• пятница, 29 Марта, 05:34
  • Baku Баку 7°C

Урбанизация нуждается в координации

26 февраля 2017 | 12:24
Урбанизация нуждается в координации

СРЕДА
На одном из международных научных форумов, посвященных географическим, геологическим и экологическим проблемам региона Каспийского моря, и собравших в Баку ученых Азербайджана, России, Беларуси, Казахстана, Грузии, доклад российского ученого, посвященный территориальной структуре населения и перспективам модернизационных процессов в Кавказском регионе, вызвал большой интерес участников конференции. Об этом и о многом другом размышляет ведущий научный сотрудник Института географии РАН кандидат географических наук Ольга Глезер.
- Как вы думаете, в чем уникальность поднятой вами темы?
- Я думаю, в «человечности» самой темы. Доклад касался социально-экономических проблем развития Кавказского региона, по большей части - российского Северного Кавказа. Мы с моим соавтором - доцентом кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Сергеем Геннадьевичем Сафроновым - специально не останавливались на азербайджанской части, потому что считали, что, будучи в гостях, не вправе высказывать экспертные суждения.
Уникальность региона ни у кого не вызывает сомнения, она ярко проявляется в природе Прикаспия, но не меньше - и в социально-экономической сфере. На этой территории соседствуют множество этносов и культур, разные экономические системы. Если говорить о России, то вблизи Каспия, в пределах Северного Кавказа, располагаются одни из немногих субъектов Федерации, где сохраняется естественный прирост населения. На большей части страны смертность превышает рождаемость, поэтому прикаспийский Кавказ - это регион обеспечения России человеческими ресурсами. Здесь расселено и соседствует множество очень своеобразных этносов. Именно с этими двумя факторами связан модернизационный потенциал региона. Одновременно это порождает много сложностей, и я думаю, они также чрезвычайно актуальны и для вашей страны.
- Какой из векторов социально-экономической модернизации, на ваш взгляд, проявляется в Прикаспийском регионе более всего?
- Как известно, социально-экономическая модернизация имеет несколько составляющих. Одна из них - демографическая модернизация, когда меняются компоненты воспроизводства населения - сокращаются и рождаемость, и смертность. Рождаемость падает в силу изменения ценностных ориентиров, сознания и образа жизни, смертность - вследствие развития здравоохранения. Эти два процесса идут неравномерно и с разными скоростями. В результате на Кавказе естественный прирост не столь высок, как раньше, но демографический переход еще не завершен.
Вторая составляющая модернизации - социальная. Она включает в себя, в том числе, повышение пространственной мобильности населения, то есть миграции (население немодернизированное реже переезжает на постоянное место жительства и реже ездит куда-то по разным надобностям). Вот такая модернизация в регионе идет полным ходом, население и Предкавказья, и Закавказья очень подвижно. Рост Баку, урбанизация - это, в том числе, и следствие модернизации сельского населения, когда жители не боятся покидать свои села.
- У этого процесса есть и негативные аспекты, не так ли?
- Бесспорно. Урбанизация порождает дисбаланс, зачастую населения в городах больше, чем они могут «переварить» - и в отношении занятости, и в смысле обеспечения жильем. Как правило, строительство жилья запаздывает по отношению к росту населения. Но сам факт того, что сельчане не боятся переезжать в большие города, свидетельствует о безусловной модернизации сознания.
Есть еще одна немаловажная составляющая социально-экономической модернизации. Это смена занятий, повышение уровня образования, изменение стиля жизни. Повышение уровня образования в регионе - налицо. Другое дело, что его реальное качество, к сожалению, ниже, чем нужно современной экономике. В Прикаспийском регионе это заметно в большей степени, поскольку здесь, как и вообще на Востоке, статусные аспекты играют очень большую роль - и в государстве, и в обществе, и в сознании людей. Высшее образование нужно не только для устройства на хорошую работу, но и для того, чтобы приобрести в глазах окружающих новое качество, а это происходит независимо от качества образования. Но издержки ведь есть всегда, а современные реалии заставят повышать уровень образования, потому что говорить о модернизации общества, внедрении инноваций, то есть и о социальной, и о технологической модернизации, можно только в том случае, если население высокообразованно.
Еще на одну составляющую этого процесса, связанную с миграциями населения из села в город, хотела бы обратить внимание на изменение отраслевой занятости, переход из аграрного сектора в промышленность, а зачастую (на Кавказе это очень развито) - из аграриев в социальную сферу, минуя промышленность, сразу в «белые воротнички».
- А почему это плохо?
- Потому что любые перескоки и любое слишком быстрое движение не позволяют пройти закономерные стадии. Между тем, только стадиальность ведет к устойчивости и упорядоченности, когда любой процесс принимает правильное, рациональное направление. Когда он идет медленно, то все время вынужден подстраиваться к другим процессам, и возникает меньше противоречий. Но модернизация вообще очень противоречива. Вот, например, несбалансированность урбанизации четко прослеживается на стремительном территориальном росте Баку. А как разрастаются-расползаются Махачкала и Дербент в Дагестане вопреки генеральным планам…
- Но ведь Баку - это мегаполис, и он должен так быстро расти.
- Правильный мегаполис, как стало принято называть очень большие города (в науке существует понятие «мегалополис», то есть суперагломерация) - это город, в котором легко осуществлять связи между центром и окрестностями, между различными частями города. Если территориальная структура не выстроена, то и связи будут трудноосуществимые. В Баку быстро проехать через некоторые районы проблематично. Подчеркну: мегаполис - не только размеры, но прежде всего очень хорошая структура. Иначе концентрация населения дает отрицательный эффект, когда затруднены любые поездки, общение жителей, возникают стрессы, в результате плохо и жителям, и всему городскому организму.
- Приведите, пожалуйста, примеры правильного мегаполиса.
- Для того, чтобы отвечать критериям правильного мегаполиса (мегалополиса), город должен иметь хороший план развития, в нем должно быть проведено пространственное планирование. Ясно, что любой большой город должен развиваться вместе с пригородами. Если этого нет, то ожидать выстроенной структуры абсолютно бессмысленно.
- В этом смысле бакинцы могут похвастаться - у нас даже план Большого Баку есть.
- Во время пребывания на конференции нам, ее участникам, удалось погулять и поездить по Баку. Мы получили огромное удовольствие! Однако меня печально поразили два результата ускоренного роста и какой-то непродуманности. Первое - мало подземных переходов. К примеру, несмотря на огромный трафик, и при том, что проспект Нефтчиляр отделяет от остальной части города прекрасную набережную со множеством объектов городской среды, привлекающих жителей и гостей города, на нем всего четыре подземных перехода.
Кстати, в вашем городе странно устроены светофоры, они словно и не для пешеходов, а лишь для водителей: повернуты к транспорту, и только заглянув, можно увидеть, какой свет горит. И, к сожалению, нет никакой уверенности, что машина затормозит на «зебре». В определенном смысле городская среда в Баку в ее нынешнем виде небезопасна и некомфортна.
Второе, что меня поразило, - это противоречия в застройке города при ее гигантском размахе. Элитные дома, облицованные аглаем, большинство из которых очень хорошо вписаны, хотя бы колористически и архитектурными деталями, в традиционную архитектурную среду, местами соседствуют с домами, возведенными совсем в другом стиле, безвкусными, а местами - с весьма ветхим жилым фондом. При этом старые и ветхие дома и кварталы порой представляют безусловный исторический интерес, их необходимо реконструировать и сохранять, но боюсь, что они могут быть сметены под напором современного комфортабельного жилья и офисных зданий. Хотелось бы, чтобы такое было редкостью. Например, надо бережно относиться ко всему комплексу масштабно реконструируемой улицы Самеда Вургуна - со всеми, еще сохранившимися, крупицами старого быта, историческими и новыми достопримечательностями.
- Как вы считаете, содержит ли в себе минусы для использования территорий закономерный уход в структуре от аграрного хозяйствования в сторону постиндустриального сервисного?
- Однозначно содержит. Потому что природно-климатические условия Прикаспия предопределяют развитие сельского хозяйства, и забрасывать сельхозземли нецелесообразно. Но, конечно, в современном мире, чтобы аграрное производство было конкурентоспособным, оно должно быть модернизированным. Плохо контролируемое разрастание городов самым негативным образом сказывается на всей геосистеме региона и отдельных ландшафтах. Во-первых, «съедаются» аграрные земли. Во-вторых, при таком ускоренном росте города с трудом обеспечиваются инженерной инфраструктурой, безопасной для людей и окружающей среды, - очистными сооружениями, водопроводом, канализацией и прочим. Трудно успевать за стихийно идущей урбанизацией. Во всем мире эти процессы необходимо координировать, под них подстраиваться, постоянно их корректировать и смягчать негативы, неизбежно при этом возникающие. Это то, что называется адаптацией и смягчением отрицательных последствий (аdaptation and мitigation), в данном случае - урбанизации. Но надо понимать, что сама по себе урбанизация - закономерный процесс, противостоять которому бессмысленно и бездумно.
- Как в этом плане в России?
- В России старая школа градостроительства практически разрушена. За первые десять лет безвременья (1990-е годы) ушли с работы или из жизни старые специалисты, им на смену пришла молодежь, которую территориальному планированию как следует не учили ни в архитектурных, ни в экономических, ни в географических вузах.
В этой сфере деятельности связь времен прервалась, и то, что сейчас делается в области территориального планирования, абсолютно не соответствует задачам и запросам социума. Хотя формально в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации все населенные пункты имеют свои генпланы, муниципальные образования - проекты территориального планирования и т.д. Формально все это есть, но качество проектов таково, что они не могут помочь в развитии населенных пунктов, да и вся система территориального планирования построена плохо. Наверняка черты такой вот потери преемственности есть и в азербайджанском градостроительстве, ведь похожие процессы в 1990-е годы происходили на всем постсоветском пространстве.
- Вероятно, это обусловлено временем, серьезными вызовами тысячелетия?
- Безусловно. И один из вызовов связан с высокой населенностью или даже перенаселенностью региона. Западную часть Прикаспия нельзя рассматривать вне кавказского контекста, этот регион - часть Кавказа. Демографический переход, в результате которого снижается рождаемость, здесь еще не закончен. Перенаселенность порождает серьезные проблемы и конфликты, которые «выплескиваются» за пределы региона вследствие миграции избыточного населения.
Еще один вызов - трудности социально-экономической модернизации, которые обусловлены недостаточной готовностью традиционных обществ к переменам. В Прикаспийском регионе, как и на Кавказе, высока доля сельского населения, более приверженного традициям, высока роль аграрного производства, которое труднее реформируется. Урбанизационный переход - переселение в города и их доминирование в общественном развитии - идет очень быстро, и это приводит к увеличению культурных, социальных и экономических разрывов между городами и сельской местностью. Сельские сообщества - носители традиционной культуры - должны бережно сохраняться, но в то же время модернизироваться, потому что иначе невозможны их полноценная интеграция в современную жизнь и консолидация общества. В регионах Северного Кавказа оценки модернизационных процессов весьма противоречивы. Судя по реакции азербайджанских коллег на наш доклад, подобные проблемы актуальны и для вашей страны.
- Ольга Борисовна, какова сфера ваших научных интересов?
- Основными направлениями моей научной деятельности являются социальная и экономическая география России, география населения, расселение, географические аспекты федерального и регионального законодательства, местное самоуправление. А районы и географические масштабы исследований - Россия (в разрезе субъектов РФ и муниципальных образований); Европейская Россия, Северный Кавказ, Сибирь, а также отдельные регионы в пределах названных макрорегионов.
- Вы давно занимаетесь Кавказом. Что вы можете сказать о людях, населяющих его?
- Главное впечатление от Баку - необычайная доброжелательность. Причем это относится и к молодым людям, и пожилым. Поразило, что на улицах огромное количество молодежи мужского пола, которая просто стоит группками, беседует, пьет чай и т.д. Правда, они ведут себя культурно. Но сам факт, что в дневное время много молодых людей на улицах города, заставляет думать, что у них вообще нет занятия или они мало заняты (в демографии это называется «неполная трудовая занятость»). Нас удивило, что практически возле каждой кассы в супермаркете стоит молодой человек и закладывает купленные продукты в сумку покупателя. Такое бывает только при безработице.
- Для вас, россиян, Баку - это экзотика? По архитектуре, запахам, цветам, одежде людей и т.д.?
- Нет, не думаю, что экзотика. Мы здесь бывали и до распада СССР. Сейчас как профессионалы понимали, что едем в «маленькую Турцию» и нас не могут удивить ни цвета, ни фасоны одежды. Правда, поразило обилие бутиков, которые пустуют. Видимо, большая часть населения одевается все же не в них. Пожалуй, я ожидала больше мишуры и блесток на женских нарядах, или, наоборот, большей закрытости в одежде мусульманок, как, например, наблюдала в некоторых европейских и азиатских странах. Меня приятно удивило, что даже женщины в хиджабах в вашей стране абсолютно интегрированы в современную жизнь, их можно увидеть в кафе, за рулем автомобиля, просто в группе молодежи. Они не противопоставляют себя обществу. Их не очень много, я думала, будет больше. И вообще идешь по улицам Баку и ощущаешь своего рода «чувство локтя». Это достигается за счет выражения лиц. В Баку они незамкнутые, открытые, здесь никто никуда не спешит и туристу с удовольствием покажут и даже проводят куда надо - в отличие от вечно спешащих москвичей. Хотя это тоже в какой-то мере штамп. Важно, чтобы стиль жизни и городская среда соответствовали друг другу. Вот в вашем городе это соответствие абсолютное.
Галия АЛИЕВА
banner

Советуем почитать