• пятница, 29 Марта, 05:28
  • Baku Баку 7°C

Когда интересы совпадают,

04 марта 2017 | 12:46
Когда интересы совпадают,

РЕГИОН
То, что Грузия активно интегрируется в Евросоюз, никак не противоречит тому, чтобы иметь добрососедские отношения с Беларусью, основываясь на многих предпосылках. И Грузия, и Беларусь уважают территориальную целостность, независимость и суверенитет друг друга и, исходя из этого, думают, как выстраивать двусторонние отношения.
Об этом в интервью телеканалу «Беларусь 1» заявил президент Грузии Георгий Маргвелашвили в преддверие визита в Минск.
Ранее президенты двух стран встречались в апреле 2015 года, когда Александр Лукашенко посещал Грузию. Но тогда векторы развития Беларуси и Грузии разительно отличались, поскольку Беларусь в то время преодолевала кризис, а Грузия была занята интеграцией в ЕС, да и товарооборот между двумя странами оставлял желать лучшего - всего $100 млн.
Ты - мне, я - тебе
Начиная с 2016 года у Беларуси наметились серьезные противоречия с Москвой в нефтегазовом сегменте, в результате она потеряла статус главного геополитического партнера России и начала искать другие контакты в регионе. Таким образом, белорусскому руководству пришлось искать новые источники энергоносителей. И нашли на Южном Кавказе. Заключив договора с Ираном и Азербайджаном о поставках углеводородов, Лукашенко понимал, что сырье сможет получать только через территорию Грузии.
Недавно завершился двухдневный визит грузинского лидера Георгия Маргвелашвили в Минск. Его задача состояла в том, чтобы посредством Беларуси получить доступ на рынок ЕАЭС.
В интервью белорусскому телевидению Георгий Маргвелашвили подчеркнул, что Грузия смотрит на различия как на возможности, которые стороны должны открывать друг другу и тем самым приумножать благосостояние наших народов. «В этом аспекте мы синергично работаем по всем направлениям. Как в политическом, так и в направлениях экономики, культуры, сближения народов», - подчеркнул он.
По итогам переговоров лидеров двух стран белорусский лидер заявил, что его страна «заинтересована в наращивании импорта традиционных южных товаров - фруктов, овощей, вин. Обсуждались также возможности создания совместных предприятий по переработке грузинской сельхозпродукции на белорусской территории».
В поисках импортеров
Другой темой переговоров стали поставки нефти в Беларусь. Дело в том, что в 2016 году белорусская сторона рассчитывала получить из России 24 млн. тонн нефти, однако во втором полугодии Россия урезала его поставки по трубопроводам почти на треть. В результате переработка на Мозырском НПЗ и «Нафтане» упала почти вдвое, поэтому появилась необходимость в альтернативных поставщиках нефти. Как всегда, Азербайджан протянул Беларуси руку помощи - 19 октября в нефтегавани Одесского порта ошвартовался танкер ALHANI с 84,7 тыс. тонн азербайджанской нефти для Беларуси.
Транзитная нефть и раньше не раз приходила в Беларусь через Одесский порт. В основном это была венесуэльская и азербайджанская нефть.
По сообщению Reuters, Беларусь в 2016 году импортировала в общей сложности 560 тыс. тонн сырой нефти сортов Azeri Light и CPC Blend.
Но поиск поставщиков нефти продолжался, и тут Беларусь вышла на Иран. Как заявил Александр Лукашенко, «мы ведем переговоры с Ираном, который мечется в поисках возможностей для поставки нефти и который снизит нам цену. Вплоть до того, что мы им предоставим все возможности на Мозырском или другом заводе - перерабатывайте свою нефть и продавайте». А 18 февраля 2017 года стало известно, что дочерняя компания «Белоруснефти» Beloil Polska заключила контракт с Национальной иранской нефтяной компанией (NIOC) на поставку 600 тыс. баррелей (84 тыс. тонн) нефти. И тут же в феврале иранская нефть, первая после снятия санкций с Тегерана, была отгружена в направлении Беларуси.
Фишка в том, что и азербайджанская, и иранская нефть могут идти в Беларусь только через Грузию, поскольку в порту Супса расположен нефтяной терминал, принимающий нефть из Азербайджана по нефтепроводу Баку-Супса с последующей загрузкой на нефтеналивные суда.
Таким образом, Александр Лукашенко на встрече с Георгием Маргвелашвили, обеспечивая энергетическую безопасность своей страны, обсудил заодно и цену за перевалку нефти в Беларусь.
В сложившихся обстоятельствах трудно предугадать, как среагирует Россия на столь независимую энергетическую политику своего союзника.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать