• среда, 24 Апреля, 06:23
  • Baku Баку 13°C

Ходячая легенда

31 мая 2017 | 10:28
Ходячая легенда

ПЕРСОНА
Несмотря на неимоверную занятость, легендарный первооткрыватель, писатель (автор более 30 книг, в том числе об искусстве выживания) и журналист Яцек Палкевич нашел время не только побывать в столице Азербайджана, но и заглянуть на огонек в редакцию газеты «Каспiй».
О нем можно говорить бесконечно - это «ходячая энциклопедия», побывавшая на всех широтах Земли, неутомимо добывая документальные свидетельства культуры исчезающих этнических меньшинств. Его девиз: «В джунглях были две тропинки, я выбрал менее протоптанную». Американский Newsweek про него писал: «Палкевич - ходячая легенда последнего поколения настоящих исследователей». Именно он летом 1996 года совершил под флагом Российского географического общества последнее открытие века, установив точное местоположение истока Амазонки.
По рекомендации Тура Хейердала элитнoe Королевскоe географическоe обществo в Лондоне принялo его в свои ряды. Кстати, он близкий друг Юрия Сенкевича, который сказал о нем: «Я горд тем, что Яцек считает меня своим другом».
Его имя стало синонимом отважных мужских приключений. Он и записал увлекательные страницы в книгу мирового приключенческого эпоса, в 1982 году основав первую на континенте Школу выживания. Он исследовал границы человеческих возможностей в тяжелых климатических зонах, готовя элитные антитеррористическиe спецподразделения к действиям в жестких и суровых условиях джунглей и пустыни. А вот и «вишенка к торту» презентации популярности нашего героя - художественный фильм «Крутые ребята» (1987) режиссера Маурицио Понци о Яцеке Палкевиче и его школе стал самой кассовой лентой сезона в Европе.
- Пан Яцек, после такой преамбулы даже самый невежественный читатель поймет, с кем имеет дело. Каким образом оказался в сытном Баку вeтеран пустынь и джунглей, знаток полюсов и покоритель Атлантики?
- Меня всегда привлекал «польский след», а то, что сделали в разные годы мои соотечественники для сближения культур двух народов, в частности для местной архитектуры и инженерной мысли, достойно подражания. Прибывшая сюда во второй половине XIX века польская интеллигенция принимала самое активное участие в жизни Баку и для нее Азербайджан стал второй родиной.
Бурный рост населения Баку в ту пору привел к возникновению новых городских районов, строительному буму, и именно в тот период раскрылся талант плеяды польских архитекторов Иосифа Гославского, Иосифа Плошко, Евгения Скибинского и других. В 1889 году только в канцелярии бакинского губернатора работало 10 поляков, а с 1879 по 1894 годы обязанность городского головы исполнял поляк Станислав Иванович Деспот-Зенович. В местную нефтяную промышленность большой вклад внесли польские инженеры Витольд Згленицкий и Павел Потоцкий. Первый являлся пионером разработки морской нефтедобычи, а второй осуществлял эту идею в мировом масштабе, впервые добыв нефть со дна Каспийского моря. Кстати, в то время среди некоренного населения поляки занимали второе место после русских и по удельному весу были самой образованной нацией. Так, в 1913 году 52,2% всех местных поляков, проживавших в Баку, были городскими служащими. Свое знакомство со столицей Страны огней я начал с величественного здания Президиума Академии наук (бывшее Исмайыллие), построенного по проекту Иосифа Плошко, затем начал пристальнее приглядываться к лицам людей.
- И что вы на них прочитали?
- Эти чувства взаимосвязаны. С одной стороны, на меня произвело впечатление развитие Баку, возможно, это один из самых быстрорастущих городов мира, наряду с Дубаем, но между ними есть существенное отличие - люди здесь очень искренние, дружелюбны и эмоциональны. И причина этого кроется в традициях толерантности и мультикультурализма. Для вас это, похоже, естественная модель человеческого общежития, хотя термин и возник в странах Европы.
Мультикультурная политика в той или иной форме («мягкой» или «жесткой») проводилась в жизнь почти во всех европейских странах на протяжении четырех последних десятилетий, но сегодня все государства Евросоюза отказываются от заявленных ценностей, потому что в той или иной степени страдают от иммигрантов. Коренные жители европейских стран все чаще призывают отменить эту политику и вернуться к идее поддержки титульной нации.
Критики толерантности утверждают, что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведет к усреднению. В Азербайджане же иная картина - ваша страна, расположенная в пространстве стыковки различных цивилизаций, на протяжении многих веков прославилась как край, где сформировалась атмосфера национально-культурного многообразия, где представители различных национальностей и конфессий проживают в атмосфере мира и благополучия, взаимопонимания и диалога. Мультикультурализм и толерантность, исторически присущие образу жизни азербайджанцев, сегодня стали неотъемлемыми чертами повседневной жизни каждого гражданина, независимо от национальной принадлежности, языка и религии.
О богатом мультикультуральном прошлом азербайджанского народа свидетельствуют не только сегодняшний толерантный образ жизни вашего народа, но и созданные им литературно-художественные, научно-философские, политико-правовые источники и документы. Я ни в коем случае не политик, однако мои выводы говорят в пользу этой модели.
- Было бы интересно узнать о вашей страсти к морю. Говорят, вы за полтора месяца преодолели Атлантику без готовой пищи.
- Море с детства манило меня со страниц книг и будоражило воображение во сне, и меня не беспокоило, что оно бывает не только прекрасным и ласковым, но и безжалостно жестоким. В 12 лет я решил, что стану яхтсменом и объезжу весь мир, потому наизусть выучил географический атлас и «заболел» Африкой. Мне всегда хотелось чего-то более необыкновенного…
Маршрут родился сам собой: отплыть из Дакара на спасательной шлюпке, чтобы преодолеть по широте значительную часть Атлантики. Этот путь я должен был проделать в одиночку, имея при себе ограниченный запас воды, а средства связи и аптечку отверг: раз уж проверка на прочность, значит, на все сто.
Первые дни путешествия прошли довольно спокойно, в глубине души я начал досадовать: пришел сражаться со стихией, а оказался чуть ли не на курорте. Конечно, нелегко постоянно сидеть, прижимаясь спиной к корме, чтобы правильно управлять лодкой, цедить по капле воду из губки, чтобы растянуть запас на все путешествие. Еще через несколько дней стало не хватать общения, потому пришлось разговаривать с самим собой, чтобы не сойти с ума. Посторонние непонятные звуки, особенно ночью, вызывали страх.
Когда начался шторм, я понял: если стихия хочет наказать человека, дерзнувшего бросить ей вызов, она делает это со всей страстью. Три дня сотни тонн пенящейся воды, сливаясь с небом, трепали мою лодку со стойко торчащим парусом. Сон стал непозволительной роскошью, я кричал, чтобы сохранить рассудок, плакал, когда подступало отчаяние, в который раз клялся себе, что если удастся добраться до берега живым, больше никуда, никогда и ни на чем не поплыву.
Мои молитвы были услышаны, шторм начал стихать, появился даже корабль - кубинское исследовательское судно. Улыбающиеся люди бросили веревочную лестницу: «Поднимайся, все плохое уже позади!», но в последний момент я передумал: «Нет, я продолжаю путешествие». И, озадачив несостоявшихся спасителей, махнул им рукой: спасибо, мол, плывите дальше. Это путешествие продолжалось еще месяц… Я вспоминал последние капли пресной воды на губке и думал, что если когда-нибудь вновь захочется отступить, непременно вспомню веревочную лестницу и скажу себе «нет».
- За вашими плечами - не один маршрут по Амазонии, Африке, Азии. За плечами - курс выживания, но вы захотели новых приключений - решили снарядить экспедицию на так называемый «полюс холода».
- После двухлетних переговоров было получено разрешение от советских властей. Предстояло пройти 1300 км от Якутска до Оймякона - это места, где зафиксирован абсолютный минимум температур для обитаемой территории -72°C. Путешественники должны были выживать исключительно с помощью средств, доступных местным жителям. Восемь человек и две дюжины оленей в упряжках около месяца штурмовали ледяную пустыню и холод. Мы не могли даже позволить себе выпить подаренного накануне спирта, чтобы не сморило в сон на страшном морозе. Запах жареного оленьего мяса щекотал ноздри, мы кололи лед, чтобы получить воду, пугались, не чувствуя собственных рук и ног, научились даже есть сырую мороженую рыбу. Вы не теряли, наверное, друга, а олени для нас были таковыми. У меня в наледь провалилось сразу несколько оленей. Пока вырубали двоих, отпала необходимость вырубать двух оставшихся, да и волки не дремали.
Но наша экспедиция продолжала свой путь, несмотря на потери. Ни замерзший хлеб, ни обморожение, ни хроническое недосыпание, ни даже психологический срыв одного из участников экспедиции не помешали мне и моим людям в конце февраля 1989 года достичь Оймякона. И таких случаев немало - почти в каждой сложной для выживания географической точке (в том числе на Амазонке, на Борнео) я пытался найти позитив, тем и живу. Я очень люблю людей, потому стараюсь для них быть максимально полезным.
Ульви ЯГУБОГЛУ
P.S. Декретом президента Италии от 2013 года Яцек Палкевич награжден престижным званием Офицерa орденa «За заслуги перед Итальянской Республикой». В Польше получил крест Кавалера ордена Возрождения Польши. В 2010 году папа Бенедикт XVI наградил его Золотым крестoм Pro Ecclesiaet Pontifice (Для церкви и папы) «за выдающиеся достижения в деле поощрения участия человека в благотворительной деятельности и образовательнo-воспитательной работe».
Яцек Палкевич - автор 30 книг (в России издана книга «В поисках золотого Эльдорадо», издательство АСТ, Астрель) и сотен репортажей в известных европейских журналах. В России печаталcя в «Независимoй газетe», «Итогах», «Вокруг света», «Московском комсомольце», «Комсомольской правде», National Geographic, Geo.
banner

Советуем почитать