• пятница, 29 Марта, 04:58
  • Baku Баку 7°C

Она была первой

29 мая 2013 | 15:16
Она была первой

Еще в середине прошлого века, а точнее - в 1963 году, в московском издательстве «Физкультура и спорт» вышла книга-альбом «Спорт Советского Азербайджана», где среди первых азербайджанок - мастеров спорта СССР наряду с именами таких звезд, как Зиба Алескерова, Месьма Мамедова, было названо имя Адели Алиевой.
Адочка, так ласково называли ту милую девочку все, кто хотя бы раз сталкивался с ней, пришла в секцию волейбола еще будучи школьницей. А училась она в школе №26, где высокую, стройную девочку, уже имеющую некоторые волейбольные навыки, и заметил Шамиль Шамхалов, человек, названный в числе немногих лучшим тренером ХХ века. Так начался взлет волейбольной карьеры Адели Алиевой.
В 1956 году она уже попала в сборную Азербайджана. И в 1958 году в составе большой делегации спортсменов Советского Азербайджана поехала в одну из первых зарубежных поездок. Азербайджанских волейболистов - мужскую и женскую сборные - пригласили на дружеские встречи в Корейскую Народно-Демократическую Республику. Об той интересной поездке известный журналист того времени Марк Пейзель дал большую статью, опубликованную позже в газете «Спорт», как воспоминание об этих замечательных играх, когда азербайджанские волейболисты дали мастер-класс и корейским, и китайским спортсменам. А в Китай наши попали совершенно случайно. Узнав, что в соседней Корее азербайджанские волейболисты сыграли серию игр в разных городах страны, китайское правительство обратилось в посольство СССР с просьбой разрешить им приехать и в Китай. Разрешение было получено, и наши дали «Волейбольные спектакли в Пекине» - так назвал свою статью-воспоминание М.Пейзель. Аделе Алиевой Китай запомнился необычным знакомством с одним и первых лиц КНР Чжоу Енлаем. Как оказалось, он был большим любителем спорта и смотрел от начала до конца все матчи с участием сборной Азербайджана. На одной из игр он вдруг обратился к Владимиру Митрофанову (тогдашнему председателю Госкомспорта Азербайджана - Авт.) и спросил:
- А у вас в команде Азербайджана есть азербайджанки?
- Разумеется, товарищ Чжоу Енлай! - ответствовал В.Митрофанов. - Алиева, подойдите сюда, - позвал Аделю. - Знакомьтесь, Аделя Алиева! - торжественно провозгласил он.
- Но она же светленькая и голубоглазая. А мне говорили, что азербайджанцы черноволосые и черноглазые, как мы, - удивился китайский премьер.
- Как природа Азербайджана красива и разнообразна - а у нас есть и горы, и долины, и реки, и море, и леса, и степи, так и среди азербайджанцев есть брюнеты с черными глазами, кареглазые шатены, даже рыжие с зелеными глазами. А светловолосая голубоглазая азербайджанка перед вами! - сказал В.Митрофанов, надо сказать, большой патриот Азербайджана.
Тренировки, сборы, соревнования… Ни на что другое почти не оставалось времени. Адочка жила только спортом. Мастером спорта СССР она стала в 1962 году, когда команда Азербайджана одерживала на всесоюзной арене победы одну за другой. А Инна Рыскаль, ее подруга по команде, уже попала в сборную СССР. Сама Аделя играла в сборной Азербайджана с 1956 по 1966-й. Правда, в 1964 году она брала небольшой тайм-аут - родила первого сына, Микаила, но вскоре вернулась на площадку, так как была одним из основных игроков сборной. Муж ее - Вагиф Аббасов, сам известный футболист, а позже один из тренеров «Нефтчи», не возражал по поводу возвращения в спорт, так как понимал, что команде надо подготовить Аделе идентичную замену.
С Вагифом Адочка познакомилась в институте физкультуры. Она, еще первокурсница, впервые пришла с девчонками на вечер. Причем прямо с тренировки. Второкурсник Вагиф сразу заметил строгую, скромную девушку, но все-таки решился пригласить ее на танец, а потом испросил разрешения проводить до дома. С тех пор они не расставались и в 1961 году поженились. Какой же красивой они были парой! Оба высокие, стройные. Аделя, с волной светло-русых волос по плечам и мягкими голубыми глазами, Вагиф с жгуче-черной шевелюрой и яркими антрацитовыми глазами, модно, со вкусом одетые, они походили на персонажей рекламных проспектов о счастливой семье. Они и были счастливы, ибо любили и понимали друг друга, ценили друг в друге личность, специалиста, спортсмена.
- Когда Вагиф стал тренером, - вспоминает Ада, - придет вечером с работы, весь переполненный впечатлениями от тренировки или игры, и после ужина начинает мне рассказывать о матче, о том, какую он сделал расстановку, кто из футболистов удачно выполнил его замысел, а кто сплоховал. Я, мало что понимавшая тогда в футболе, терпеливо слушала его и видела, как ему нравится то, что я разделяю его интересы. Потом, когда его не стало, его подопечные рассказывали мне о том, как в поездках, оторванные от родных и близких, они проводили вечера и Вагиф внушал молодым людям, что выбирать жену нужно не только за молодость и красоту, но и за то, насколько она понимает и разделяет стремление мужа, его работу, его интересы…. Мне было приятно узнать об этом.
Но все трагическое случилось позднее. А пока молодая спортивная семья если и испытывала горечь, то только от недолгих разлук, связанных с соревнованиями.
Аделя Алиева с командой объездила весь Советский Союз. Довольно часто бывала в зарубежных поездках. Особенно запомнилась Румыния. Тогда азербайджанские спортсменки впервые встретились с японками, ставшими в тот год чемпионками мира.
Но на турнире в Румынии это были «темные лошадки», с которыми справиться было невозможно. Их необыкновенная тогда планирующая подача, отвага в борьбе за каждое очко, за каждый мяч и удивляли, и вызывали уважение. Надо сказать, что азербайджанские спортсменки хоть и уступили в той встрече, но дали достойный отпор будущим чемпионкам. «Нашла коса на камень, - сказал тогда японский тренер Шамилю Шамхалову, - с вами трудно играть, вы все время навязываете свой темп».
Японцы никого не допускали на свои тренировки. Но нашим удалось посмотреть одну из них. Сказать, что происходящее на площадке повергло их в шок, будет, пожалуй, самое точное. Тренер ставил одну из защитниц у стенки и буквально «расстреливал» ее сверхсильными ударами. Не сумеешь отразить удар, он со страшной силой летит тебе прямо в лицо. И так 20-30 минут беспрерывной пальбы, после которой некоторым приходилось утирать кровь полотенцем. Наши девушки таких методов тренировки никогда не знали. Строгий, требовательный Шамиль Абдуллаевич умел воздействовать на своих спортсменок психологическими методами и никогда не доводил до изнеможения. Потому и играли весело, задорно, с огоньком. А японки были словно смертницы-камикадзе. Но это давало результат. И какой!
Мы с Аделей сидим в ее уютном доме, где она живет с младшим сыном Самиром и его прелестной молодой женой Эльнарой. Она вспоминает былое, рассказывает о себе, о муже, и в голосе неизбывная грусть. Эта женщина, которая в 38 лет осталась вдовой, потерев 39-летнего мужа, всю свою жизнь посвятила сыновьям. О замужестве даже не помышляла, хотя многие достойные люди добивались ее руки. Свое сердце она никому больше не отдала, оно принадлежало только Вагифу.
- Спорт дал мне все, интересную жизнь, - говорит Аделя Алиевна, - он же и отобрал у меня самое дорогое. Вагиф скончался после той легендарной игры «Нефтчи» - сборная СССР. Старший тренер «Нефтчи» в день матча улетел в Ленинград по каким-то своим делам. И вся ответственность за матч легла на плечи Вагифа. Он сильно перенервничал. Мне говорили потом, что за эти 90 минут он выкурил, наверное, пять пачек сигарет. «Нефтчи» тогда сделал невозможное, выиграв у сборной Союза со счетом 2:1. Это был триумф азербайджанского футбола. Но он стоил моему мужу жизни. Придя домой, Вагиф вдруг почувствовал, что у него холодеют руки, я стала их массировать, но ему становилось все хуже. «Скорая» не успела…
Уйдя из большого спорта, Аделя стала работать в школе №3 учителем физкультуры. В тогдашних школах уроки «физры» (как небрежно именовали физкультуру дети) и пения считались чем-то второстепенным. Аделя муаллима сумела внушить своим девочкам, что это очень нужное для красоты и здоровья занятие и сумела так объяснить родителям своих подопечных необходимость занятий физической культурой (делая акцент на слове «культура»), что девочки в азербайджанской школе (а в некоторых школах азсектора родители вообще не разрешали своим дочерям ходить на уроки физкультуры) имели теперь красивую форму - белые маечки и красные шортики. Нередко их школу ставили в пример именно за такую плодотворную работу учителя физкультуры Адели Алиевой.
А.Алиева проработала на ниве народного образования без малого сорок лет. И когда начались разговоры о том, что учителей пенсионного возраста будут освобождать от занимаемой должности, сама написала заявление и ушла с работы. Правда, директор, да и весь педагогический коллектив уговаривали Аделю ханым не торопиться с таким кардинальным решением.
Сослуживцы ее любили и уважали. В летнее время, когда на базе школы действовал пионерлагерь, ее всегда назначали директором, ибо были уверены в ее честности и порядочности.
Все это приятно осознавать, особенно когда в праздники телефон не замолкает и бывшие сотрудники, начиная от директора школы и кончая сторожем, спешат поздравить и пожелать ей здоровья.
Вот и мне хочется пожелать здоровья, здоровья и здоровья этому доброму, славному человеку, Женщине с большой буквы, посвятившей всю свою жизнь детям. И всегда помнить о том, что она была первой!
Тамара ЯРАЛОВА
banner

Советуем почитать