• пятница, 29 Марта, 16:34
  • Baku Баку 14°C

Многоликая солидарность

18 февраля 2017 | 14:00
Многоликая солидарность

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ
Международные эксперты уже успели назвать Год исламской солидарности в нашей стране поистине знаковым событием, подчеркивающим ведущую роль государства в пропаганде идей терпимости, мира, толерантности и секуляризма. По их мнению, эти ценности являются противопоставлением таким негативным явлениям, как экстремизм, радикализм, мракобесие, которые являются следствием серьезных пробелов в образовании, социальной политике - вот почему Азербайджан сегодня является флагманом как исламской солидарности, так и мультикультурализма.
Об этом и о многом другом размышляет историк-этнограф, политолог, старший научный сотрудник Института права и права человека, член правления Бакинской религиозной общины грузинских евреев Моисей Беккер.

- Как известно, нынешний год в нашей стране объявлен главой государства Годом исламской солидарности. Не противоречит ли это толерантности, свойственной азербайджанскому народу, и согласны ли вы с утверждением, что он является логическим продолжением Года мультикультурализма?
- Само слово «солидарность» уже предполагает толерантное отношение к иным мировоззрениям, этносам и культурам. Исламский мир такой же многоликий и неоднородный, как и христианский. Именно поэтому всем живущим в современном мире как никогда прежде необходимо взаимопонимание, объединение интеллектуальных и материальных ресурсов для противодействия международному терроризму, голоду, болезням, бесправию, неравенству и технологической отсталости.
Очень важно преодолеть внутриконфессиональные противоречия, которые раздирают страны, исповедующие ислам. Особенно это касается конфликта между суннитами и шиитами, который грозит перерасти в масштабное столкновение с участием мировых держав. Это мы видим на примере Ирака, Сирии, Ливии и т.д. Даже на периферии исламского мира усиливается вражда между двумя основными направлениями некогда сплоченной уммы. Конечно, за обострением указанных противоречий кроются чисто экономические причины. Идет борьба за рынки сбыта, цены на углеводороды, влияние в исламском мире. Кроме того, не последнюю роль играет здесь демографическая ситуация и безработица, которая более всего затрагивает молодое поколение. Достаточно вспомнить, что поводом к «арабской весне» послужило самосожжение молодого тунисца, который с трудом сводил концы с концами, работая продавцом овощей. В Египте основной движущей силой, приведшей к отставке президента Мубарака, явились студенты Каирского университета. Конечно, все эти события происходили не без вмешательства извне. Тем не менее, они имели место, и для их предотвращения многим исламским странам необходимо срочное решение социальных и экономических причин, способствующих политической нестабильности.
- А вас как представителя иной конфессии, скажем прямо - как еврея, не беспокоит солидарность иноверцев? Не несет ли она опасность для проживающих в Азербайджане представителей других этнических групп - русских, украинцев, грузин?
- Вы знаете, я менее всего беспокоюсь по поводу исламской солидарности. Азербайджан - суверенное государство, руководство которого выстраивает свою внутреннюю и внешнюю политику, исходя из собственных национальных интересов. К примеру, не всем нравится наличие у нас посольства Государства Израиль. Тем не менее, оно есть, и связи между двумя дружественными странами имеют ярко выраженную тенденцию к расширению и углублению. Кроме того, Азербайджан поддерживает тесные контакты с руководителями еврейских организаций США, Российской Федерации, Франции и т.д. В этой связи следует особо отметить, что на протяжении веков евреи достаточно комфортно жили в Османской империи, странах Магриба и даже в Иране. Известно, что и христианские общины не подвергались преследованиям в означенных государствах. Наоборот, укрепление исламской солидарности поможет, как нам кажется, преодолеть многие негативные тенденции, и будет способствовать установлению в регионе длительного и прочного мира.
- Моисей Владимирович, в своих выступлениях в СМИ вы часто говорили, что настоящая толерантность у азербайджанцев существует на генетическом уровне…
- И это действительно так. Здесь никогда не декларировалась толерантность, как это практикуется в странах Евросоюза и Северной Америки. Она в Азербайджане просто была и есть. Европа стала «толерантной» только после Освенцима, Майданека и Треблинки, и я не уверен, что это надолго. Тенденции, которые там происходят, внушают весьма серьезные опасения за будущее тех мигрантов, которые от безысходности ринулись в чуждый им мир. Хочу особо отметить, что для евреев западных областей царской России переселение в Азербайджан стало одним из факторов их моральной эмансипации. Как писал в 1905 году корреспондент газеты «Ха-Цафира» Мордехай Глик, «положение русских евреев здесь (имеется в виду Азербайджан) довольно благополучное. Они успешно продвинулись в жизни, укоренились и укрепились в обществе, накопили богатство и удостоились спокойной беспечной жизни. Многие из них являлись ремесленниками, каменотесами, рабочими заводов, часовщиками, портными, ткачами, ювелирами. Они превратились в полноправных граждан страны». И это происходило в начале ХХ века, когда слово «мультикультурализм» вряд ли кто-то мог правильно озвучить. Особенно ярко межнациональная солидарность и единство проявились в Азербайджане в период недолгого существования АДР. Именно здесь впервые на Востоке и задолго до «Европейской хартии по правам человека», которая является базовой для стран Евросоюза, и «Декларации прав человека», принятой ООН в 1945 году, все этнические группы и религиозные конфессии получили равные политические права. Причем уже тогда были отменены все сословные и религиозные ограничения, имущественный ценз, ценз оседлости и решена проблема использования национальных языков.
- Визит в нашу страну папы римского Франциска, вероятно, еще одно подтверждение этому?
- Католическая церковь в Азербайджане существует уже несколько веков. В конце прошлого столетия, во многом благодаря усилиям общенационального лидера Гейдара Алиева, она вновь возродилась. Сам факт, что в мусульманскую страну приезжает папа римский, лишний раз свидетельствует о том, что Азербайджан привержен принципам толерантности, и в нашей стране мирно сосуществуют различные религиозные конфессии. Ведь посмотрите, папа римский никогда не был, например, в Саудовской Аравии, Пакистане или Алжире, в то время, как в нашу страну приезжает уже второй понтифик. Это говорит об авторитете Азербайджана как толерантной страны, где все религиозные конфессии пользуются равными правами.
К примеру, разве в Армении сохранилась хоть одна мечеть или мусульманская община? На самом деле их там нет, в то время как у нас действуют синагоги, удино-албанская церковь, православные и католические храмы, а в центре Баку сохранилась армянская церковь в своем первозданном виде. В этом плане азербайджанцы как самая толерантная нация на Кавказе оказывается в выигрышном положении.
Стоит признать, что Ватикан обладает большим влиянием на мировое общественное мнение. И хотя у него нет «дивизий» и военной мощи, тем не менее, полтора миллиарда католиков - это совсем не маленькая сила. Папа римский после визита в Азербайджан лишний раз убедился в том, что в мусульманской стране действительно существует толерантное отношение к иным религиозным конфессиям, которые веками живут здесь в мире и согласии. Это, несомненно большой плюс для имиджа и авторитета нашего государства на мировой арене.
- Даже армяне, если верить СМИ, хотели бы вернуться в Азербайджан. Как вы можете это прокомментировать?
- Как безусловную победу национальной политики руководства страны и лично нашего уважаемого Президента Ильхама Алиева. Армяне, наконец, убедились, что их лидеры лгали им на протяжении десятилетий, демонизируя азербайджанский народ и извращая события недавнего прошлого. Надеюсь, что время вразумит наиболее горячие головы и расставит все по своим местам. Думаю, что многие из тех, кто в силу обстоятельств покинул Азербайджан, все еще помнят «золотые» годы своего проживания в нашем государстве и, как я полагаю, рассказывают внукам и правнукам о том, как все было на самом деле.
- В чем, на ваш взгляд, особенность азербайджанской модели мультикультурализма?
- Толерантность воспитывается с детства, но вырабатывается веками. Настоящая толерантность существует на генетическом уровне, ее невозможно привить за один год или десятилетие. Уникальность Азербайджана в том, что здесь все происходило естественным путем, никогда не издавалось законов или правил, которые бы предписывали народу, как нужно вести себя в отношении носителей иных культур, традиций или мировоззрений.
В нашей стране не было конфликтов или ненависти на религиозной почве, за принадлежность к другой нации никогда и никого не преследовали. К переселявшимся сюда этническим группам испокон веков относились с сочувствием, теплотой и заботой. И это несмотря на то, что ведь, по сути, сюда приезжали чужие люди, говорившие на непонятном языке и исповедовавшие другую религию. Однако со временем пришлые народы ассимилировались, оседали, постепенно становились своими и живут в Азербайджане до сих пор. Во многом это способствовало взаимообогащению культур и в значительной степени сохранению многих языков и традиций.
- Ваша кандидатская диссертация была посвящена теме мультикультурализма в Азербайджане. Не считаете ли вы эту тематику в какой-то степени конъюнктурной, или азербайджанская модель толерантности на самом деле требует глубокого научного исследования?
- Я, вероятно, повторюсь, если скажу, что опыт Азербайджана является по- своему уникальным. А это, несомненно, требует детального изучения. Наверное, это связано с тем, что Азербайджанская Республика исторически всегда находилась на перекрестке торговых путей. На ее территории происходил весьма интенсивный информационный обмен и межцивилизационный диалог, который потоком шел с Запада и Востока, Севера и Юга. Здесь возникали и отсюда распространялись различные религиозные воззрения, которые, сталкиваясь с новыми вероучениями, умело их абсорбировали и приспосабливали к местным условиям. Наверное, поэтому многие переселившиеся сюда мигранты нашли здесь себе настоящую родину, переняв некоторые обычаи и культуру коренного населения, сохранив при этом собственную идентичность. Толерантность и умение находить общий язык с пришельцами смогли сплотить воедино носителей различных традиций и мировоззрений. Культура азербайджанского народа всегда была открыта для новых идей и традиций. Она никогда не замыкалась в собственной скорлупе. Достаточно сказать, что не в пример бывшим союзным республикам СССР в Азербайджане сохранились школы на русском языке, значительный контингент которых составляют азербайджанские дети, действуют филиалы Московского государственного университета и Медицинского института им.Сеченова. В большинстве школ изучается английский язык, а в ряде вузов - иврит. И это правильно, ведь благодаря владению различными языками подрастающее поколение лучше ориентируется в современном мире и имеет большие возможности для самореализации.
- Вы сказали, что толерантность привить невозможно. Но как быть, если речь идет о современной ситуации с мигрантами в Европе?
- Я настаиваю на том, что привить толерантность невозможно, она или есть, или ее нет. Никакие законы, указы и СМИ неспособны изменить психологию человека настолько, чтобы он всерьез поменял свое отношение к представителям иной культуры и социума. Посмотрите на то, что сегодня происходит в Европе. На протяжении свыше 70 лет после окончания Второй мировой войны Германия, которая была повинна в гибели миллионов людей, пропагандировала толерантность. И вот теперь в этой стране появилась партия «Альтернатива для Германии», которая призывает перекрыть дорогу в Европу мигрантам и очистить страну от беженцев. Вот на этом примере, как вы думаете, можно ли «сверху» привить толерантность народу? Думаю, что нет. В Германии, Франции, Великобритании, как теперь видно на фоне усиления ксенофобии, это не получилось, а Венгрия, Польша, Чехия и другие восточноевропейские «новые демократии» вообще закрыли границы перед наплывом беженцев. И в этом нет ничего удивительного. Европа полторы тысячи лет держала евреев и иных иноверцев в гетто, периодически устраивая против них кровавые погромы, которые приводили в итоге к массовым изгнаниям, а в 40-е годы ХХ века - к гибели миллионов людей «неправильной» национальности. Может ли после этого что-либо измениться за каких-то 70 с лишним послевоенных лет?
- То есть вы согласны с мнением некоторых экспертов о том, что идея мультикультурализма провалилась на Западе. Если это действительно так, почему это произошло? Неужели только из-за мигрантов?
- Европу уже действительно сложно назвать толерантной. Внешне складывается ощущение, что европейцы спокойно относятся к наплыву беженцев. Однако на самом деле в то время, как большинство молчит, есть активное меньшинство, которое уже говорит от имени большинства. Многие не согласны с тем, что мигранты за счет коренных жителей получают в странах Евросоюза социальные блага, и к тому же пытаются навязать европейцам свои воззрения. Все это способствует усилению напряженности. И хотя эти конфликты провоцируются чаще всего отдельными представителями или небольшими группами беженцев, тем не менее, ненависть испытывается ко всем, кто приехал в Европу, спасаясь от нищеты, насилия и бесправия в странах исхода. Правительства европейских государств пытаются убедить свой народ, что террористы и ислам - это не одно и то же, тем не менее, не все готовы согласиться с данным утверждением. Сегодня мы наблюдаем в Европе опасную тенденцию, которая очень скоро приведет к негативным последствиям. 2017 год может оказаться роковым для либеральных ценностей. На фоне «брексита» и внезапной смены курса в США во Франции, Нидерландах и ряде стран Евросоюза усиливается влияние крайне правых популистских партий. Именно они меняют вектор политического курса европейских государств, что с большой степенью вероятности может оказать решающее влияние на общемировую тенденцию.
- Избранный президент США Дональд Трамп последовательно проводит в жизнь антииммиграционную политику (особенно, в отношении мусульман). Как вы думаете, на самом ли деле существует угроза исламского терроризма, или эта опасность сильно преувеличена?
- Антииммиграционная политика Трампа в основном затрагивает интересы Мексики, Боливии, Кубы, Венесуэлы и других южных соседей, что связано с контрабандой наркотиков и прочими негативными явлениями. Что касается ограничения иммиграции, которое коснулось семи из примерно 50 мусульманских стран - то это временная мера, и касается она, в основном, тех государств, где действительно существуют ячейки ИГИЛ, Аль-Каиды и прочих экстремистских организаций. Указанные меры ограничены по времени - 90 дней, и спустя установленные сроки, будут отменены, поскольку противоречат основным свободам, декларируемым Конституцией США. Цель - предотвратить проникновение в страну потенциальных террористов и радикальных проповедников. Кстати, это не первый случай ограничения въезда в США беженцев из других стран. В 1938 году международная конференция в Эвиане по проблеме еврейских беженцев из гитлеровской Германии, окончилась безрезультатно.
Что касается США, то они в тот период пришли к совершенно парадоксальному выводу - резко сократили квоту на прием иммигрантов из Европы. Вот так и был подписан смертный приговор шести миллионам европейских евреев.
- Как вы относитесь к тому, что лидер французских правых Марин Ле Пен, известная своей жесткой позицией в отношении мусульман, в одном из своих недавних выступлений перед избирателями заявила, что если возглавляемый ею Народный фронт придет к власти, возможно, религиозным евреям будет запрещено носить кипы?
- Франция - светское государство, и там давно запрещено демонстрировать религиозные атрибуты различных конфессий. В этой связи евреи вместо кип стали носить другие головные уборы. Так что, выход всегда будет найден! А если серьезно, то вначале пусть Марин Ле Пен наберет необходимое большинство голосов во втором туре, а там будет видно. Тем более, что евреям Франции есть куда ехать.
- И это правда. Как сказал классик современной израильской драматургии Эфраим Кишон, Израиль - единственная страна, в которой уже взрывались иракские СКАДы, «Катюши» из Ливана, самоубийцы из Газы и снаряды из Сирии, но все равно трехкомнатная квартира там стоит дороже, чем в Париже.
Галия АЛИЕВА
banner

Советуем почитать