• четверг, 25 Апреля, 01:34
  • Baku Баку 19°C

Серьезные обвинения

23 февраля 2017 | 13:51
Серьезные обвинения

ПОЛИТИКА
На днях посол Турции Риза Хакан Текин был вызван в МИД Ирана, где ему был выражен протест. Оснований для этого немало - вся политическая верхушка братской страны, включая президента Эрдогана в Бахрейне, премьер-министра Бинали Йылдырыма и главу МИД Мевлюта Чавушоглу на Мюнхенской конференции по безопасности, «прошлась» по южанам.
В принципе, руководство Анкары право в том плане, что сунниты в мировом масштабе составляют абсолютное большинство, а сектантская по сути внешняя политика Тегерана, к сожалению, подрывает стабильность в регионе, в частности, в Бахрейне, Саудовской Аравии и других странах Персидского залива. Кроме того, воспользовавшись удобным случаем на фоне раздрая, теократический режим пытается сделать Сирию и Ирак государствами шиитского толка, что представляет весьма серьезную опасность для местного населения. Потому и призывают турки соседей к отказу от этих амбиций во имя стабильности и безопасности.
Кто бы говорил
Не секрет, что кроме проведения политики персидского национализма, муллократия, постоянно нарушая права десятков миллионов тюрков, а также миллионов представителей прочих народностей, называет их нацменьшинствами. Но ведь если на чашу весов поставить численность персов и южных азербайджанцев, можно поспорить о том, кто на поверку окажется в меньшинстве.
Как бы то ни было, прилюдная неприкрытая обструкция вызвала недовольство иранской стороны, которая тут же обвинила команду Эрдогана в «мечтах о восстановлении империи и поддержке террористических групп» (вот уж кто бы помалкивал относительно второго пассажа). «В этом вопросе мы, конечно же, проявляем терпение, но и у него есть предел. Если наши турецкие друзья будут и далее повторять подобные высказывания, мы молчать не будем, а ответим по всем правилам», - говорится в ноте МИД Ирана, озвученной пресс-секретарем Бахрамом Гасыми.
Но невозможно понять и принять обвинения от тех, кто несет ответственность за региональную напряженность и нестабильность. Тому же Ирану вместо обвинений стоило бы предпринять более конструктивные шаги и пересмотреть свою региональную политику, не используя в своих военно-политических играх хуситов, хазарейцев, ливанцев, иракцев, сирийцев и прочие народности.
Все карты смешались
Свет на причину столь неожиданного демарша Анкары проливает заявление представителя Высшего комитета по переговорам сирийской оппозиции Салема Аль-Муслита, на днях заявившего, что они заинтересованы в проведении прямых переговоров с Дамаском для экономии времени, а также намерены положить конец страданиями сирийского народа.
По мнению экспертной группы газеты «Каспiй», красивая фраза имеет подтекст, мол, Башар Асад не может возглавлять никакое из правительств Сирии - ни временное, ни то, что будет создано после кризиса. Получается, что в случае если тиран останется у власти, большинство сирийцев напрасно участвуют шесть лет в гражданской войне.
«Проделки» Трампа
Турция делает все возможное, чтобы в сирийской власти укрепились местные арабы как представители этнического большинства, принципиально оппозиционного нынешнему правительству. И как бы ни складывались договоренности Анкары с той же Москвой, они не затрагивают вопросы политического урегулирования с тем, чтобы будущее правительство было сформировано реальным парламентским большинством. Не затрагивают они и роли Катара с Саудовской Аравией в урегулировании сирийского кризиса.
Однако после переговоров Эрдогана с Трампом в турецкой позиции произошли внезапные изменения - президент братской страны «нарушил» договоренности с Россией, заявив о давнем намерении создать буферную зону протяженностью 5 тыс. кв км и выбить курдские Отряды народной самообороны из города Мюнбич, взяв его под свой контроль, а после взятия Эль-Баба двигаться в сторону центра так называемого «Исламского государства» (ИГ) - города Ракка.
По факту - демарш
Ожидаемый разворот произошел на фоне новой ближневосточной политики, декларируемой новой администрацией США, и хотя она далека от ясности и согласованности, нападки «дядюшки Скруджа» на Иран и его намерение направить солдат в Сирию под предлогом борьбы с ИГ восприняты антиперсидским и антиалевитским альянсом положительно. Если он сдержит обещание, очевидно, это станет переломным моментом для сирийского театра военных действий и будет свидетельством того, что между главами Вашингтона, Анкары, стран Персидского залива, а возможно и Израиля существует согласованный план. Ясно, что такое развитие ситуации вызовет огромное количество вопросов к Ак Сараю со стороны Путина и Хамнеи.
Что ожидает Турцию?
Ситуация непроста, прежде всего для Турции - если Трамп найдет точки соприкосновения с российским коллегой по ослаблению Ирана и его региональных союзников, то позиции ближневосточного альянса могут быть серьезно подорваны, и у Анкары останется узенькое пространство для маневра - ему будет сложно сохранить хорошие отношения с Россией и одновременно проводить антииранскую политику. Но если все же углубится конфронтация между сильнейшими державами, Турция будет вынуждена окончательно выбрать одну из сторон, хотя и та, и другая ожидают, что она будет активна против ИГ. Кстати, и Москва, и Вашингтон не в восторге от того, что турки «бьют в хвост и в гриву» курдских террористов как в стране, так и на границах с Сирией и Ираком, не спрашивая разрешения у местных правительств.
Другой серьезной проблемой мусульманской «антииранской коалиции» является позиция Трампа и, естественно, Нетаньяху по палестино-израильскому конфликту, так как они рассматривают решение в пользу одного суверенного государства, где палестинцы будут иметь гораздо меньше прав. Итак, арабские союзники пытаются подтолкнуть новую администрацию к более антииранской позиции, а США и Израиль пытаются использовать эту возможность, чтобы убедить арабов присоединиться к новому палестино-израильскому урегулированию.
Как ответит Москва на ожидаемую перемену со стороны своего нового турецкого союзника? Время покажет.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать