• пятница, 29 Марта, 19:37
  • Baku Баку 14°C

Тяжела шапка Brexit

30 апреля 2017 | 10:14
Тяжела шапка Brexit

НРАВЫ
Еще летом прошлого года, объявляя референдум по выходу из состава Евросоюза, экс-премьер-министр, противник Brexit, он же его инициатор Дэвид Кэмерон прекрасно понимал, что в дальнейшем это будет сопряжено с гигантскими расходами. Видимо, одной из причин его скорой отставки сразу после референдума было именно это. Как говорится, «Мавр сделал свое дело. Мавр должен уйти». И он ушел, ушел от греха подальше.
Теперь подтвердилось, что процесс Brexit - удовольствие не из дешевых, только по предварительным оценкам он обойдется британским налогоплательщикам от 40 до 60 млрд евро. Причем ЕС требует, чтобы Лондон сам покрыл все издержки. Стало ясно, что самостоятельно такую сумму Британия не потянет. Что оставалось делать новому премьер-министру Терезе Мэй, которая в начале апреля дала старт процессу выхода из ЕС? Ответ один - искать деньги на стороне. И она решила искать их на Ближнем Востоке.
Недавно Мэй побывала с официальным визитом в странах Персидского залива, где, по официальной версии, пыталась договориться об инвестициях со стороны богатых нефтяных монархий, а по неофициальной - заручиться финансовой поддержкой «шейхов» для проведения процесса Brexit. Обиженный Брюссель поставил перед Лондоном достаточно жесткие условия. Чиновники ЕС требуют, чтобы Британия оплатила в евро все издержки содружества европейских стран, которые они понесут после «отсоединения» Британии. Например, это касается переезда многих фирм, агентств и предприятий, зарегистрированных в ЕС, но разместивших свои офисы в Британии. Эти расходы также могут включать в себя как траты на переговорщиков с обеих сторон, так и на организацию встреч на высшем уровне с лидерами ЕС.
Есть уже директивы ЕС на этот счет, в которых записано, что «Соединенное Королевство должно полностью покрыть конкретные расходы, связанные с процессом выхода, такими как переселение учреждений или других органов Союза». Естественно, в Британии к такому подходу отнеслись агрессивно. Депутаты британского парламента назвали такие меры чуть ли не карательными. К примеру, лейборист Бен Бредшоу, ведущий сторонник кампании Open Britain, которая выступает за «мягкий» Brexit (выход с сохранением максимально близких отношений с ЕС и с доступом к еврорынку), говорит, что позиция комиссии это «удар по зубам британских налогоплательщиков».
В Брюсселе, где наверняка хотят и рыбку съесть, и ноги не замочить, видимо, поняв, что переборщили, поспешили успокоить чопорных англичан.
Главный переговорщик от ЕС по вопросу Brexit Мишель Барнье поспешил разъяснить ситуацию: «Позвольте внести ясность: когда страна выходит из Союза, нет никакого наказания. Мы не требуем оплаты за выход. Но нам нужно урегулировать текущие счета. Мы не будем просить англичан платить ни единого евро за то, на что они не соглашались в качестве члена организации». В Брюсселе, видимо, быстро поняли, что в случае жестких условий Великобритания в отместку может напрочь отгородиться от ЕС Ла Маншем, что невыгодно ни тем, ни другим. Одним словом, силовой прием не прошел.
Некоторая договоренность все же есть, пока практически стороны сошлись на цифре в 60 млрд евро плюс сопутствующие расходы. Но финансовые трудности ждут и ЕС после ухода Лондона, здесь ожидают, что потери составят около 10 млрд долларов, которые нужно где-то достать. Иначе ЕС ждет «затягивание поясов». Кроме того, Британия может воспользоваться ситуацией, когда переговоры Евросоюза со странами Персидского залива остановились из-за низких цен на нефть в Саудовской Аравии и обеспокоенности некоторых членов ЕС правами человека в регионе.
Чего же хотела Тереза Мэй в странах Персидского залива? Конечно же, денег за счет продажи оружия (первые боевые самолеты уже проданы Саудовской Аравии) и договоренности о свободной торговле, особенно с одним из своих главных союзников - Катаром. Понятно, что Лондон в условиях Brexit пока не может договориться о конкретных вещах, но, как сказал министр иностранных дел Борис Джонсон, «Лондон не будет подписывать никаких сделок до официального выхода из ЕС, но ничего не мешает ему заключать предварительные договоренности».
Одним словом, у Терезы Мэй сейчас главная головная боль - финансы, а нужны они для того, чтобы не было повода разругаться с ЕС. Ведь Brexit не означает полноценный развод с Евросоюзом, речь идет о выходе из членства, но с сохранением экономических, политических, социальных связей со всеми странами Евросоюза. Правда, в Великобритании уже раздавались голоса о том, чтобы отменить Brexit, однако Тереза Мэй непреклонна. Она уже заявляла, что не сторонник выхода из состава ЕС, но выполнять волю британцев будет до конца.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать