• суббота, 20 Апреля, 02:35
  • Baku Баку 15°C

Финансовое возрождение

07 февраля 2017 | 15:56
Финансовое возрождение

Несмотря на мировые вызовы отечественной финансовой системе, в истекшем месяце золотовалютные резервы Центрального банка Азербайджана не только не упали, но выросли на целых 9%.
На этом показательном примере можно констатировать, что политика высшего руководства страны, направленная в русло стабилизации и устойчивого развития кредитно-финансовой сферы, как важнейшего условия, лежащего в основе экономической стабильности, дает результаты.
Ощутимые выгоды
Отечественные эксперты в минувшем году (в самый разгар кризиса) предсказывали, что нынешний финансовый цикл обрадует население относительной экономической стабильностью, тем более что в данном направлении делается все возможное. Политическое руководство страны неустанно работает в плоскости решения всевозможных проблем, связанных с мировыми вызовами отечественной экономике, падением цены нефти и ростом учетной ставки доллара. Выгоды от этого ощущаются на всех уровнях, включая низовые, на которых «зациклены» потребители услуг. Ведь говоря о финансовой стабильности, связанной с повышением золотовалютных резервов Центробанка, сложно замыкаться лишь в плоскости достижений в данном конкретном направлении.
Надо понимать, что финансовая стабильность является продолжением продуманной и взвешенной политики по устойчивому развитию экономики, главным же образом, ненефтяного ее сегмента. При этом не менее важно осознавать, что, говоря о сфере, не привязанной к углеводородам применительно конкретно к нашей стране, особую важность представляет развитие предпринимательства и местных фермерских хозяйств.
Стоит ли говорить, сколько усилий, важных правительственных решений, указов и распоряжений главы государства было принято в этих направлениях. Развитие предпринимательства стало ключевым направлением глубоких экономических реформ прошлого года, а сельское хозяйство проявило рост, обоснованный государственным содействием в пользу развития регионов.
Ощутимые льготы для предпринимателей, поддержка, оказанная государством для улучшения инфраструктуры в регионах, постепенно оживляют экономическую жизнь. «В целом же, с точки зрения социально-экономических отношений, финансовая стабильность складывается не только из финансовых институтов и одноименных инструментов - это результат комплексных мер, направленных на повышение эффективности всех жизненно важных сегментов экономики», - сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» эксперт-экономист Октай Ахвердиев. Скажем, в самый разгар девальвации решением главы государства был создан Совет финансовой стабильности, целью которого стало дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости страны, проведение скоординированной политики в этой сфере, достижения эффективного регулирования и правоприменительной практики.
Совет получил крайне важное задание, заключающееся в краткосрочном анализе состояния финансово-кредитной сферы, экспертизе законодательной базы на основе передового международного опыта, а также стандартов в области регулирования финансовой стабильности. Кроме этой, безусловно, важной миссии структуру обязали подготовить и представить главе государства план по предотвращению угроз и множество прочих решений, связанных с обеспечением макроэкономической и финансовой стабильностью в нашей стране.
Как отметил О.Ахвердиев, в зарубежных странах такого рода комитеты очень эффективно работают. «Создание Службы ASAN xidmət, указы по реформированию налоговой и таможенной системы говорит о том, что появилось серьезное желание для борьбы с негативными явлениями», - отметил экономист.
В экономике, конечно, нет неважных и второстепенных отраслей - лишь все они вместе создают единую систему. Отсутствие же хотя бы одной сферы приведет к развалу этого единства. А потому принятая главой государства «Стратегическая дорожная карта по развитию финансовых услуг» стала составной частью общего стратегического планирования эффективного и устойчивого развития экономики. Плоды масштабной работы, проделанной для стабилизации финансовой сферы, дают о себе знать, и главным показателем устойчивого роста стала статистика Центробанка об увеличении валютных резервов. По состоянию на 31 января текущего года валютные резервы, находящиеся в распоряжении ЦБА, составили $4 млрд 327,2 млн, говорится в сообщении, размещенном на официальном сайте ведомства. Таким образом, только в январе резервы регулятора финансовых потоков увеличились на $352,8 млн, или на 8,9%, а в годовом исчислении снизились на $71,3 млн (на 1,6%). Для сравнения напомним, что в декабре прошлого года резервы ЦБА снизились на $36,6 млн (на 0,9%). В целом же, за весь прошедший год отмечалось снижение резервов на уровне $1 млрд 042,3 млн (на 20,7%).
Показательная статистика
Обратите внимание, что 30 декабря прошлого года валютные резервы главного банка страны составляли лишь $3 млрд 974,4 млн при существенном проседании абсолютных показателей, причем дна не было видно. Стремительный спад в течение без малого двух лет был заметен невооруженным глазом - то есть, если взглянуть на ситуацию в разгар девальвации национальной валюты позапрошлого года, величина резервных активов главного банка Азербайджана сократилась на впечатляющую сумму - $8 млрд 741,6 млн (в 2,74 раза).
Как обрисовал ситуацию редакции газеты «Каспiй» эксперт-экономист Самир Алиев, рост резервов после значительного перерыва вызывает поначалу массу вопросов, на которые, впрочем, есть ответ. «Это связано прежде всего с тем, что банк прекратил активную валютную интервенцию, став своего рода посредником, привлекая при этом депозитные средства у частных финансовых организаций. Например, буквально накануне ЦБА по итогам депозитного аукциона принял у банков на размещение 142 млн манатов, что в этом году является не худшим показателем привлечения избыточных высоколиквидных активов - при этом Центробанк планировал принять у банков 150 млн манатов. Знаете, почему финансисты охотно заключают сделки? Во-первых, потому, что ведомство Эльмана Рустамова платежеспособно, а его рейтинг сродни суверенному рейтингу Азербайджана. Во-вторых, предлагаемая им средневзвешенная процентная ставка по депозитным сделкам, заключенным в рамках аукциона, составляет 14,81% годовых в национальной валюте. А это весьма привлекательно для потенциальных продавцов», - объяснил эксперт причину заинтересованности.
Надо отметить, что к проведению депозитных аукционов Центробанк приступил с середины июня прошлого года. Депозитный аукцион - это торги, в ходе которых ЦБА привлекает депозиты коммерческих банков. Основной целью проведения таких аукционов является стерилизация денежной массы. Таким образом, Центробанк вовремя отпустил вожжи обменного курса маната к инвалюте. Именно потому и наблюдается сегодня рост валютных резервов.
Факторы роста
Но попробуем разобраться, какие проблемы на практике могли бы возникнуть при функционировании экономики в условиях завышенного обменного курса. Дело в том, что завышенный обменный курс означает, что конкурирующие с импортом отрасли сталкиваются с постоянным давлением со стороны иностранных компаний, что в конечном итоге приводит к призывам к защите внутренних производителей от импорта.
Сказалась на росте, кстати, относительно благоприятная конъюнктура на рынке углеводородов - в сравнении с дном кризиса цены на них поднялись в полтора раза. Та же нефть настолько ликвидный товар, что может считаться деньгами: легко она в них превращается в любой нужный момент. С другой стороны, у нас часть резервов ЦБ находится в золоте, которое, по большому счету - такое же природное ископаемое, что и нефть. Но ведь мы не выбрасываем золото на рынок тогда, когда цена на него близка фактически к историческому минимуму. Наоборот: в этот момент его выгодно покупать, что и делает главный банк страны. Потому и растут в целом его валютные резервы страны. Еще одна причина роста - положительное внешнеторговое сальдо: импорт упал сильнее экспорта.
Часто правительства идут на поводу у лоббистов и отказываются от свободной конкуренции в пользу протекционизма и поднимают тарифы на импорт. Это закрывает экономику от иностранной конкуренции, снижает доступ к необходимым импортируемым технологиям, и в результате экономический рост замедляется. Своевременная плавная девальвация служит двойной цели - равномерно защищает внутреннее производство, которое получает преференции и может конкурировать с импортом, и в свою очередь повышает стимулы для экспорта.
Кроме того, завышенный курс национальной валюты побуждает «бегство» капитала, принадлежащего гражданам данной страны, что предчувствуют девальвацию национальной валюты. В результате все меньше иностранной валюты доступно в стране для обеспечения критического импорта, и это вынуждает Центробанк тратить все больше своих резервов.
И наконец, еще одна гипотетическая опасность - дальнейшие усилия по защите завышенного обменного курса национальной валюты через крайне жесткую кредитно-денежную политику могли бы ввергнуть страну в тяжелый кризис.
Так вот, в случае, если бы ЦБА продолжил тратить золотовалютные резервы на поддержание курса, то мы, конечно, могли бы отсрочить декабрьскую девальвацию 2015 года еще на 3-4 месяца, но что было бы дальше? При этом нелишне отметить, что сама по себе значительная девальвация отнюдь не благо, поскольку приводит к системному кризису в экономике. Мировой опыт показывает, что чрезмерная твердость национальной валюты не приносит выгод в среднесрочной и долгосрочной перспективе, снижая эффективность производства, усиливая «бегство» капитала и способствуя неправильному размещению экономических ресурсов.
Таким образом, переход на плавающий курс маната и прекращение интервенций не только повысило уровень высоколиквидных активов ЦБА, но возымело положительное влияние на экономику.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать