• пятница, 29 Марта, 03:18
  • Baku Баку 7°C

К совершенству законодательства

15 марта 2017 | 16:55
К совершенству законодательства

ФИНАНСЫ
Азербайджанский фонд страхования вкладов (ADIF) заявил о намерении в будущем облегчить процедуру выплаты компенсаций вкладчикам банков, где произошел страховой случай.
В целом выплата компенсаций застрахованным вкладчикам проходила оперативно, считают в фонде, а сама процедура по сжатости сроков даже превзошла передовую практику развитых стран.
Обогнали Европу
Из недавнего выступления руководителя ADIF Азада Джавадова выяснилось, что в настоящее время фонд начинает выплату компенсаций уже через неделю после объявления в банке страхового случая, тогда как в большинстве стран упомянутый процесс начинается значительно позже. По мнению финансиста, тем самым подведомственная ему организация проявила профессионализм в процессе погашения застрахованных банковских вкладов, обогнав по этому показателю почти все европейские страны.
«Думаю, мы доказали свою высокую профпригодность, поскольку в Старом Свете процесс реального перехода на режим начала выплаты компенсаций через 7 рабочих дней после страхового случая будет полностью завершен только к 2024 году. Сейчас там средние сроки перечисления средств стартуют через три недели после объявления страхового случая, даже имеются страны, где этот процесс начинается через 90 дней. А мы с самого начала нашей деятельности наладили осуществление выплат через неделю после страхового случая», - сказал А.Джавадов, отметив, что фонд может сжать сроки начала выплат до минимальных трех дней, однако этому препятствуют отдельные факторы, в частности необходимость своевременной подготовки клиентской базы.
«Сегодня мы смогли бы начинать этот процесс, однако для этого нужно, чтобы временный администратор вовремя подготовил клиентскую базу банка. Мы обсуждаем с Палатой надзора над финансовыми рынками вопрос передачи всем банкам нашей программы, чтобы в дальнейшем реестр составлялся правильно, - сказал глава ADIF и добавил, что фонд также ведет переговоры для получения доступа к базе удостоверений личности, что значительно облегчит работу структуры. - Оперативной работе мешает отсутствие автоматического доступа к паспортным данным вкладчиков. Мы не можем автоматически получить данные об изменениях в удостоверениях личности вкладчиков, а они, в свою очередь, не всегда предоставляют свои новые данные при смене удостоверения. Если мы будем иметь данные по пин-коду вкладчика, который не изменяется при смене удостоверения личности, то сможем полностью автоматизировать нашу систему. Сегодня по этому вопросу уже ведутся переговоры. Это значительно облегчило бы нам работу, так как вкладчикам не было бы необходимости приходить и заполнять заявления, а мы автоматически формировали бы реестр клиентов банка».
Когда сравнения неуместны
По мнению члена коллегии адвокатов Азербайджана, автора книги «Банковское право» Акрама Гасанова,
руководитель Фонда страхования вкладов прав, оценивая оперативность компенсации по застрахованным вкладам. «То, что фонд в короткие сроки вернул деньги вкладчиков, заслуживает высокой оценки, однако методы компенсации пока несравнимы с европейскими, потому что заведомо не в пользу ADIF. В странах Старого Света этот процесс происходит не так быстро, зато абсолютно цивильно - без лишнего шума, скандалов, очередей и потасовок. Основная причина в том, что за границей любая сумма вклада возвращается в полной мере, сразу и в той валюте, в какой была отмечена в договоре. К сожалению, местная практика отличается иным колоритом - вклады в нескольких валютах нашим вкладчикам компенсировали почему-то в манатах, что противоречит законодательству. По одновалютным вкладам в массовом порядке ставили условие - или мы вернем деньги в манатах по официальному курсу Центробанка (а это потеря средств в пределах до 5%), или ждите. Естественно, многие клиенты соглашались забрать свои инвалютные вклады в манатах», - объяснил ситуацию наш собеседник. Кстати, в обязанности отечественного фонда входит не только компенсация по застрахованным вкладам. Эта структура, поясняет эксперт, руководит процессом ликвидации обанкротившихся финансовых организаций, но почему-то отказывается комментировать упомянутый фронт работы. «По совместительству фонд является ликвидатором структур, потому было бы нелишне, чтобы руководитель ADIF высказал и по этой теме тоже. Возвращать застрахованные вклады из кредитов Центробанка несложно, но возникает вопрос к фонду: все прошедшие годы эта организация собирала членские банковские взносы, так почему же этих денег не хватило, после чего с весны прошлого года пришлось брать кредиты у ЦБА? По факту деятельность фонда по компенсации средств вкладчикам целиком и полностью зависит от этих кредитов», - отмечает эксперт.
Немало вопросов вызывает судьба незастрахованных вкладов физических, юридических лиц и компаний. К сожалению, по этому поводу нет никакой информации. «Нет данных о работе фонда в этом направлении. Накануне по поводу официального запроса от 2 декабря прошлого года мною получен ответ Палаты надзора над финансовыми рынками. В письме отмечалась необходимость организовать комитеты и собрания кредиторов в процессе ликвидации обанкротившихся банков во избежание коррупции. Палата сообщила, что обратилась в суды по поводу необходимости создания комитетов кредиторов», - говорит эксперт. Из ответного письма надзорной инстанции следует, что декабрьским постановлением первого административно-экономического суда в процессе ликвидации структуры Bank Standard должен быть создан комитет кредиторов. Суд не только принял постановление о создании такой структуры в упомянутом банке, но даже утвердил его положение и поручил фонду заняться организационными вопросами по созыву комитета.
Решение есть - структуры нет
Эксперт недоумевает, почему фонд до сих пор не созвал комитет, если суд еще два месяца обязал его сделать это. «В ответном письме палаты написано: «Фонду поручили созвать и определить состав комитета? Мы понимаем, что речь идет о самом крупном «лопнувшем» банке», - подчеркнул эксперт первостепенный выбор.
Газета «Каспiй» уже писала о подмене понятий комитета и общего собрания кредиторов в местной практике ликвидации банков.
«Понятно, почему они не желают постоянно действующего органа кредиторов, - сказал А.Гасанов, подчеркнув отсутствие финансовой отчетности. - Палата пишет, что фонд представил в суд финансовые отчеты по всем банкам и суды эти отчеты утвердили. Меня пытаются убедить, что любой кредитор может получить отчеты. Однако до сих пор фонд их никому не представил. Палата финансового надзора отсылает нас в фонд за финансовой отчетностью, однако эта структура не отвечает на письменные заявления. Кроме того, у Фонда страхования вкладов есть электронный ресурс, где в общем доступе должны быть опубликованы финансовые отчеты по банкам-банкротам. Сделать это легче, нежели отвечать на многочисленные запросы».
В беседе с экспертом вскрылись прочие детали, высвечивающие полную картину «оперативной» работы ADIF, назначенного ликвидатором обанкротившихся банков. В частности выяснилось, что планы ликвидации финорганизаций, чьи лицензии были отозваны Центробанком в прошлом году, до сих пор нигде не опубликованы. «В соответствии с законом в течение 120 дней после банкротства банка суд по представлению Фонда страхования должен был открыто объявить планы по ликвидации банков. Однако планы не публикуются и никому не выдаются. В моем письменном обращении к Палате финнадзора говорилось о непрозрачности процесса. В частности отмечалось, что такая ситуация усиливает мнение о коррупционной составляющей процесса ликвидации. После этого палата обязала ADIF следовать законной практике, однако Фонд страхования этого не делает».
Со слов нашего собеседника, говоря об уровне деятельности ADIF, следует брать во внимание не только оперативность процесса компенсации застрахованных вкладов. «Да, эта часть работы находится на хорошем уровне, но это лишь одна сторона исполнения обязанностей структуры. Процесс ликвидации банков далек от такой оценки и вызывает массу вопросов. Хотелось бы, чтобы фонд отчитался перед обществом об этой, не менее важной части деятельности», - резюмировал эксперт.
Ситуация и перспективы
Судя по последним официальным данным, вкладчикам десятки «лопнувших» банков уже вернули 726,17 млн манатов, более половины которых приходится на Bank Standard. При этом удельный вес застрахованных вкладов в них составлял в худшем случае три четверти, в лучшем - 99,9%.
Напомним, лицензии всех десяти банков были отозваны в течение минувшего года из-за несоответствия их совокупного капитала минимальному требованию регулятора и невыполнения обязательств перед кредиторами. Речь идет о застрахованных вкладах. Верхняя планка процентной ставки по страхуемым вкладам в иностранной валюте находится на уровне 3%. Максимальный уровень годовой процентной ставки по страхуемым вкладам в национальной валюте не должен превышать 15 %. Согласно закону «О полном страховании вкладов», депозиты населения, годовая процентная ставка по которым не превышает максимального уровня, установленного попечительским советом ADIF, в течение трех лет застрахованы независимо от суммы вклада.
Ситуация такова, что для цивильного решения возникших проблем с компенсациями необходимы серьезные изменения в законодательной базе, регулирующей финансовую систему страны, без чего модернизация громоздкого механизма просто невозможна. Регулятор рынка внес на рассмотрение правительства изменения, прежде всего в законы «О банках», «О небанковских кредитных организациях», «О страховой деятельности», «Об ипотеке», «О валютном регулировании», «О несостоятельности и банкротстве», в Гражданский кодекс, в некоторые другие основополагающие документы. Посему есть уверенность в том, что преобразования будут нацелены на решение многих проблем в кредитной сфере и, как следствие, на долгосрочные перспективы.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать