• пятница, 26 Апреля, 01:15
  • Baku Баку 16°C

О чем молчал Липаритян

03 февраля 2017 | 12:41
О чем молчал Липаритян

ВЗГЛЯД
Бывший старший советник первого президента Армении Левона Тер-Петросяна по вопросам национальной безопасности Жирайр Липаритян в газете армянской диаспоры Masis Post, издающейся на английском языке, выступил со статьей, в которой доказал, что урегулирование карабахского конфликта почти 20 лет назад было возможным. В качестве доказательства он привел выдержки из состоявшегося в 1997 году совместного совещания первых лиц Армении и представителей Карабаха касательно нагорно-карабахского урегулирования. Этот эпизод, как заверяет Жирайр Липаритян, «имел если и не критическое, но очень важное значение для Армении и Нагорного Карабаха». Так о чем же 20 лет молчал сей ученый муж?
Не сошлись во мнениях
Итак, в 1996 году на декабрьском саммите ОБСЕ в Лиссабоне от Минской группы поступило предложение о мирном соглашении по Карабаху. Сопредседатели МГ 29-31 мая 1997 года в ходе своего визита в регион представили свой вариант соглашения, основанный на предложениях Минской группы. Однако, вернувшись в регион 12-13 июня, предложили новый вариант этого плана, так как власти Нагорного Карабаха отвергли первый проект. И Баку, и Степанакерт настаивали именно на пакетном варианте решения проблемы, из сторон конфликта только Ереван считал, что конфликт нельзя решить в одночасье, и поэтому требовал поэтапного решения проблемы, «поскольку пакетный вариант не предусматривает независимости Карабаха».
Здесь следует заметить, что Азербайджан, в отличие от трактовки Липаритяна, требовал сначала возвращения 7 оккупированных районов и затем лишь решения остальных вопросов. Как отмечает Липаритян, «Ереван принял следующий подход в отношении переговоров: не отвергать все предложения, представленные международными посредниками, и даже использовать их в качестве основы для продолжения переговоров.
Однако настаивал, чтобы до начала переговоров каждая сторона представила посредникам свои возражения или предложения по каждому пункту проекта соглашения». Вместе с тем документ, разработанный после Лиссабонского саммита, отличался от всех предыдущих, так как он учитывал требования Баку и Степанакерта в пакетном варианте. Но Степанакерт, как всегда, что-то насторожило в содержании нового варианта пакетного соглашения, и он стал склоняться к поэтапному варианту. Со своими опасениями «руководители» Карабаха 8 июня отправились в Ереван. И лишь 14 июня отважились заявить, что срочно хотят встретиться с руководством Армении.
Трения в «армянских верхах»
Встреча проходила возле небольшого бассейна на территории правительственной резиденции. Нагорный Карабах был представлен «премьер-министром» и и.о. «президента» Леонардом Петросяном, «министром иностранных дел» и будущим «президентом» Аркадием Гукасяном и «министром обороны» Самвелом Бабаяном. Со стороны Армении на встрече присутствовали президент Левон Тер-Петросян, спикер парламента Бабкен Арацкян, министр обороны Вазген Саргсян, министр госбезопасности Серж Саргсян, министр иностранных дел Александр Арзуманян и сам Липаритян в качестве главного советника президента и секретаря Совета безопасности.
Тогда карабахцы смотрели в рот Тер-Петросяну и, судя по выкладкам Липаритяна, долго безмолвствовали, не зная, с чего начать. Это потом они станут борзыми и поработят Армению, а самих армян превратят в самых настоящих рабов, проклинающих тот день, когда родились на свет. Левон подробно изложил целых пять сценариев развития событий, буквально разжевывая карабахской делегации как пакетный, так и поэтапный варианты урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Затем он обратился к руководителям Нагорного Карабаха и попросил их дать оценку предложенным вариантам. В ответ и.о. «президента» Леонард Петросян заявил, что до этого руководство Нагорного Карабаха неправильно рассматривало ситуацию и допустило ошибку. Поэтому теперь они де за поэтапный вариант урегулирования конфликта, что повергло Тер-Петросяна в изумление, поскольку впервые руководство Нагорного Карабаха само пришло к такому заключению.
Невостребованный консенсус
Затем он разъяснил, чего хочет Армения: «Шесть из семи районов, находящихся под контролем армян, будут возвращены Азербайджану. При этом мы сохраним контроль над Лачином, а Нагорный Карабах полностью сохраняет свой военный потенциал. Война закончится. Мы подпишем с Азербайджаном мирный договор. Вопрос окончательного статуса Нагорного Карабаха будет оставлен на будущее. Тем самым мы возвращаем земли не в обмен на статус, а в обмен на мир».
Таким образом, впервые после достижения режима прекращения огня представители Нагорного Карабаха и лидер Армении пришли к полному согласию по вопросу урегулирования конфликта. И тут Самвел Бабаян осторожно спросил, можно ли оставить и Кяльбаджар? Его отрезвил резкий возглас Роберта Кочаряна: «Ты что, осел? Мы даже Лачин не можем переварить, а ты и Кяльбаджар захотел?»
Разумеется, у Азербайджана, кому, собственно, принадлежат все эти земли - и те, судьбу которых они решали в тот день, да и нынешней Армении - они забыли спросить, а что он думает по этому поводу? Итак, обе стороны составили итоговый документ, в котором пришли к общему знаменателю. Как утверждает Липаритян, итоговый документ, подготовленный на той встрече, лег в основу варианта урегулирования, предложенного Минской группой ОБСЕ в сентябре 1997 года. Вполне естественно, в ходе обсуждений Минская группа, учитывая позицию азербайджанской стороны, внесла соответствующие коррективы в этот текст, в частности были включены пункты, которые армянская сторона не приняла.
Предательство по-армянски
Так вот, от принципов, которые были согласованы на этой встрече, впоследствии отказались и Роберт Кочарян, и Вазген Саргсян, и Серж Саргсян. Они вновь стали настаивать на пакетном урегулировании нагорно-карабахского конфликта, что и привело к отставке Тер-Петросяна. Как констатирует автор статьи, двух участников той встречи - Вазгена Саргсяна и Леонарда Петросяна уже нет в живых. Их убили.
По утверждению Липаритяна, «те документы, что сегодня лежат на столе переговоров, будь то Мадридские принципы, их варианты или любые российские предложения, отнюдь не лучше того, что было предложено нам в сентябре 1997 года. Даже если не вникать во все детали, ясно, что в предложении, сделанном нам в сентябре 1997 года, предусматривалось сохранение под нашим контролем всего Лачинского района. Если бы тогда переговоры по этому плану завершились успехом, и ОБСЕ, и Совет Безопасности ООН приняли бы это соглашение.
В результате Совбез ООН и, что более важно, Армения стали бы гарантами этого решения, и документ приобрел бы эквивалентность международного права. Согласно предложению 1997 года, статус Нагорного Карабаха и Лачина должен был обсуждаться на самом последнем этапе переговоров, что означало бы сохранение статус-кво на этих территориях». Сейчас же, в соответствии с Мадридскими принципами, только Лачинский коридор остается под контролем Армении.
Кроме того, в декабре 1997 года в Копенгагене на совещании министров ОБСЕ сопредседатели Минской группы выразили готовность перейти ко второму этапу переговоров о статусе Кяльбаджарского района, что обеспечило бы участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе. Не менее значимым для армян был и еще один пункт: предполагалось, что в сентябре 1997 года комиссия из представителей Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана определит будущий статус Карабаха. Это означало, что Нагорный Карабах имел бы право вето. Но и это не устраивало руководство Карабаха.
Карабахцев не устраивал Тер-Петросян
Карабахцев не устраивало ничего из того, что предлагал Левон Тер-Петросян, потому что их не устраивал он сам. Впоследствии карабахский клан, низвергнув Тер-Петросяна, воссядет на ереванский престол, и начнется планомерное, невиданное по цинизму и масштабам разрушение армянской государственности, продолжающееся по сей день. В этом повинен тот же карабахский клан, закрывающий глаза на все возрастающую миграцию из Армении, отсутствие серьезного и устойчивого экономического роста и других важных параметров. Главным же во всей этой истории является то, что ни одна фундаментальная проблема в этой стране в течение последних 20 лет не была решена.
И сколько бы сейчас армянские лидеры не били себя в грудь, оправдывая свои промахи и провалы теми или иными обстоятельствами, неожиданно вмешивающимися в ход событий, они не учитывают главного – то, что Азербайджан никогда, ни при каких обстоятельствах не отступится ни от пяди своей земли, ни от своих принципов, ни от первостепенных задач, в числе которых полное и безусловное освобождение исконных азербайджанских земель. Об этом неоднократно говорил наш Президент, на этом стоит азербайджанский народ.
Что касается армян, то не надо было попросту заглядываться на чужой жирный кусок, им ведь и подавиться можно, что собственно и происходит.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать