• пятница, 29 Марта, 19:22
  • Baku Баку 14°C

Партнер по коалиции

27 апреля 2017 | 11:14
Партнер по коалиции

ПОДРОБНОСТИ
Когда в недавнем прошлом РПА (Республиканская партия Армении) вошла в коалицию с АРФД (партией дашнаков), армянскую общественность интересовал вопрос, какие проблемы партия власти не может решить в одиночку и потому прибегает к помощи малочисленной дашнакской партии?
В настоящее время вопрос стоит иначе. Если прежде наличие коалиции приписывалось исключительно неумелой попытке руководства РПА избежать упреков в единоличном управлении государством, то в условиях новой конституции есть важнейшие вопросы, которые решаются тремя пятыми голосов. Это значит, что новому парламенту нужно новое большинство, то есть РПА нуждается в 7 мандатах АРФД, чтобы обеспечить 60 и более голосов при принятии важных решений.
Именно об этом руководитель фракции дашнаков в предыдущем парламенте Армен Рустамян говорил в ходе подготовки партии к парламентским выборам. Напомним, что первые лица АРФД говорили о возможности создания коалиции с РПА в ходе всей предвыборной кампании, делая упор на то, что новая коалиция будет отличаться от всех предыдущих. Обе стороны отныне будут принимать равное участие в принятии решений.
Прежде партнеры РПА жаловались на то, что их участие в коалиции носит формальный характер, что они отвечают только за те портфели в правительстве, которые им выделили при дележе коалиционного пирога, а «Оринац еркир» и вовсе объявила себя оппозицией внутри правящей коалиции. Одним словом, коалиционные партнеры, как правило, пытались извлечь пользу от участия в коалиционном правительстве и при этом сохранить лицо, а потому частенько выступали с критикой в адрес правительства, забывая о том, что несут свою долю ответственности.
О готовности вступить в новую коалицию объявил в ходе предвыборной агитации и Артур Багдасарян. Он даже выдвинул свои условия по поводу равенства партнеров, но это не помогло его партии вернуться в парламент, хотя в ходе агитации много говорилось о том, что новая коалиция может состоять из 3 политических сил.
В итоге модель двустороннего сотрудничества не утратила актуальность. Во всяком случае, пока в переговорах участвуют только 2 партии: одна набрала наибольшее число голосов, другая - еле наскребла на 7 мандатов, однако станет второй правящей силой. Такой вот парадокс новизны. Первые лица АРФД называют будущую коалицию «новым началом», хотя у партии уже есть опыт двустороннего сотрудничества с РПА.
Отметим, однако, что при наличии всего 7 мандатов дашнаки вряд ли могут претендовать на большое количество портфелей в первом эшелоне нового правительства. Рассматривать новую коалицию и ее потенциал следует в первую очередь под призмой конституционных преобразований, а АРФД, как известно, решительно и безоговорочно поддержала действия Сержа Саргсяна по реформе основного закона. Рустамян даже объявил в ходе предвыборной агитации, что его партия, которую представляли в парламенте предыдущего созыва всего 5 депутатов, сумела изменить модель правления и обеспечить переход к парламентской республике.
Парламентское правление всегда было ключевой идеей АРФД. Эта идея легла в основу предыдущей двусторонней коалиции и станет ключевой для деятельности нового альянса. Кстати, предыдущее коалиционное соглашение не содержало временных ограничений, то есть предусматривало бессрочное сотрудничество... Главной целью нового политического соглашения станет сотрудничество на этапе перехода и становления парламентской модели правления.
В новый парламент прошли те силы, которые не выступали с позиции ярых противников реформы конституции. К примеру, Никол Пашинян в этом вопросе не занимал резко отрицательную позицию, а ограничился тем, что объявил реформу «ложной повесткой». Нападки на реформу со стороны Артура Багдасаряна и его партии были куда более жесткими.
ППА (партия «Процветающая Армения») тоже выступила против реформы, но только на стадии парламентской дискуссии, при этом руководству партии периодически напоминали, что первоначально программа ППА содержала пункт о переходе на парламентскую модель правления. АРФД не только поддержала реформу, но и активно участвовала в пропаганде ее преимуществ.
В условиях перехода на парламентскую модель правления, когда возрастают роль и полномочия парламента, коалиционное сотрудничество обретает большие возможности с точки зрения контроля над работой правительства. Руководство АРФД всегда делало упор на контрольные функции нового парламента и те рычаги воздействия, которые получит в новых условиях парламентская оппозиция. Сумеет ли новое меньшинство в лице блоков «Елк» и «Царукян» в полной мере использовать эти возможности, покажет будущее.
Ныне же реальность такова: АРФД, набравшая на парламентских выборах наименьшее количество голосов, став партнером РПА по коалиции, превратится в правящую силу, примет участие в формировании нового кабинета и разделит с РПА всю полноту ответственности.
Фуад ПАШАБЕЙЛИ
banner

Советуем почитать