• четверг, 28 Марта, 15:47
  • Baku Баку 16°C

Ковер - философия народной мудрости

19 марта 2017 | 12:07
Ковер - философия народной мудрости

ДОСТОЯНИЕ
Так сложилось, что каждая газетная (и не только) публикация должна укладываться в тот или иной объем, который по опыту определяют руководители издания, подчас интуитивно учитывая интерес читателей, в наши дни - увы! - короткую информацию предпочитающих пространному, подробно изложенному материалу. В юбилейный год - уверена! - грех накоротке перечислять вехи работы музея, не только собравшего и сохранившего уникальные свидетельства истории нашего народа, но и приглашающего соотечественников с гордостью узнать подробности о своих предках и самих себе, о существовании которых очень многие… не подозревали!
В истории Музея ковра, конечно же, есть действительно судьбоносные вехи, и в юбилей, когда каждая - повод для отдельного рассказа, - не знаешь, с чего и начать.
С того, когда, где, как и кем все начиналось энтузиастами-любителями задолго до 1967 года … по порядку. Или с того, что в 2007 году в рамках совместного проекта Фонда Гейдара Алиева, Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики и UNESCO Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал указ о создании на территории Национального приморского парка нового здания музея ковра. Что в 2014 году под руководством австрийского архитектора Франца Янса было завершено строительство здания музея, в котором и обосновалась экспозиция, отвечающая самым современным требованиям музейного дела.
Начну, пожалуй, с последней, хотя уже и не самой свежей, но знаковой новости, с того, когда широкой публике музей начал предъявлять уникальную экспозицию, на подготовку которой, да еще в соответствии с выработанной концепцией, как бывает обычно, ушло много времени и сил. Очень объемная, она не просматривается за час-другой и не прочитывается на одном дыхании. Зато исключает вопрос, который я услышала лет 15 назад, и тогда не впервые собираясь писать о Музее ковра:
- Ну какой еще нужен музей для ковров? Ковер - он и есть ковер! Он в каждом доме - на стенах и на полу.
Предки устилали коврами стены кочевых палаток и кибиток, использовали их как тару - хурджины там всякие или мафраши - нечто вроде сундука. Эка невидаль!..
В самом деле, ковры сопровождают нас с колыбели: едва проснувшись, мы рассматриваем висящие на стене рядом с кроваткой живописные панно с замысловатыми орнаментами, с их причудливыми линиями и переплетениями, лишь постепенно начиная понимать, что они образуют законченную композицию как плод фантазии и опыта выткавшей его мастерицы и символы мироздания.
Именно ковры увлекают нас в неведомое, учат различать многообразие мира, красок, вызывая множество разнообразнейших эмоций и ассоциаций. Жаль, что мы намного позже начинаем понимать, какое это счастье - возможность с детства, в родительском доме ощущать магию чуда, что сродни теплу домашнего очага; что те первые причудливые фигурки на коврах нашего детства стали для нас окном в пространство Вселенной.
В этом в который раз убеждаюсь, оказавшись в одном из лучших музеев нашей страны... Тем более в новом, построенном по специальному проекту, напоминающем сказочный ковер-самолет здании с уникальным оборудованием. С впервые в подобном объеме выставляющейся коллекцией предметов, столь подробный список которых словно путеводитель с большой пользой для себя прочтет каждый, для кого и эта публикация станет приглашением встретиться с таким сказочным богатством.
Экспозиция как концепция
Главное содержание первого этажа экспозиции - путь развития, пройденный азербайджанским ковровым искусством. От самого простого вида ковра - хясир (плетеная циновка из камыша или тростника) он ведет к технологически более сложным и совершенным формам (палас, джеджим, килим, шадда, лады, верни, зили, сумах). Сейчас здесь благодаря специальным системам с помощью «подъемных устройств» и других видов технологического оборудования, а также мультимедийных файлов-текстов можно проследить всю эволюцию ковроткачества. Помогают и мониторы, наглядно показывающие технологию создания каждого вида безворсового ковра. Здесь же расположены горизонтальный и вертикальный станки, инструменты ковроделов для стрижки, мытья и расчесывания шерсти, прядения и крашения пряжи.
В экспозиции представлены археологические находки из разных регионов Азербайджана, подтверждающие древние корни национального коврового ремесла. Здесь же экспонируются безворсовые ковровые изделия. Это - чул (попона), хурджун и хейбя (переметная сума из двух частей), дуз торбасы (мешок для соли), джораб (шерстяные носки), дявя бязяйи (украшение для верблюда). А еще чанта (сумка), сиджим (толстая веревка из овечьей шерсти, козьего волоса или льна, с помощью которой закрепляли груз или перевязывали охапки травы), оркен (узкая ковровая лента для крепления вьючных грузов и укрепления палаток), гашигдан (сумка для ложек и скалок), мафраш (прямоугольная ковровая сума-сундук, где хранили и перевозили постельные принадлежности и одежду), яхяр устю (коврик на седло), чувал (мешок). Эти предметы использовались в повседневной жизни азербайджанцев.
Особого внимания заслуживает информация об алачыг - палатке, которую местные жители устанавливали в местах сезонного проживания. Алачыг выстилался несколькими видами ковров: чятяном и хясиром выстилали землю и стены, а поверх клали безворсовые ковры. Снаружи алачыг покрывал кечя из войлока. Завершающая часть первого этажа экспозиции показывает связь коврового искусства с традициями нашего народа, национальным фольклором, рассказывает о роли ковра в современной повседневной жизни. Здесь на фоне фотографий и видеоматериалов представлены свадебные атрибуты и символы праздника Новруз - изобилие предметов, вместе которые только в музее и можно встретить.
На втором этаже экспозиции представлены ворсовые ковры. Они делятся на группы согласно классификации ученого и художника по ковру Лятифа Керимова. В экспозиции можно увидеть губинскую, ширванскую, бакинскую, гянджинскую, газахскую, карабахскую и тебризскую группы ковроткачества. Выставленные здесь ковры «Аждахалы» («Драконовый») и «Сальян Хиляси» были переданы музею в 2013 году по завещанию американского коллекционера Гровера Шильтца. Ковер «Аждахалы» XVII века - самое древнее и уникальное произведение в коллекции музея. Карабахские ковровые комплекты больших размеров «Дяст-халы-гябя» призваны подчеркивать высокий статус дома. Тебризские ковры славятся уникальными сюжетами, каждый из которых рассказывает целую историю.
Посетители могут увидеть образцы национальной одежды, характерной для разных регионов Азербайджана, изысканную художественную вышивку, широко применяемые в повседневном быту медные чеканные изделия. Часто встречающиеся в азербайджанском народном искусстве мотивы имеют определенный смысл. Экспозиция позволяет понять, что стоит за такими элементами орнамента, как бута, дракон, древо жизни, узнать происхождение и семантику различной формы крестов, значение исламских символов.
Богатое разнообразие стилей орнамента представлено в соответствии с географией их распространения. Традиционный интерьер дома богатого жителя города Шуша - одна из самых интересных и запоминающихся частей экспозиции. Он воссоздан на основе заметок и рисунков европейских и русских путешественников. Образцы коврового искусства в единстве с другими видами старинных ремесел были неотъемлемой частью художественного оформления такого дома.
Важно отметить, что на всем втором этаже широко применяются современные цифровые технологии. Они расширяют возможности показа ковров различных типов и групп, в том числе из коллекций многих музеев мира. На мониторах можно увидеть процесс изготовления окон шебеке и шелковых платков келагаи.
На третьем этаже экспозиции представлен путь развития азербайджанского ковра в XX-XXI столетиях. Здесь освещается деятельность организации «Азерхалча», ее важные заслуги в развитии коврового искусства. Экспозиция повествует об истории Азербайджанского музея ковра, о внимании и заботе, которые наше государство оказывает этому древнейшему ремеслу. Предлагается информация о включении азербайджанского коврового искусства в утвержденный UNESCO репрезентативный список шедевров нематериального культурного наследия человечества. Большая часть экспонатов на этом этаже показывает деятельность профессиональных художников XX - начала XXI века, сумевших возвести ковроткачество на новый уровень.
Среди них в первую очередь - творчество и научная деятельность Лятифа Керимова, основоположника науки о ковроткачестве, народного художника, лауреата Государственной премии и видного художника по коврам. Здесь раскрываются достоинства его эскизов и созданных им авторских композиций. Широко освещены жизнь и деятельность народного художника Камиля Алиева, имеющего исключительные заслуги в развитии коврового искусства. Произведения современного коврового искусства, с которыми можно здесь познакомиться, принадлежат также Э.Микаилзаде, Л.Гараевой, Э.Гашимову и другим мастерам.
Отдельным блоком представлены ковры, сотканные по картинам знаменитого живописца Таира Салахова. Наш всемирно прославленный художник перевел множество своих полотен в ковровую технику, чем весьма усилил внимание и к кругу его интересов как живописца, к ковровой тематике.
На этом этаже расположен Детский музей, цель деятельности которого - привлечение молодого поколения в чудесный мир коврового искусства. В завершение экспозиции показаны ковры, ковровые изделия и национальная одежда из Шушинского филиала Азербайджанского музея ковра. Филиал был основан в 1987 году, экспозиция располагалась в Шуше, в особняке семьи одного из первых в Азербайджане врачей - Мехмандарова. В 1992 году во время оккупации Шуши армянскими войсками сотрудники музея и жители с риском для жизни вывезли часть коллекции, которая ныне бережно хранится здесь.
Многовековая история, воссозданная за 50 лет
О разительном отличии между тем, что 50 лет назад положило начало музею ковра, и тем, каким он предстает в новом убранстве, подчас с восхищением говорят: ничего общего! Но в том-то и дело, что общее здесь как раз все. От насыщенного духовной энергетикой пространства, создававшегося с того самого 1967 года, когда Азербайджанский государственный музей ковра своим появлением констатировал, что ковры давно уже из предметов быта и даже роскоши превратились в произведения искусства и явление философского смысла. Достойные того, чтобы профессионалы за 50 лет собрали, сохранили, законсервировав и систематизировав все это богатство в исторической протяженности, в определенной степени определив его нематериальную ценность.
Дабы по мере совершенствования техники и технологии их производства воспринимать как мощное явление эстетического развития человечества с древнейших времен. Когда делом чести для республики стало создание центра, способного объединить накопленное богатство, помещением для Азербайджанского государственного музея ковра и народно-прикладного искусства имени Лятифа Керимова, где воедино собрали тысячи делающих честь любому народу образцов, стала мечеть Джума - архитектурно-исторический памятник XIX века в Ичери шехер (средневековый город-крепость) в столице Азербайджана Баку.
В те годы, при яром соблюдении в республиках СССР постулатов атеизма, интерьеры культовых учреждений нередко использовали под склады, спортивные залы и даже конюшни. А тут появилась возможность не просто разместить экспонаты, но и на двадцать лет воссоздать экзотический интерьер и ауру средневекового города, пока не пришлось вернуть здание Джума-мечети тем, кому оно принадлежит по праву...
Тогда в просторных залах специально построенного по музейному проекту здания разместили для показа экспозицию из наиболее характерных для азербайджанского ковротворчества образцов. А что касается экзотики... Этим отчасти пришлось поступиться. Хотя желаемую атмосферу создали с помощью самих экспонатов, тем более что в собрании уже тогда имелись старинные образцы, дошедшие до нас с XVIII века, по сей день сохранившиеся на столь длительный срок благодаря применению своеобразных способов консервации.
Бывало, проходишь по залам, где с этнографической точностью воссозданы интерьеры нашей давней истории, слушаешь рассказ экскурсовода, и невольно представляешь, как это было… Как, подготовив за лето и осень все необходимые материалы, талантливые умельцы короткими зимними днями терпеливо ткали свои шедевры, соревнуясь с подругами в умении расположить те или иные элементы, разукрасить орнамент, а то и вплести лаконичный рассказ о том, что произошло в их жизни, что волнует.
Вот фигурка женщины с младенцем, профиль возлюбленного или личный автограф - как послание далеким потомкам. Ковры ведь ткали на века и на все случаи жизни - в подарок, как приданное и - нередко - на продажу. Тогда и теперь. Но теперь, при широких международных связях при условии, что все лучшее, уникальное должно оставаться в стране, и не обязательно в музее, - владелец сам может им наслаждаться.
Восточные ковры ручной работы, их история и своеобразие - предмет серьезного интереса во всем мире. Какие только сюжеты, герои, события и чувства не отражены на них! Разница лишь в том, что в распоряжении живописца - краски и холст, а ковродел с помощью разноцветных шерстяных нитей узелок за узелком плетет свою палитру, не менее выразительно передавая пейзажи и портреты, очертания предметов и чувства людей. Только по сюжетам произведений Низами и Физули сотканы тысячи ковров, имеющих огромную художественную ценность. А сколько полотен-шедевров появилось благодаря изысканному вкусу, творческой фантазии и таланту такого замечательного мастера, как Лятиф Керимов, имя которого носит музей и которому посвящена недавно вышедшая из печати прекрасная книга!
Вчера и завтра
В изданиях музея, в роскошной многотомной Книге благодарственных отзывов и пожеланий, в рекламной продукции, конечно же, отражены судьбоносные и повседневные события его жизни и развития. Но, что греха таить, для обывателей музей - собрание предметов со своей аурой, пусть обволакивающей чувством причастности к истории родины, уважения к предкам и корням, поэтому об успехах музея мы привыкли судить по тому, как часто в его залах звучат голоса посетителей. Подчас по тому, сколько нового узнали во время очередного культпохода… по инициативе школьной учительницы. И по тому, как сетуем на то, что подробности об уникальном наследии подолгу остаются без заинтересованного внимания граждан, не подозревающих, что значимость музейной работы определяется по гораздо более сложным параметрами. И на мировом уровне с уважением отмечают, что за 50 лет сотрудники Азербайджанского музея ковра провели огромную исследовательскую работу, продвинувшую далеко вперед именно науку, на современном уровне изучающую это уникальное искусство.
Помнится, как не раз рассказывала об участии нашей страны в международных программах, посвященных восточному ковру, работавшая в музее со дня его основания и более 30 лет возглавлявшая этот коллектив доктор искусствоведения, профессор, член Союза художников Азербайджана, известный в мире эксперт и почетный член многих научных центров зарубежья Ройа Тагиева.
Год назад Ройя ханым перешла на педагогическую работу, а сотрудники музея с его современной конструкции особняком, уникальным оборудованием и технологическими возможностями осваивают новые методики, более всего нацеливаясь на широкую пропаганду теперь уже мирового знания. И не только о коврах, но о том, что объединяет феномен ковра с историей человечества. Усваивая непреложную истину о том, как неизмеримо повысились ныне требования к их осведомленности и ответственность за такое доверие. Кому еще, кроме них, осуществлять по-новому сверстанные планы на перспективу, где главное - готовность делиться с обществом и дарить людям любовь к духовным ценностям.
Сегодня о том, с чем Музей ковра подошел к юбилейной дате и о лучших задумках беседую с нынешним его директором Ширин Меликовой - серьезным профессионалом с большим опытом, творческая биография которой более чем подходит к той роли, которой она удостоена. И которую, как пример достойного выбора, непременно следует рассказать подробно. Только в следующий раз.
Окончание следует
Галина МИКЕЛАДЗЕ
banner

Советуем почитать