• пятница, 19 Апреля, 07:51
  • Baku Баку 13°C

Втайне от народа

25 января 2017 | 11:13
Втайне от народа

КОММЕНТАРИЙ
В соседней Грузии кипят дискуссии по поводу условий транзита российского газа через территорию страны в Армению в соответствии с новым договором, заключенным с «Газпромом». Все дело в том, что хоть соглашение и достигнуто, но от общественности скрывается, на каких условиях. И почему правительство Грузии заняло такую позицию, непонятно.
К примеру, сам премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили признался прессе, что правительство не считает договор с «Газпромом» достижением. «В этом результате нет ничего радостного», однако достигнутое соглашение - максимум, что могла сделать Грузия «в существующей конъюнктуре», - сказал Квирикашвили.
«У Грузии не было другого выхода», - согласился с ним министр энергетики Каха Каладзе.
Напомним, речь идет о газе, который пропускает Грузия через свою территорию. Топливо идет из России в Армению, а Тбилиси выступает в роли страны-транзитера. При этом по прежнему договору плату за свои услуги Грузия получала в виде 10% газа, что обеспечивало ее потребность в топливе на весь зимний период. В летний период Грузия практически не потребляет российский газ по климатическим соображениям.
«Газпром» давно настаивал на том, чтобы монетизировать процесс транзита, то есть платить Грузии за услуги деньгами, и в итоге добился своего. Однако газ в последние годы существенно вырос в цене, и эта динамика продолжается. Исходя из этого, многие в Грузии сегодня подозревают, что денег «Газпрома» не хватит для покупки тех 10% топлива, что раньше страна забирала бесплатно.
Оправдывая свои действия, министр Каладзе заявил, что в случае несогласия с «Газпромом» Россия договорилась бы о поставках газа в Армению через Иран, и тогда бы Грузия лишилась любой платы за транзит. Но и этот тезис вызывает споры о его достоверности.
Непрозрачность, однако
В оппозиционной партии «Единое нацдвижение» соглашение с российской компанией назвали кабальным и противоречащим интересам страны, потребовав обнародовать его детали. С требованием рассекретить договоренность с «Газпромом» и опубликовать документ обратились к правительству и около 80 грузинских НПО. Но Кабмин пока держит круговую оборону.
В ведомстве Каладзе ссылаются на то, что подобная информация не может быть обнародована, так как «является коммерческой тайной». При этом в Минэнергетики отмечают, что у Грузии нет обязательства тратить деньги, полученные за транзит, именно на закупку российского газа. Кроме того, правительство уверяет, что зависимость Грузии от российского газа в дальнейшем не увеличится, и основным его поставщиком по-прежнему останется стратегической партнер Грузии - Азербайджан.
«Если наш стратегический партнер - Азербайджан и госкомпания SOCAR поставит Грузии достаточный объем газа, степень зависимости от России будет нулевой», - заявил журналистам министр экономики и устойчивого развития Грузии Георгий Гахария, давая оценку новому соглашению с «Газпромом».
Хотелось бы верить…
При этом, по подсчетам независимых грузинских экспертов, новая сделка обещает Тбилиси порядка 20 миллионов ущерба.
Лидеры НПО считают, что непрозрачность в этом вопросе и попытка скрыть от общественности суть достигнутых договоренностей вызывают легитимные подозрения - появляются основания предполагать, что грузинские власти согласились на заведомо невыгодные условия транзита.
Взгляд специалиста
Независимый эксперт-экономист профессор Ладо Папава заявил тбилисским СМИ, что договор между Минэнергетики Грузии и «Газпромом» является непаритетным.
«Иначе говоря, условия нового договора намного хуже предыдущих, - разъясняет свою позицию эксперт. - По прошлому договору взамен транзита в Армению нам доставалось 10% объема газа, что было выгодно для Грузии. В нашем энергобалансе эти 10% имели важное значение, поскольку мы за них не платили. Теперь же «Газпром» 10% пропускаемого газа будет оплачивать деньгами. И весь фокус в том, что за эти деньги приобрести прежний объем газа мы не сможем!»
Он подверг резкой критике и ссылку министра энергетики Кахи Каладзе на то, что достигнутое соглашение якобы соответствует международным стандартам.
«И вот что в результате этого «соответствия» получается, - продолжил профессор. - Если речь идет о ЕС, то у этой организации есть Энергетическая хартия, к которой присоединилась Грузия, но Россия от этого отказалась, следовательно, она не обязана соблюдать международные стандарты».
Папава, как и многие другие представители экспертного сообщества, недоумевает и по поводу завесы секретности, которой правительство окутало соглашение, вызвавшее бурю возмущения у общественности.
По его словам, если бы договор был заключен между частными компаниями, то ссылка на коммерческую тайну была бы понятной. Однако речь идет о документе, подписанном, с одной стороны, государством, а с другой - компанией, что серьезно осложняет правовые аспекты возникшей проблемы.
Позиция президента
Обеспокоенность оппозиции и неправительственного сектора разделяет и президент Георгий Маргвелашвили, считая соглашение «вредным» для страны. Оформление такой договоренности ухудшает положение в энергетическом секторе Грузии и вредит политическим и экономическим интересам страны, заявила пресс-секретарь президента Эка Мишвеладзе, отметив, что Маргвелашвили обращал внимание на важность вопросов, связанных с «Газпромом», еще в 2015 году, а во время своего ежегодного выступления в парламенте в начале прошлого года подчеркивал, что переговоры с российской компанией должны проходить прозрачно.
«В ходе всего процесса президент отмечал, что договоренность с «Газпромом» является больше, чем просто бизнес-сделкой. Это вопрос безопасности, внешней политики, геополитики, и только после этого - энергетики и экономики», - заявила Мишвеладзе.
Глава государства обратился к парламенту с призывом «усилить надзорную функцию» в связи с пресловутым соглашением.
Демонстративный отказ
Весьма показательно в этой связи, что, невзирая на слова президента, министр Каладзе просто отказался явиться на заседание парламентского меньшинства и ответить на вопросы депутатов в связи с договоренностями, достигнутыми им на встрече с представителями компании «Газпром экспорт» в Минске. Об этом журналистам сообщил председатель фракции «Европейская Грузия» Серго Ратиани.
По его оценке, своим отказом министр нарушил закон. А так как от контактов с депутатами Каладзе отказывается, «Европейская Грузия» требует проведения в парламенте дебатов по теме договора.
«Исходя из того, что тема «Газпрома» крайне важна для нашего государства, мы требуем, чтобы в парламенте прошли политические дебаты. Так как Каладзе не явился на встречу, парламентскому большинству придется ответить на вопрос, почему правительство Грузии совершило антигосударственное деяние, почему нанесло урон энергобезопасности и экономике страны», - заявил Ратиани.
Но вот представители парламентского большинства (состоящие в партии бывшего российского олигарха, теневого правителя Грузии Иванишвили) в ответ на эти требования заявили, что у них к министру энергетики никаких вопросов нет, так как он, видите ли, «действовал исключительно в интересах государства».
Вот как прокомментировал ситуацию в беседе с газетой «Каспiй» известный грузинский политолог Гела Васадзе:
- Недовольство общества связано именно с тем, что мы не знаем, что теряем, а что находим по этому новому договору. Раньше было все просто и ясно - 10% российского газа, поставляемого в Армению, остается в Грузии. Точка. Сейчас же речь идет о том, что за транзит будут платить деньгами. Это значит, что недостающие объемы газа мы должны будем покупать, и я подозреваю, что у того же «Газпрома». То есть налицо возвращение зависимости от российского энергогиганта.
Кроме того, вызывает подозрение то, что правительство категорически отказывается опубликовать текст договора. Что и как в этом соглашении записано - коммерческая тайна. Тайна от кого? Власти России знают, что там, власти Грузии тоже - выходит, это тайна от нас.
Конечно, если после этого Грузия увеличит закупки газа у Азербайджана, это будет означать, что мы не покупаем «голубое топливо» у «Газпрома». Но я сомневаюсь, что будет именно так.
Рауф ОРУДЖЕВ
banner

Советуем почитать