• пятница, 19 Апреля, 20:04
  • Baku Баку 24°C

Катарский кризис,

08 июня 2017 | 11:36
Катарский кризис,

ТЕМА
Ближний Восток не перестает удивлять нас способностью генерировать все новые конфликты. Разрыв семи арабских государств с Катаром - это первое дипломатическое последствие арабо-американского саммита в Эр-Рияде, где Трамп обозначил новую «ось зла»: Иран – ИГ. Дипломатический кризис может вызвать новую «большую войну».
Ближний Восток никогда не перестанет нас удивлять своей способностью создавать (конечно, с решающей помощью внешних игроков) все новые конфликты, все новые кризисы. На этот раз семь арабских стран (Саудовская Аравия, Бахрейн, Египет, ОАЭ, Йемен, Ливия и Мальдивы) разорвали отношения с Катаром - решение, которое, в отличие от предыдущих межарабских кризисов, не ограничивается лишь формальным, дипломатическим измерением, но влечет за собой немедленную блокировку границ, экономических отношений и контактов.
Как сообщает The Financial Times со ссылкой на представителей катарского правительства и полевых командиров, Доха выплатила до миллиарда баксов в качестве выкупа за членов королевской семьи и около 50 военных, похищенных джихадистами в Ираке. История примечательна тем, что в качестве посредников выступали официальные лица Тегерана.
Переплетение интересов
Итак, около $700 млн было выплачено за освобождение заложников высокопоставленным сотрудникам иранских спецслужб и командирам шиитских военизированных подразделений, поддерживаемых Тегераном. Оставшуюся сумму получили сирийцы из террористической организации Тахрир аль-Шам, связанной с «Аль-Каидой», за освобождение около 50 плененных военнослужащих.
Года полтора назад неизвестные вооруженные люди похитили участников соколиной охоты из лагеря в пустыне Эн-Наджаф, расположенной на юго-западе одноименной провинции у границы с Саудовской Аравией. В числе похищенных оказались члены правящей семьи Катара. Переговоры об освобождении шли более года между Ираном, Катаром и ливанским движением «Хезболла», но лишь недавно 26 охотников получили свободу - их передали послу Катара в Ираке. В нормальной стране правоохранительные органы давно бы переловили похитителей, выйдя на след заказчиков, но в данном случае все стороны действовали по умолчанию, настолько переплетены интересы игроков.
Естественно, официальная Доха отрицает поддержку террористических организаций, оттого и не ответила на запрос по поводу выплаты выкупа, но близкий к катарскому правительству источник признал, что деньги был выплачены. Миллиардный выкуп, по данным собеседников издания, и стал причиной, по которой накануне семь арабских государств разорвали с Катаром дипломатические отношения, обвинив его в поддержке терроризма и связях с Ираном.
WikiLeaks, в свою очередь, утверждает, что власти США знали об оказании финансовой и логистической помощи террористам, включая так называемое «Исламское государство». Об этом, в частности, говорится в письме Хиллари Клинтон, фрагмент которого опубликован в твитере.
Как отразится изоляция на Катаре?
В Катаре живет всего 2,7 млн человек, большинство из которых - приезжие. Благодаря огромным запасам газа это одна из богатейших стран мира, через свой суверенный фонд Qatar Investment Authority инвестирует серьезные средства в Великобританию. Но половина поставляемого продовольствия поступает через сухопутную границу с Саудовской Аравией, потому последствия от изоляции могут быть серьезными.
Закрытие границы, очевидно, скажется и на строительной сфере и даже может сорвать подготовку Дохи к чемпионату мира по футболу 2022 года. Закрытие воздушного пространства саудитов ударит по авиакомпания Qatar Airways, что породит проблему увеличения длительности перелетов в западном направлении. Кстати, авиакомпании ОАЭ (Etihad Airways и Emirates) уже прекратили полеты в эту страну. Более того, Эр-Рияд и Абу-Даби заявили, что будут добиваться от дружественных стран закрытия воздушного пространства для полетов туда.
Но тут есть одна загвоздка. Эмираты считают, что поддержка соседями политического ислама, в том числе ихванов («Братьев-мусульман») и ХАМАС, представляет серьезную угрозу странам Залива. Однако Саудовская Аравия сама не чурается оказания поддержки исламистским организациям. А Египет и Эмираты, обвиняющие Катар в поддержке исламистских повстанцев в Ливии, сами поддерживают ливийского фельдмаршала Халифу Хафтара.
Просто встретились два одиночества
Однако все гораздо проще - арабские нации обеспокоены отношениями соседей с шиитским Ираном, являющимся главным соперником Саудовской Аравии. Хотя Катар и суннитское государство, он традиционно занимает менее агрессивную позицию по отношению к Тегерану и осваивает свои газовые месторождения на севере страны совместно с ним.
Доха - нейтральный игрок и даже посредник в региональных конфликтах от Ливана до Судана. Там не чураются даже организаций, которых многие другие государства считают террористическими (например, тех же ХАМАС и «Талибан»). Но есть неписаное правило уличного поведения, когда у партнера в упор спрашивают: «С кем ты?» Так что открытое нежелание поддерживать позицию суннитских стран Залива в отношении Ирана расценивается как предательство в самом крайнем его проявлении.
Скорее всего, началу конфликта между Катаром и Саудовской Аравией послужило то, что в ходе визита в Эр-Рияд президент США Дональд Трамп подтвердил его «лидирующую роль в борьбе с вмешательством Ирана в дела арабского мира». Ну, а дальше получилось, как в фильме, помните, как Гюльчатай на радостях завопила «хозяин назначил меня своей любимой женой»…
И пошло-поехало, арабский мир решил свести счеты друг с другом. Дело дошло до того, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган позвонил российскому коллеге Владимиру Путину, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию вокруг Катара. Затем он провел телефонный разговор с королем Саудовской Аравии Салманом бен Абдель Азиз Аль Саудом в свете осложнения отношений между странами Персидского залива.
За рамками здравомыслия
Как рассказал корреспонденту газеты «Каспiй» глава исследовательского центра «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглу, в условиях растущей напряженности актуальны два вопроса:
- Первое - в возникновении напряженной ситуации визит Дональда Трампа в Саудовскую Аравию сыграл опосредованную роль. Эр-Рияд сделал хитрый ход, заранее знал, что скажет во время арабо-американо-исламского саммита глава Белого дома, и не ошибся в своих предположениях. Трамп призвал не оказывать поддержку международным террористам и держаться от них подальше. Кроме того, он отметил, что именно Иран - главный враг в регионе. Выдвинутые Эр-Риядом претензии к Дохе как раз опираются на эти два основных тезиса.
Второе - попытается ли Иран, воспользовавшись этой ситуацией, еще более углубить раскол в арабском альянсе и еще больше привлечь Катар? Если это удастся, то он получит вторую арабскую страну-союзницу после Сирии. Тегеран уже пообещал властям Катара обеспечить поставки продовольствия (это хоть и богатое государство, но в силу климатических условий мало производит продовольствия).
Впрочем, не думаю, что временный изгой отвернется от арабо-суннитской улицы и станет союзником шиитской муллократии - это приведет его к краху. Потому Катар постепенно прекратит поддержку Аль-Каиды, ИГ, «ихванов» и откажется от сближения с Ираном, иначе его безопасность будет под вопросом.
На Азербайджан будут давить
Свой взгляд на катарский кризис озвучил также политолог Максим Шевченко:
- Сегодняшний конфликт семи стран, и прежде всего стран Персидского залива с Катаром, отражает наличие конфликта глобального - конфликта с американским неоимпериализмом. Не могу не согласиться со словами автора The Washington Post, о том, что Трамп поджигает Ближний Восток, точнее и не скажешь. Недаром Трамп недавно был в Эр-Рияде, и, безусловно, демарш против Катара напрямую связан с визитом президента США в Эр-Рияд и Тель-Авив. Сегодня Израиль и Саудовская Аравия - две опорные точки американской республиканской политики на Ближнем Востоке.
Что касается Азербайджана и Турции, то в ситуации вокруг Катара они ведут себя осторожно. Турция выразила сожаление по поводу таких шагов, ноты, которую арабские государства направили Катару. Катар, Азербайджан, Россия - это страны газового консорциума, конечной точкой которого на европейском направлении является Турция. Удар по Катару, который контролирует порядка 25% или даже более мирового газового рынка, - это создание серьезной нестабильности на рынке газового транзита, в котором доля Азербайджана достаточно велика. Поэтому это будет и ударом по газовому проекту, который в частности для Турции является судьбоносным, поскольку при реализации проекта Турция получит независимость от Запада - Европы и США в первую очередь.
Таким образом, одной из задач США и Саудовской Аравии в конфликте с Катаром является желание разрушить газовый консорциум. Американцев интересует развал газового консорциума, дестабилизация газового рынка, уничтожение газовых перспектив. И в этой связи на Азербайджан, как на участника консорциума, также будут пытаться давить. Вероятнее всего, это будут делать различные визитеры из Саудовской Аравии во время своих визитов в Баку. Но Азербайджан не испугается. И тогда саудовцы и США, возможно, будут действовать с помощью армяно-азербайджанского конфликта. Ведь дестабилизация ситуации в зоне войск Азербайджана и Армении продолжается, ежедневно мы слышим об обстрелах, что может вылиться в боевые действия.
Попытка запугать Катар
Свой взгляд на тему в комментарии для газеты «Каспiй» озвучил и известный российский политолог Дмитрий Евстафьев:
- Сами по себе обвинения в адрес Катара не выглядят серьезными. На фоне того, что творилось в регионе последние пять лет, упреки в выплате выкупа за «охотников с соколами» вообще смешны, тем более про обстоятельства этой истории все и так все знали. Надо понимать, что все арабские исламские режимы так или иначе с радикальными исламистами взаимодействовали. В том числе, и финансово. И пока это, обвинения в адрес Катара, выглядят как попытка срочно найти козла отпущения перед политическим переформатированием региона
Пока это выглядит преимущественно, как попытка напугать Катар и заставить его руководство отказаться от попыток альтернативного внешнеполитического поведения. Но риторика очень жесткая и эскалация до военной фазы не исключена.
Трамп пытается выстроить новую конфигурацию в регионе после «погрома Обамы». Эта задача объясняется необходимостью выстроить систему сдерживания Ирана. Но такая система в хаосе не выстраивается. Вероятно для того, чтобы ускорить стабилизацию системы была выбрана стратегия сакральной жертвы. Тем более, что Доха вела себя слишком агрессивно и заносчиво. Доху никому не жалко.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать