• пятница, 19 Апреля, 16:09
  • Baku Баку 25°C

Подозрительные сокращения

02 февраля 2017 | 12:40
Подозрительные сокращения

РЕГИОН
Около здания Минобороны Грузии уже несколько дней митингуют отставные военные и гражданские служащие, уволенные по решению министра Левана Изория. Они требуют, в том числе, и немедленного ухода с поста министра.
Отставленные от воинской службы аргументируют это тем, что Изория «выгнал на улицу заслуженных людей, посвятивших жизнь защите отечества», передают тбилисские СМИ. Участники акции при этом угрожают «дойти до парламента и президента», имея в виду перекрытие улиц и другие радикальные меры в случае если министр «не откажется от увольнения из армии тысяч заслуженных офицеров и других сотрудников».
Аргументы власти
Число протестующих в разные дни колеблется от нескольких десятков до нескольких сот человек, но ведут они себя активно, демонстрируя решимость отстаивать свои права. Это, а также их угрозы перекрыть центральные магистрали столицы были сразу подхвачены оппозиционными СМИ, что обострило и без того непростую политическую обстановку в стране - на фоне продолжающейся девальвации национальной валюты, роста цен и уровня безработицы.
Определенная часть местных наблюдателей именно в этом кризисе и усматривает главную причину сокращения армии и гражданских служащих Минобороны как минимум на 2200 человек. Леван Изория заявил независимому военно-аналитическому журналу «Арсенали», что почти две трети бюджета ведомства тратится на зарплаты и социальные программы как для гражданских работников, так и для военнослужащих-контрактников. Оборонное ведомство решило «затянуть пояса», чтобы выделить больше средств на решение субстантивных задач - обучение и военные маневры.
Но эти аргументы министра убедили не всех.
Ищи кому выгодно
Вновь на первый план вышли подозрения в антигосударственных происках правящей партии «Грузинская мечта». Ее и раньше не раз обвиняли в не очень внимательном, мягко говоря, соблюдении национальных интересов - вспомнить хотя бы недавний скандал вокруг нового соглашения с «Газпромом», по условиям которого Грузия ощутимо теряет в валюте. Предстоящий финансовый ущерб очевиден уже всем, и это только то, что на поверхности договора.
Вот и сейчас, оппозиционная партия Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» обвинила правительство Георгия Квирикашвили в «злостном сокращении армии». Один из лидеров ЕНД, Нугзар Циклаури заявил, что уже в феврале из армии планируется уволить 10000 солдат-контрактников и офицеров. А если учесть, что по официальным данным, грузинская армия не превышает 30000 военнослужащих, сократить ВС планируется на треть.
Другой представитель руководства ЕНД, Бесо Шенгелия уверен, что «новый начальник Генерального штаба Чачибая целенаправленно уничтожает грузинскую армию».
Представители оппозиционной партии отметили, что эта тенденция началась давно, когда в стране свернули военную промышленность. Обвинения оппозиции власти отрицают, но не очень активно и доказательно. Пока официально признано увольнение 2200 гражданских и военных служащих, но признается, что офицерам, которые согласятся уволиться из армии по собственному желанию, предложат компенсацию от 3 до 12 тысяч долларов в зависимости от звания, занимаемого поста и выслуги лет.
Суммы, по грузинским меркам, немалые - многие ведь и заключали контракт с армией с тем расчетом, чтобы иметь стабильный доход, взять кредит в банке и построить капитальный дом либо помочь близким начать мелкий бизнес.
Кроме того, неожиданно подтвердилась информация о слиянии двух военных бригад. Если речь не идет о сокращении их личного состава, получается, что руководство Минобороны решило укрупнить соединения, составляющие костяк ВС, а это весьма маловероятно с учетом обязательств Грузии по сближению армии со стандартами НАТО. Таким образом, тенденция к сокращению армии налицо, и спорить тут остается лишь о ее масштабах.
Главный мотив - экономия средств
Итак, главным мотивом этого решения власти называют экономию средств в условиях кризиса. Но вот обозреватель грузинского информагентства GHN Давид Авалишвили резонно заявляет, что «если бы не изменение общей политики государства, экономические мотивы не привели бы к сокращению армии. Скорее, власти сократили бы другие расходы, но не расходы на ВС».
По мнению Авалишвили, упомянутая тенденция указывает на то, что нынешние власти Грузии взяли курс на исключительно мирное разрешение территориальных конфликтов. «Для ответа на иные, террористические либо локальные вызовы нет необходимости содержать большую армию - достаточно несколько хорошо оснащенных и тренированных мобильных подразделений общим числом в несколько тысяч хорошо обученных военнослужащих», - считает он.
Но можно ли было вообще избежать массового сокращения штатов в военном ведомстве, и как это отразится на степени боеготовности грузинской армии? Отвечая на эти вопросы газеты «Каспiй», известный грузинский политолог Гела Васадзе, в частности, заявил:
- Любого шага можно избежать, если предпринять необходимые меры заранее. Сокращение штатов в Минобороны и вообще сокращение военных расходов связаны, прежде всего, с общей экономической ситуацией в Грузии и вопросами пополнения бюджета. И отсутствие финансирования - не оправдание, а вина нынешнего правительства. Это раз.
Ну, и, во-вторых, любое сокращение вооруженных сил, а особенно такое масштабное, ни в коем случае нельзя проводить волевыми решениями, без консультаций с экспертами и, если хотите, без широкой дискуссии в обществе по данному вопросу. Ничего подобного тут не было, просто кто-то в Министерстве обороны решил, что будет так.
И, естественно, такое сокращение отразится на боеспособности грузинской армии, об этом off records говорят все грузинские военные - как действующие, так и в отставке.
Думаю, никакой реакции на эти события не будет и со стороны НАТО - но там сделают свои выводы.
Другой, не менее известный аналитик Тенгиз Аблотиа полагает, что в складывающейся ситуации нет нужды прибегать к теории заговора:
- Скорее всего, сокращения связны с экономией средств, - говорит он. - Это становится явным, если посмотреть, что делается в других госструктурах. Там сокращения похуже, чем в Минобороны. Например, в Министерстве образования сокращают целые департаменты. Почему в Минобороны должно быть иначе?
Конечно, поскольку речь идет об армии, есть соблазн поискать какой-то скрытый смысл, но, скорее всего, его нет.
Рауф ОРУДЖЕВ
banner

Советуем почитать