• четверг, 25 Апреля, 13:15
  • Baku Баку 23°C

Риски есть, но они преодолимы

17 мая 2017 | 10:05
Риски есть, но они преодолимы

ПОЛИТИКА
Как уже сообщалось, в Пекине прошел форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
Корреспондент газеты «Каспiй» обратилась к заместителю директора Института политических исследований Дарье Гревцовой с просьбой прокомментировать ситуацию, связанную с этим проектом, и ответить на наши вопросы.
- Какие цели преследует Китай, предлагая подобную платформу для диалога?
- Инициатива Китая «Один пояс, один путь» имеет несколько целей. Во-первых, Китаю важно продемонстрировать возросший статус страны в мире. На мероприятие собрались представители более ста государств. И многие из них заинтересованы в участии в этом проекте. Во-вторых, накопленные большие средства в Китае требуют вложений, поэтому развитие совместных инфраструктурных проектов, взаимной торговли, создание системы финансовой стабильности в Азии станет очень выгодным для Китая и его партнеров. Китай располагает мощностями и технологиями для строительства необходимой инфраструктуры, что важно для небогатых регионов, поскольку они могут рассчитывать на дешевые кредиты.
- Как это скажется на международной экономике?
- В проекте «Один пояс, один путь» есть противоречия между заявленными важными и благородными целями и его прибыльностью для банков. Там говорится о том, что Китай будет тратить огромные деньги и задействует свои производственные мощности, чтобы построить дорогу и в кыргызском высокогорье, и в джунглях Мьянмы. Но банкам нужен такой бизнес-проект, чтобы высокогорный мост в Кыргызстане окупился хотя бы в обозримом будущем, а он, возможно, не окупится и за сто лет. Поэтому есть нестыковки между заявленными политическими целями проекта и конкретным воплощением, для которого крайне трудно найти убедительное финансово-экономическое обоснование с точки зрения банков. Как из этой ситуации выходить - пока неясно.
Например, Китай, построив высокогорную дорогу в Кыргызстане, может впоследствии выдвинуть жесткие условия ее единоличного владения и пользования в течение десятков лет, дожидаясь, пока все вложенные средства не окупятся с прибылью.
- Что даст участникам проекта трансформация из двусторонних соглашений в многостороннюю глобальную взаимосвязь? Есть ли тут риски?
- Риски у участников проекта разные, зачастую противоположные интересы. Эти противоречия настолько серьезны, что они могут привести к срыву проекта. Думаю, Китай, у которого нет опыта глобальной дипломатии, будет стараться его получить. В этом отношении для Китая будет особенно полезно сотрудничество с Россией, у которой нет такого объема свободных финансовых средств, зато есть колоссальный опыт глобальной дипломатии.
- Поддержит ли Россия инициативу Китая?
- Безусловно. Во-первых, потому что Китай ее союзник. Во-вторых, для достижения собственных экономических целей. И, в-третьих, для развития международного сотрудничества. Россия, безусловно, будет стремиться, чтобы страны, входящие в ЕврАзЭС, участвовали в этом проекте под российским лидерством. С другой стороны, Россия, конечно, не будет занимать подчиненное положение к Китаю при реализации проекта.
- Какие, на ваш взгляд, перспективы открываются перед Азербайджаном?
- Перспективы для Азербайджана в этом проекте тоже есть, и немалые. Они будут измеряться вложенными в его экономику долгосрочными китайскими инвестициями и развитием инфраструктуры страны.
- Спасибо за интервью.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать