, и дал понять, что не намерен довольствоваться ролью военного флагмана на стыке с постсоветским пространством. И если администрация Джорджа Буша-младшего весьма благосклонно относилась к экономическому росту братской страны, то при Обаме Вашингтон всерьез обеспокоился ситуацией, начав вставлять палки в колеса главного союзника на Ближнем и Среднем Востоке.
Именно во избежание нежелательных внешнеполитических коллизий и торопятся власти Турции с проведением конституционной реформы. Если раньше предполагалось, что референдум по изменениям в конституции состоится в начале лета 2017 года, то сейчас в Анкаре заговорили о том, что плебисцит может быть проведен в течение первой недели апреля этого года.
Предполагается, что часть поправок в случае одобрения вступит в силу сразу после всенародного волеизъявления, прочие положения о президентской системе могут вступить в силу только в 2019 году, когда в стране пройдут следующие выборы главы государства.
Меняя внешнеполитический курс
Совпадений не бывает, однако как-то одновременно с началом обсуждения поправок в конституцию в Анкаре прошла седьмая по счету конференция турецких послов «Новая Турция: стабильность и изменения во внешней политике» под председательством министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу.
Если присмотреться к счету, то мероприятие можно назвать традиционным, однако это качественно новое видение будущего тренда взаимоотношений страны с основными партнерами на мировой арене - время того требует, причем безотлагательно. В условиях срыва переговоров с Евросоюзом, участия в международной коалиции по борьбе с так называемым «Исламским государством», сохранения у власти в Сирии Башара Асада, переноса кризиса из Ирака и Сирии на территорию Турции, открытой поддержки сирийским, иракским, да и турецким курдам, привязанным к террористической Курдской рабочей партии создается принципиально новая диспозиция.
А если взять в расчет и вступление официальной Анкары в альянс с Москвой и Тегераном по сирийскому урегулированию, страна просто обязана вести активную внешнюю политику с учетом событий, происходящих в соседних странах, - ведь не она спровоцировала весь этот «управляемый хаос», затеянный по ту сторону океана. Ей надо не просто умыть руки, отмежевываясь от не в меру напористого партнера, грозящего сломать все даже не бьющееся в «посудной лавке» региона, а навести мосты с прочими игроками так, чтобы в будущем было чем отыгрываться, а по возможности атаковать, проявляя инициативу.
Конечно, сегодня все надеются, что Трамп не будет повторять ошибок уходящей администрации, так как сближение Турции и России не означает ослабления связей Анкары с НАТО. Вместе с тем, что делать Анкаре в условиях, когда Североатлантический альянс как бы не в состоянии поддержать им же инициированную ее борьбу против ИГ в Сирии. Ей остается только критиковать и требовать от партнеров выполнения этих обязательств, что сродни крику вопиющего в пустыне.
Кстати, в рамках мер по обеспечению безопасности вдоль границы с Сирией и Ираком уже возведена модульная бетонная стена протяженностью в 330 км плюс ограждения из колючей проволоки. Возможно, благодаря этим мерам тоже за последний год предотвращено около 60 тыс. попыток незаконного пересечения госграницы, причем число наемников, пытавшихся примкнуть к ИГ, по сравнению с 2015 годом снизилось в семь раз.
Экспертное мнение
Как сказал в беседе с газетой «Каспiй» глава Исследовательского центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу, сложно сказать, примет ли выдвинутые Анкарой условия команда Дональда Трампа:
- Представители новой, пока еще не сформировавшейся окончательно, президентской администрации намерены активизировать сотрудничество с Анкарой, однако не ясно, правда, как будет вписываться сотрудничество с США в «экзотический» альянс Турции с Россией и Ираном по сирийскому урегулированию. Тем более что братская страна в ходе подготовки встречи в Астане дает понять, что итогом этой встречи должно стать согласование документа о прекращении огня при параллельном запуске политического процесса в Женеве.
К тому же немало здесь проблем и со списком участников предстоящей встречи в Астане, не определен и сам формат. На первый взгляд, вроде бы все нормально - усилия триумвирата по конфликту в Сирии поддержаны резолюцией Совета Безопасности ООН, однако все находятся в ожидании прихода новой администрации США.
Сейчас идут закрытые консультации между Турцией, Россией и Ираном, потому неизвестно, рассматриваются ли вопросы совместных или отдельных действий в отношении США и других участников коалиции против ИГ. Существуют противоречия и по вопросу с территорией, подконтрольной умеренной сирийской оппозиции. Поэтому никакие договоренности не могут отменить разногласий, которые существуют между Турцией и Россией по вопросу о будущем Сирии, как должны решаться сирийские проблемы.
Кроме того, очевидно, что с целью не допустить появления на севере Сирии курдской автономии Турция будет настаивать на создании там буферной зоны, что могут не принять Москва и Тегеран.
В целом же, попытки Анкары дрейфовать одновременно в сторону Москвы и Вашингтона объяснимы, хотя параметры возможных договоренностей выглядят проблематичными.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать