• пятница, 29 Марта, 03:04
  • Baku Баку 7°C

Душа и боль моя - Зангезур

01 апреля 2017 | 10:30
Душа и боль моя - Зангезур

Господи, ты меня в отчий край верни,
Господи, ты меня в мой Уруд верни...

Муса Гулиев известен почти каждому человеку в нашей стране как депутат Милли Меджлиса, который своими дельными и принципиальными выступлениями на сессиях парламента и в средствах массовой информации завоевал уважение электората. Многие знают его как организатора здравоохранения, а также как человека, внесшего весомый вклад в развитие социального законодательства в Азербайджане.
Вместе с тем Муса Гулиев - человек творческий, более 30 лет профессионально занимающийся поэзией, автор шести стихотворных сборников, лауреат многих литературных премий, член правления Союза писателей Азербайджана. Муса муаллим известен знатокам и любителям поэзии под псевдонимом Муса Уруд (название деревни в Западном Азербайджане, где он родился). Между прочим, из этого же зангезурского села родом и гениальный азербайджанский поэт Мамед Араз. А вообще, как рассказывал журналистам сам Муса Гулиев, из небольшого села в 120 домов вышло 50 ученых, шесть академиков, девять докторов наук, профессора... В 2000 году Муса Уруд выпустил о своей родной деревне замечательную книгу, из которой я лично немало почерпнула для своего романа-исследования о Гейдаре Алиеве. Дело в том, что в Уруде жила бабушка нашего общенационального лидера, и Гейдар-подросток летние месяцы проводил в этом живописном местечке Зангезура, учил местных ребятишек плавать, устраивал вечерами театральные представления с друзьями, ловил рыбу в деревенской речке. Позднее сам Гейдар Алиев признавал, что это было лучшее время в его жизни!..
К сожалению, с 1988 года начался очередной исход азербайджанцев со своих исконных земель, в результате чего более 200 тысяч наших соплеменников были варварски изгнаны из Горуса, Сисиана, Мегри и других районов исторического Зангезура. При этом, как особо отмечает Муса Уруд, ни власти тогдашней Армении, ни руководители Азербайджана палец о палец не ударили, чтобы остановить этот трагический исход. Ну а для большой страны - Советского Союза - эта трагедия осталась и вовсе незамеченной… Все эти годы тоска и боль по малой родине не покидали сердце Мусы Гулиева. Кстати, он один из немногих азербайджанцев, которые сумели посетить места своего детства после начала карабахского конфликта. В 2006 году парламентарии Азербайджана побывали в Ереване на международной конференции, и Муса Гулиев, конечно, согласовав это с армянской стороной, поехал в родной Уруд. О том, что ему пришлось тогда пережить, писатель рассказал в своем публицистическом произведении «Два путешествия в Уруд», изданном отдельной книжкой в 2008 году.
...В конце 90-х годов у писателя созрел план написать научно-публицистическую книгу о Зангезуре - о его древней и богатой истории, его географии, флоре и фауне, о населявшем его народе, о политике геноцида и этической чистки, которая осуществлялась в этом краю на протяжении последних двухсот лет. Замысел был, что и говорить, грандиозный. И это при том, что Муса муаллим - не профессиональный ученый. Он врач по образованию и поэт по призванию. Но прежде всего он - человек неравнодушный, живущий по принципу «если не я, то кто?». А такие люди, как известно, могут горы свернуть.
Чтобы осуществить свой замысел, Мусе Гулиеву пришлось надолго забыть про свой поэтический псевдоним и в буквальном смысле слова наступить на горло собственной песне. Теперь его уделом стало изучение первоисточников, монографий, поиск архивных материалов, опрос оставшихся в живых свидетелей. Книга под названием «Зангезур» вышла в 2005 году. Она имела самый широкий резонанс как первое объемное и глубокое исследование края, сыгравшего в свое время значительную роль в истории всего Азербайджана.
Объясняя мотивы, которые побудили его отложить на долгие годы занятие любимой поэзией и погрузиться в научные изыскания, Муса муаллим так писал в предисловии к первому изданию книги «Зангезур»:
«В азербайджанской исторической науке найдется, быть может, мало регионов, которые были бы столь же слабо изучены, как Зангезур. Такое впечатление, что после 1920 года, когда Зангезур подарили Армении, мы как по мановению волшебной палочки все сразу забыли. Сначала забыли дорогу к Зангезуру, потом оставили на произвол беспощадной судьбы проживавших там кровных братьев и сестер. Еще спустя какое-то время мы постепенно забыли и сам Зангезур, забыли о своей ответственности перед историей, перед землей, перед духом предков, перед полными вопроса взглядами наших детей…». В результате, с горечью отмечает писатель, мы имеем то, что имеем: разоренные села и города, стертые с лица земли памятники, оккупированный Карабах. Поэтому «мы должны вспомнить и узнать самих себя, припасть к своим корням, возродиться вновь, подняться на ноги и вернуться на родину».
Муса Уруд убежден: «Оккупация той или иной территории вражескими силами еще не означает ее полной потери. Вот если из нашей памяти сотрутся воспоминания о том, что это наши исконные земли и если мы потеряем в душе надежду когда-нибудь туда вернуться, только тогда можно считать эти земли окончательно потерянными. Поэтому изучение истории Зангезура приобретает важную политическую значимость».
Муса Уруд недаром посвящает все издания книги «Зангезур» памяти общенационального лидера Гейдара Алиева. Именно по его инициативе были приняты важнейшие указы и законы, нацеленные на возрождение исторической памяти азербайджанского народа. Именно Гейдар Алиев подвиг историков, писателей, всю творческую интеллигенцию на решение архиважной задачи, заявив: «Должны быть созданы такие произведения, в которых бы последовательно и убедительно доказывалась принадлежность всех земель, расположенных в Армении, Азербайджану. Мы должны это сделать, мы должны открыть дорогу будущим поколениям».
Этой благородной цели служит новая монография Мусы Уруда, которая представляет собой историко-этнографическое исследование поистине энциклопедического характера. Автор скрупулезно, с привлечением большого фактографического материала исследует различные исторические периоды Зангезура - с древнейших времен до конца 80-х годов ХХ столетия. В книге дается исчерпывающая информация о древнейших археологических памятниках края, о тюркских топонимах Зангезура, о населявших край племенах. Отдельные разделы исследования посвящены истории завоевания края Российской империей и переселения в Зангезур персидских и турецких армян, которые несколько десятилетий спустя весьма своеобразно «отблагодарили» гостеприимных хозяев. Политика геноцида и этнических чисток, продолжавшаяся целый век, разорила некогда благодатный край, сделала беженцами сотни тысяч зангезурцев. Многие, покинув однажды свои родные очаги, никогда более туда не вернулись. Муса Уруд приводит такую статистику: если в 1918 году в Зангезуре проживало более 50 тысяч азербайджанцев, то по переписи 1926 года это количество не достигало и 5 тысяч. Самое же страшное заключалось в том, что политика притеснений и выдавливания зангезурцев с их исконных земель продолжалась и во времена СССР, когда власти в Армении на словах декларировали лозунги дружбы народов, а на деле уничтожали азербайджанские села. Так, по словам автора монографии, в период с 1931 по 1988 год 61 азербайджанское село в Зангезуре было присоединено к армянским селам, а еще 104 деревни были полностью арменизированы.
5-я и 6-я главы книги, на мой взгляд, абсолютно уникальны, так как содержат сведения, впервые в систематизированном виде представленные общественности. В этих главах рассказывается о жизни и быте зангезурцев в период пребывания края в составе Армянской ССР, о системе ведения хозяйства, об образовании, о выдающихся зангезурцах, ставших гордостью и славой азербайджанской нации, об обычаях, традициях, обрядах жителей Зангезура и о многом другом.
Знаменательно, что в поисках истины Муса Уруд обращается к самым различным источникам - от античных авторов, в том числе и армянской национальности, до самых современных исследований. В списке использованной литературы я насчитала 250 наименований. Кроме того, солидный раздел в монографии составляют архивные материалы, подтверждающие многочисленные факты геноцида, этнических чисток, арменизации, которым подвергалось азербайджанское население края. Это подлинники донесений и рапортов чиновников царской России, телеграммы, рапорты, заключения периода АДР. Их нельзя читать без горечи и боли. Так, на стр. 450 приводится список более 50 азербайджанских сел, которые были сожжены дашнаками в Зангезурском уезде всего за одну неделю - с 18 по 25 января 1920-го. Кроме того, в монографии приводятся списки всех азербайджанских сел, которые в разные периоды были уничтожены и стерты с лица земли в Зангезуре, а также название тех азербайджанских сел, которые переименованы уже в советское время (например, село Меликляр в Сисианском районе в 1930 году стало Спандаряном, село Агкенд в том же районе было переименовано в 1948 году в Ашотаван, родное село писателя Уруд в 1968 году стало именоваться Воротаном и т.д. и т.п.) Ну а уж в 1991 году, пишет автор, специальным решением правительства Армении все названия населенных пунктов были полностью арменизированы.
Поэтому Муса Уруд стремится сохранить для будущих поколений исчезнувшие названия, стертые с лица земли памятники, сохранившиеся только в воспоминаниях старожилов средневековые мусульманские кладбища и прочие бесценные культурные артефакты, созданные в разные века азербайджанцами Зангезура. Память сегодня - наше главное оружие. Силен тот народ, который обладает сильной исторической памятью, который знает свое прошлое и с верой смотрит в будущее.
Недавно во время празднования Новруз байрамы Президент Ильхам Алиев сказал: «Мы восстановим нашу территориальную целостность любой ценой. Мы проводим успешную политику, каждый день, каждый год приближаем этот день... Сегодня азербайджанский флаг развевается в Лелетепе и Агдере, он будет развеваться и в Шуше, и в Ханкенди».
Каждый из нас своими мыслями, деяниями, своим трудом должен приближать этот день. Этой священной миссии служат такие книги, как «Зангезур» Мусы Уруда - поэта, публициста, гражданина с большой буквы.
Я бы очень рекомендовала Институту истории Национальной академии наук Азербайджана выдвинуть за эту монографию ее автора на соискание ученой степени доктора исторических наук. Убеждена, что это звание мой коллега давно заслужил.
Эльмира АХУНДОВА,
заслуженный журналист,
лауреат Госпремии Азербайджана
banner

Советуем почитать