• четверг, 28 Марта, 19:07
  • Baku Баку 13°C

Ханская дочь,

04 февраля 2017 | 16:02
Ханская дочь,

ИССЛЕДОВАНИЕ
Фотографии и рисунки наряду с различного рода документами и памятниками также служат важным источником в исторических исследованиях.
В центре Нахчывана, в здании, которое выделяется своей архитектурой, размещается Дом-музей видного военачальника Азербайджана генерал-майора Джамшида Нахчыванского. Это здание представляет собой родовую усадьбу, здесь прошло детство азербайджанского военачальника. Экспонаты музея отражают биографию этого незаурядного человека. Среди них немало фотографий, запечатлевших различных представителей рода Кенгерли, к которому принадлежит Дж.Нахчыванский.
В 1987 году дочь Дж.Нахчыванского Алия ханым передала в дар музею альбом, в котором также имеется небольшое количество исторических фотоснимков. По некоторым сведениям, этот альбом составил сам Дж.Нахчыванский. Спустя некоторое время члены семьи уничтожили многие фотографии из боязни репрессий. Среди утерянных - снимки его отца и матери, их родных.
Внимание автора этих строк, который неоднократно просматривал альбом, привлекла фотография утонченной женщины. Из документов, хранящихся в музее, выясняется, что этот снимок в 1990 году передан музею Алией ханым, жившей в Баку. Фотография оформлена как снимок тетки Дж.Нахчыванского - Хуршид, и на ней так и надписано по-русски - «тетя Джамшида». Автор решил провести поиски и по отцовской, и по материнской линии родственников Дж.Нахчыванского. В документах по передаче фотографии указано имя Хуршид, что побудило автора внимательно просмотреть имена в камеральном списке Калбалы хана и генеалогической таблице нахчыванского ханского рода.
В документах Национального исторического архива Грузии и Государственного военно-исторического архива России, а также в послужных книгах Дж.Нахчыванского упоминается его супруга по имени Хуршид. В результате проведенных изысканий выяснилось, что Хуршид ханым - потомок по прямой линии Ахмед хана Макинского (1794-?), одного из образованных и прогрессивно мыслящих военачальников своего времени, представителя известного тюрко-азербайджанского племени баят. Он служил в российской армии, снискав высокий авторитет, и вышел в отставку в звании майора. В документах упоминаются сыновья Ахмед хана Шукур и Сулейман (1819-1862), дочь Хуршид. Из них Шукур был женат на Лалабейим, дочери Эхсан хана I Нахчыванского. Наряду с этим дочь Ахмед хана Хуршид была замужем за генерал-майором Калбалы ханом II Нахчыванским, сыном Эхсан хана.
В Государственном военно-историческом архиве России имеется служебная книжка Калбалы хана, оформленная 10 мая 1877 года. Из этого документа явствует, что Калбалы хан II Нахчыванский женился на Хуршид ханым около 1846 года, указаны также имена детей от этого брака и их возраст. Большую часть жизни Калбалы хан провел в ханском дворце - родовой усадьбе семьи, где и окончил свои дни.
В ходе поисков мы разослали копии хранящихся в музее фотографий потомкам нахчыванских ханов, которые живут в Баку, Тбилиси и в Иране. Среди них Исмаил хан, сын Назханым, дочери Мамедгулу хана Иреванского и внучки Аббасгулу хана Иреванского, которая была замужем за одним из потомков макинского военачальника (сердара). Исмаил хан заявил, что на фотографии изображена дочь майора Ахмед хана Макинского.
Исмаил хан лично знал многих представителей семей Нахчыванских и Иреванских, которые после 1920 года эмигрировали в Иран, но в силу преклонного возраста многое стерлось из его памяти. Поэтому он посоветовал отослать фотографии родственникам, живущим в Тегеране. Тегеранская родня макинского военачальника подтвердила, что на фотографии изображена Хуршид. Но автор статьи не удовольствовался этими свидетельствами и продолжил поиски, поскольку в некоторых книгах утверждается, что речь идет о фотографии Зеринтадж бейим, последней дочери генерал-майора Калбалы хана II Нахчыванского, и автор сам склонялся к этой точке зрения. Наконец, у одного частного коллекционера в Москве нам попалась фотография неозначенной жительницы Нахчывана. Эта же фотография имеется в книге Рудольфа Иванова, посвященной генералу Максуду Алиханову-Аварскому, и здесь под снимком указано имя Зеринтадж бейим. Чтобы распутать этот узел, мы начали поиск вокруг обеих фотографий.
Зеринтадж бейим, как указывалось, дочь Калбалы хана II, родилась в 1866 году в Нахчыване, о чем сообщается в одном из документов Государственного военно-исторического архива России. В том же архиве имеется другой документ, от 1877 года, в котором возраст Зеринтадж бейим указан как 16 лет. Надо полагать, что дальнейшие розыски помогут преодолеть эту нестыковку и уточнить год ее рождения. Мы полагаем, что 1866-й - более вероятен.
В связи с военной службой Калбалы хану приходилось жить в Тифлисе и Иреване. Он получил хорошее образование и относился к передовым людям своего времени, активно занимался общественной, просветительской и благотворительной деятельностью. И его дочь Зеринтадж бейим, как мы убеждаемся из документов, принимала активное участие в общественной и политической жизни, особенно в Тифлисе и Гори. На этой теме хотелось бы остановиться несколько подробнее.
Супруга выдающегося азербайджанского писателя и просветителя Джалила Мамедгулузаде - Гамида Джеваншир в своих «Воспоминаниях о Мирзе Джалиле» писала: «На следующий день мы с Говхар ханым опять пошли по домам. Вечером написали письма живущей в Гори супруге Фирудин бека Кечарли, а также супруге Али хана Аварского, пригласили их на собрание». Кстати, супруга генерала Максуда Алиханова Аварского, которая упоминается в приведенном отрывке, - как раз и есть Зеринтадж бейим, являвшаяся активным членом благотворительного общества, созданного в Тифлисе группой просвещенных мусульманских женщин. В этом контексте уместно отметить и следующий примечательный момент: с начала XIX века женщины Нахчывана выплачивали членские взносы в просветительское общество, созданное при церкви Святой Рипсимэ - одной из трех церквей Иревана. За счет этих средств в Иреване действовала гимназия, в которой дети азербайджанцев учились на русском языке. Среди плативших членские взносы была и Хуршид, а ее дочь, Зеринтадж бейим, как видим, продолжала просветительские традиции.
В 1890 году известный русский фотограф Дмитрий Ермаков, находясь в Нахчыване, сфотографировал Зеринтадж бейим в зале ханского дворца. Интересна и снятая тогда же ее фотография во весь рост. К сожалению, принадлежность этой фотографии, долгое время хранившейся в различных музеях, включая и Национальный музей истории Азербайджана, оставалась неизвестной, на персональных выставках Д.Ермакова этот снимок выставлялся с надписью «нахичеванская бекша». Тот же Д.Ермаков сфотографировал Зеринтадж бейим также в тифлисском дворце генерала М.Алиханова-Аварского, и эту фотографию сохранили родственники последнего. Благодаря сопоставлению этих снимков автору удалось уточнить, что на хранящихся в Баку фотографиях изображена именно Зеринтадж бейим.
Теперь мы представляем вниманию читателей фотографии Хуршид ханым и ее дочери Зеринтадж бейим. Отметим, что эти снимки важны и с точки зрения изучения азербайджанских женских костюмов XIX века.
Хуршид ханым была верной спутницей жизни Калбалы хана Нахчыванского. Их дети сумели снискать авторитет и уважение не только в Российской империи, но и в других странах Восточной Европы. Пока мы не располагаем сведениями о последних годах жизни этой незаурядной женщины.
В Государственном историческом архиве России хранятся дела императорского камерального отдела. Среди этих документов есть один, посвященный весьма интересному для азербайджанского историка событию. Российский император во время путешествия на Кавказ встретился с Зеринтадж бейим и был восхищен ее красотой и просвещенностью. Узнав, что перед ним младшая сестра генерала Гусейн хана Нахчыванского, августейший гость высоко отозвался о доблести и отваге бойцов азербайджанской конницы кенгерли. Затем он подарил Зеринтадж бейим браслет работы знаменитого Фаберже, украшенный бриллиантами, красными и синими агатами. Согласно документу, стоимость браслета составляла баснословную по тем временам сумму в 500 рублей.
Согласно документам Государственного военно-исторического архива России в Москве, Зеринтадж бейим вначале была замужем за Аббасгулу ханом Иреванским. Мы не знаем, были ли у них дети. Около 1889 года Зеринтадж бейим вышла замуж за видного российского военного, близкого друга семьи нахчыванских ханов Максуда Алиханова-Аварского. У них родилось два сына - Адиль и Хафиз, первый из которых умер в младенчестве, а второй стал кадровым военным. В годы его учебы в Пажеском корпусе, согласно документам, его родители отправились на встречу с ним в одну из воинских частей близ Александрополя (ныне Гюмри). Но Зеринтадж бейим по какой-то причине на встречу не пришла. Когда Максуд хан с сыном ехали вместе, дашнаки подорвали карету: М.Алиханов-Аварский погиб, а Хафиз был ранен.
Выходившая в Тифлисе влиятельная официальная газета «Кавказ», все номера которой хранятся в центральной городской библиотеке, опубликовала 13 июля 1907 года подробный материал о гибели знаменитого генерала Алиханова-Аварского и его погребении в Александрополе. Однако Зеринтадж бейим решительно выступила против погребения мужа на холме близ армянского кладбища. Прах генерала Алиханова был с почестями доставлен в Тифлис, оттуда в Баку и, наконец, в его родное горное село Хунзах, где и предан земле. Все это подробно описано в газете «Кавказ». Газета также с похвалой отзывается о верности вдовы покойного Зеринтадж бейим.
Читая материалы о Максуде Алиханове-Аварском - военачальнике, писателе, историке, этнографе, имя которого выгравировано золотом на мраморной доске в Георгиевском зале Кремля, и его верной супруге, дочери азербайджанского ханского рода Зеринтадж бейим, я вспомнил свою поездку в Хунзах в далеком уже 1980 году. Тогда гид тайком проводил меня к захоронению генерала Алиханова-Аварского, которого советская идеология не жаловала, а его погребение было разрушено большевиками. Теперь здесь воздвигнут мавзолей. В поисках новых свидетельств верности, бесстрашия и таланта Зеринтадж бейим автор этих строк отправился из Тбилиси в Кутаиси и в Гори. В последнем городе мне рассказали о том, какой удалой наездницей она была. Как и о том, что при большевиках Зеринтадж бейим с сыном были арестованы и доставлены в Тифлис. По словам родственников генерала Алиханова в Хунзахе, Зеринтадж бейим была этапирована на печально известные Соловки.
Что касается ее сына Хафиза, то о его судьбе сведений нет. Следственные документы по делу Зеринтадж бейим хранятся в архивах силовых ведомств Российской Федерации и Грузии. Без их изучения нельзя конкретно судить о судьбе женщины. Так что поиск в этом направлении продолжится.
Муса ГУЛИЕВ,
ведущий научный сотрудник
Института истории, археологии и этнографии
Нахчыванского отделения НАНА,
доктор философии по истории

На фото
Хуршуд Макинская. Иреван, XIX век
Зеринтадж бейим Нахчыванская, 1890 г.
Дворец нахчыванских ханов. Мавзолей генерала Максуда Алиханова-Аварского. Дагестан. Хунзах (публикуется впервые)
banner

Советуем почитать