• пятница, 29 Марта, 10:28
  • Baku Баку 5°C

Что имеем - не храним…

16 мая 2017 | 10:06
Что имеем - не храним…

РЕГИОН
В Анкаре состоялся митинг в память о жертвах депортации крымских татар 1944 года, обнаживший зияющие проблемы во взаимоотношениях Турции и России.
Начнем хотя бы с того, что в качестве активных гостей там были посол Украины Андрей Сибига, глава Меджлиса крымско-татарского народа Рефат Чубаров, глава Общества культуры и солидарности крымских татар Мукремин Шахин и др. Плюс ко всему участники акции несли флаги этноса, а перед трибуной был выставлен плакат с фотографией Мустафы Кырымоглу (Джемилева) с надписью: «Мы рядом с тобой!»
Разменная монета
Крымские татары (на самом деле турки-огузы, с легкой руки царской России ставшие для дилетантов межнациональных отношений чуть ли не полным аналогом дружественному народу Поволжья) веками были автохтонным народом одноименного полуострова, однако даже украинцы не вспоминали об этом до недавних пор.
«Озарение» нашло на них буквально три года назад - с тех пор, как Крым был присоединен к России. И вот тогда в самостийной этот этнос получил небывалую популярность - иногда даже казалось, что как власти страны, так и обычные украинцы только сейчас узнали о существовании крымских татар. А ведь процесс массового возвращения крымских татар на родину начался еще 1989 году, тогда же был созван национальный Курултай, который сформировал из своих депутатов Меджлис в качестве высшего полномочного представительного органа.
Одно время даже ходили разговоры о создании автономной республики, но как раз этот фактор сыграл со статусом злую шутку - поскольку Меджлис фактически дублировал функции государственных органов Украины в Крыму, он не признавался центральной властью даже как общественная организация вплоть до зимы 2014 года, когда Незалежна враз и почти естественно утратила контроль над полуостровом.
Между тем при возвращении на родину для многих крымских татар остро встал вопрос о земле, поскольку земельные участки, принадлежавшие ранее их предкам, уже давно перешли в собственность других юридических и физических лиц. Это создало в середине 2000-х проблему массового самозахвата земельных участков (так называемых «полян протеста», которые захлестнули Южный берег Крыма, Симферополь и его окраины).
Однако региональные власти отказались делать что-либо для решения актуального вопроса в плоскости справедливости. На них начали давить со всех сторон, но затем вновь решили «умаслить» накануне президентских выборов 2004 года - после правления «красного директора» Леонида Кучмы его «демократический» преемник Виктор Ющенко решил разыграть карту той части населения, которая придерживалась принципа демократического развития страны.
Ставленник Запада на словах поддержал турецкое население, пообещав закрепить за ним его же земли, однако в 2007 году он подписал поправки в Уголовный кодекс, согласно которым самовольный захват земли стал уголовно наказуемым деянием. С тех пор периодически власти Крыма пытались освободить «поляны протеста», что перерастало в конфликты с привлечением бойцов спецподразделения «Беркут», внутренних войск и даже бронетехники, а против народа силовики активно применяли спецсредства - дымовые гранаты, резиновые пули и дубинки.
Не лучше ситуация обстояла и при Викторе Януковиче, когда даже в Совете представителей крымскотатарского народа при президенте Украины самому Меджлису отвели менее половины мест, а у структуры появился искусственный конкурент - провластная поначалу «Милли Фирга». Затем благодаря политтехнологиям (в результате введения нового избирательного законодательства) крымские татары оказались представлены в украинском парламенте лишь одним депутатом. А ввиду противодействия региональных властей закон 2012 года о региональных языках так и не был распространен на крымскотатарский язык. На всем полуострове работало всего 15 школ с национальным языком обучения, хотя требовалось вшестеро больше - представьте, что коренному населению почти в 260 тысяч человек предлагали посещать факультатив для того, чтобы писать и читать на родном языке.
Евромайдан и прочие площадки
Эпоха смуты в Украине, в общем-то, не прекращалась, тем не менее, она подошла к наиболее опасной фазе в последние месяцы правления Януковича, не сумевшего, в частности, локализовать влияние на массовое сознание населения. Естественно, команда нынешнего президента страны Порошенко тоже «на полную катушку» попользовалась протестными настроениями турок - их позиция имела существенное значение для развития ситуации на полуострове во время Евромайдана и даже в ходе событий, приведших к присоединению Крыма к России. Лишь после всего этого некоторые местечковые политики как бы «разули глаза» и начали высказываться в том духе, что коренное население могло бы стать силой, отстаивающей интересы центральной власти. И это при том, что среди населения Крыма украинцев на порядок больше, чем крымских татар, а украинские военнослужащие и правоохранительные органы, дававшие клятву Украине, даже не попытались встать на защиту государственных интересов. И только крымские татары в лице представителей Меджлиса и отдельных общественных и политических организаций высказали свою позицию, за что и пострадали - российские власти инициировали судебные процессы против них.
Сегодня сделать что-либо для этих и многих других людей власти Украины не в состоянии, потому все, что они смогли сделать - включить в избирательные списки лидера народа Мустафу Джемилева и главу Меджлиса Рефата Чубарова, создать госслужбу по делам Крыма и Севастополя и включить в свои речи фразы на крымскотатарском языке, поздравлять с национальными и религиозными праздниками, «скорбеть» на 18 мая и обещать в случае возвращения (!?) полуострова статус национально-культурной автономии.
А ведь крымские татары видели Крым национально-территориальной автономией в составе Украины.
Фактор Турции
Несмотря на партнерские отношения с Москвой, нынешнее положение в Крыму Анкара считает нарушением международного права. Заявления братской страны об этнической принадлежности полуострова не новы, однако «нарушение международного права» не мешает ей, например, торговать теперь уже с российским эксклавом.
Как рассказал корреспонденту газеты «Каспiй» глава Исследовательского центра «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглу, Россия пытается сформировать в Крыму группу татар, поддерживающих ее политику:
- Пока мы не видели изменения реакции официальных лиц Турции в связи с изменением отношения Кремля к коренному населению, который не пускает на родину ни Мустафу Джамилева, ни Рефата Чубарова.
Россия хочет, чтобы Турция признала крымских татар, поддерживающих ее политику, но это рискованно для братской страны, где проживает около миллиона крымчан с турецкими корнями - это не только активные избиратели, но и носители общественного мнения. Понятно, что команда Путина постарается и дальше делить крымских татар на «своих» и «чужих», и этот фактор получит зеркальное отражение с точностью до наоборот в политике команды Эрдогана. Но это не отразится коренным образом на жизни турецкого населения в Крыму, которое не раз, причем небезуспешно пытались ассимилировать российские власти и в царские времена, и позже - при генсеках ЦК КПСС.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать