• четверг, 28 Марта, 18:46
  • Baku Баку 13°C

Чемпион Европы по шахматам

01 апреля 2017 | 13:51
Чемпион Европы по шахматам

Рауф Мамедов давно входит в число сильнейших гроссмейстеров Азербайджана. Он неоднократно побеждал на международных турнирах, является двукратным победителем командного чемпионата Европы, а также чемпионом континента по блицу. Наш герой любезно согласился дать интервью газете «Каспiй».
- Рауф, почему ваш выбор пал на шахматы? Было увлечение с детства или кто-то из родственников настоял?
- Когда я учился в 1-м классе, часто играл со сверстниками и проигрывал. Очень хотелось взять реванш, и уже со следующего учебного года я стал ходить в шахматную школу на улице Гуси Гаджиева (ныне проспект Азербайджана). Моим первым учителем был Эльшан Халыгов, который учил меня азам.
- С вами параллельно занимался кто-то из плеяды наших известных шахматистов?
- Сильнейшее поколение азербайджанских шахматистов в лице Теймура Раджабова и Шахрияра Мамедъярова раньше начало играть, а Гадир Гусейнов старше меня на два года.
- Сегодня вы занимаете 53-е место в рейтинге ФИДЕ - это ваш самый высокий показатель за всю историю. Когда собираетесь войти в первую полусотню?
- Постараюсь, конечно, в ближайшее время.
- Как вы думаете, почему в последнее время бал правят молодые шахматисты - ведь раньше чемпионами мира были отнюдь не юноши?
- Просто в шахматы пришел компьютер, а раньше играли на понимании. Сейчас больше дебюта в партиях стали выстраивать через машину. Главные помощники - секунданты гроссмейстеров тоже сидят за компьютером. Машина уничтожает всю романтику. Осталось очень мало романтичных шахматистов.
- А вам какие шахматы по душе?
- Я скорее за старые шахматы, где больше ценился человеческий интеллект.
- Недавно на турнире «Аэрофлот опен» вы заняли 2-е место в блице. Можно ли сказать, что вы предпочитаете молниеносные шахматы классическим?
- Блиц люблю с детства. Там больше романтического фактора, игры на интуицию, что мне больше нравится. Ежедневно в интернете я провожу по 20-30 партий по блицу.
- В подтверждение сказанного вы стали чемпионом Европы по блицу в 2015 году.
- В Минске я был вторым номером турнира. На чемпионате Европы собралось 600 шахматистов, более 100 из которых были гроссмейстерами. И хотя там не играли Фабио Каруана и Магнус Карлсен, конкуренция была острая. В блице каждая потеря очков болезненна. Я лидировал перед последним туром, в котором мне удалось победить россиянина Владимира Белоуса со счетом 2:0 и стать чемпионом.
В 2016 году в Таллинне я мог повторить успех. Но в блице стал серебряным призером, уступив «золото» российскому гроссмейстеру Дмитрию Андрейкину. Там же в рапиде (быстрые шахматы) в случае ничьей в последнем туре с россиянином Александром Рязанцевым становился бы чемпионом Европы, но я проиграл и поделил 3-5-е места.
- Помимо этого вы дважды становились победителем командного чемпионата Европы. Что для вас важнее - успехи в личном или командном турнире?
- Те эмоции, что я пережил после побед на командных чемпионатах Европы 2009 и 2013 годов, неописуемы. Это был большой успех такой маленькой страны, всего народа. Президент Ильхам Алиев, принимая нашу команду, назвал Азербайджан самой интеллектуальной страной Европы. Что очень приятно и важно, когда слышишь такие слова из уст первого лица государства.
- До недавнего времени азербайджанские шахматы на международной арене представляли исключительно доморощенные игроки. Что изменилось с приходом в команду Аркадия Найдича, смог ли он усилить команду?
- В 2009 и 2013 годах мы выигрывали чемпионаты Европы без легионеров. Думаю, что азербайджанские шахматы не сильно нуждаются в игроках извне.
- Ходили слухи, что было сделано предложение выступать за Азербайджан Фабиано Каруане, но тот решил переехать из Италии в США.
- Этот вопрос не ко мне, а к Федерации шахмат Азербайджана. Но на Гран-при в Ханты-Мансийске Каруане задали этот вопрос. Он сам родился в США и потому принял решение переехать в Штаты.
- Есть ли неудобные для вас шахматисты, с которыми баланс личных встреч явно не в вашу пользу?
- Сложно сказать. Мне неприятно играть против шахматистов с вызубренной теорией. Конкретных имен не называю, поскольку часто меняются соперники.
- Какой шахматный дебют является для вас наиболее удачным?
- Сицилианская защита, там очень много динамики. Помню, как три партии в разных турнирах выиграл благодаря сицилианской защите и выполнил нормы гроссмейстера.
- Вы являетесь болельщиком футбольного клуба «Манчестер Юнайтед». Почему «красные дьяволы»?
- С 1996 года болею за Англию и «Манчестер Юнайтед». Тогда в команде играли Эрик Кантона, Райан Гиггз, Дэвид Бекхэм, было много выпускников школы-1992. Мне кажется, что после ухода Алекса Фергюсона с поста главного тренера в игре «МЮ» пропал романтизм. Моуриньо никогда не был романтиком. После трех побед на старте проиграли «Манчестер Сити», что надломило команду. Команде необходимо время, а при Луи ван Гале часто играли 0:0. Видно, что Поль Погба очень хочет себя проявить, оправдать заплаченные за него деньги. Но он не должен торопиться.
- Случалось ли так, чтобы на день важной для вас партии выпадала не менее важная игра МЮ?
- Был такой прикольный случай. Во время личного чемпионата Европы-2009 в Будве (Черногория) игрался дневной матч английской Премьер-лиги «Манчестер Юнайтед» - «Ливерпуль». Первый тайм, который завершился 1:1, я смотрел в номере. Потом мне пришлось пойти на партию 7-го тура против россиянина Валерия Попова. Во время поединка я больше думал о футбольном матче и по этой причине вернул пешку. Потом мне сообщили в нашей делегации, что «Манчестер Юнайтед» проиграл со счетом 1:4. Я так разозлился, что поставил мат сопернику. А в целом по итогам чемпионата Европы выполнил главную задачу - завоевал путевку на Кубок мира.
- В мировой практике был случай, когда человеку приходилось выбирать между двумя видами спорта, которыми он занимался. Речь о Симене Агдестейне, который, будучи хорошим шахматистом, еще и защищал цвета сборной Норвегии. Но затем ему поступило предложение перейти в шотландский «Абердин» и он решил забросить профессиональный футбол. У вас такой дилеммы не возникало?
- Шахматы и футбол тяжело сопоставить. Таких людей, как Агдестейн, сложно представить в современном спорте. В футболе крутятся бешеные деньги, и трудно представить, чтобы футболист ушел в шахматы на пике карьеры. Могу сыграть в футбол на любительском турнире среди шахматистов. Но сейчас я трезво оцениваю свои футбольные возможности (смеется).
- Вернемся к шахматам. На одном из турниров фестиваля «Аэрофлот опен»-2017 победительницей среди женщин стала ваша ученица Нармин Халафова. С какого года вы начали совмещать и работу ассистента для подготовки шахматистов к турнирам?
- Два раза помогал Шахрияру Мамедъярову на претендентских турнирах, приглашали в турецкие города Измир, Анталью. Дважды читал лекции в Сан-Франциско. Что касается Нармин Халафовой, то с ней мы знакомы давно, дружим семьями. Она начала заниматься шахматами с 12 лет, что довольно поздно.
- Кстати, женская сборная Азербайджана, выступая успешно в отдельных матчах, пока никак не может добиться успеха на международной арене.
- Думаю, успех придет и к женской сборной. Тем более, когда в команде есть Гюльнар Мамедова, сестры Мамедъяровы, Гюнай Мамедзаде, Нармин Халафова.
- Как вы думаете, как долго будет восседать на шахматном олимпе Магнус Карлсен?
- Прошлогодний матч против Сергея Карякина показал, что норвежец уязвим. Кроме Сергея конкуренцию Карлсену могу составить Ле Со, Каруана, Шахрияр Мамедъяров. Не стоит сбрасывать со счетов и Владимира Крамника, которому уже удалось однажды вернуть себе звание чемпиона мира.
- Каковы ваши ближайшие планы?
- Выступить на личном чемпионате Европы в Минске (29 мая - 11 июня). Надо попасть в число первых 22-23 шахматистов, чтобы отобраться на Кубок мира.
- Рауф, благодарю вас за уделенное нам время.
Тельман АМИРАСЛАНОВ
banner

Советуем почитать