• четверг, 28 Марта, 14:17
  • Baku Баку 16°C

Высылка иранских дипломатов

23 июля 2017 | 10:28
Высылка иранских дипломатов

СИТУАЦИЯ
Власти Кувейта предписали послу Ирана Алирезе Енаяти покинуть страну в течение 45 дней. Кроме того, уехать должны еще 15 дипломатов - закрыты аппарат военного атташе и атташе по культуре, таким образом, в Кувейте остается всего четыре дипломата из Ирана. Также приостановлена работа всех межправительственных комитетов с Тегераном.
Волюнтаристский подход
Судя по официальному заявлению, приняты дипломатические меры против представителей дипломатии южных соседей в целях защиты прав официального Эль-Кувейта, хотя это чистой воды естественный рефлекс, предполагающий объединение интересов с Эр-Риядом. Такие меры последовали после решения кувейтского суда, который почему-то именно в воскресенье приговорил к тюремному заключению членов ячейки группировки «аль-Абдали», которые, по версии обвинения, проходили тренировки в Иране под руководством командиров из «Хезболлы». На самом деле следствие даже на уровне дознавания не выдерживает никакой критики - прокурор по звонку сверху посчитал, что люди виновны, вот и все.
Тем временем страны Персидского залива (сама Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет) смягчили требования к Катару. Они почти вдвое сократили список требований к Дохе и даже отказались от ограничения по срокам их выполнения. Как заявил представитель саудитов при ООН Абдалла аль-Моуаллими, число требований сокращено с 13 до 6, но «дальнейших послаблений уже не будет». То есть уже налицо поиск компромисса в ситуации, когда арабская улица слишком далеко зашла в закручивании гаек.
Безусловно, среди прочего «четверка» в обязательном порядке требует закрыть всю спутниковую телевизионную сеть «Аль-Джазира», а также незамедлительно выслать из Катара всех членов исламистских организаций. Кстати, одновременно и Доха начала создавать видимость «встречных шагов» так, власти этой страны внесли поправки в антитеррористическое законодательство. В указе эмира королевства уточняются правила замораживания активов, использующихся для финансирования терроризма.
Также обновленное законодательство предполагает создание двух «черных списков» для внесения в них физических лиц и организаций, связанных с терроризмом.
Смягчение же позиции «четверки», по всей вероятности, связано с тем, что все же блокада терпит неудачу - лидеры Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, а также их младшие партнеры - Египет и Бахрейн, инициировавшие этот конфликт в расчете «дисциплинировать» Катар, просчитались.
Новая ситуация в регионе
Они слишком поздно поняли, что в регионе создана новая военно-политическая диспозиция. Доха не только не оказалась в изоляции, напротив, даже укрепила связи с региональными державами - Турцией и Ираном. А два других государства Совета сотрудничества стран Персидского залива - Оман и Кувейт официально не присоединились к блокаде. Продовольственные и другие товары по-прежнему поступают в доки и аэропорты Катара. Словом, «квартет», выступающий против «зарвавшегося брата», похоже, переоценил свои возможности причинить вред своему соседу. Кажется, Вашингтон тоже стремится к примирению и компромиссу и не собирается принуждать Доху выполнять требования арабской улицы.
Так, на прошлой неделе госсекретарь США Рекс Тиллерсон с целью разрядить ситуацию провел дипломатические переговоры в Кувейте, Катаре и Саудовской Аравии. Что примечательно - все страны-участницы конфликта - союзники американцев, а близ Дохи находится самая большая военная база Соединенных Штатов на Ближнем Востоке, поэтому Пентагон предпочитает, чтобы все успокоились и вернулись к другим вопросам, в частности к борьбе с «Исламским государством». Тиллерсон, находясь 11 июля в Дохе, подписал меморандум о взаимопонимании, в котором Катар пообещал сделать все возможное, чтобы заблокировать финансирование экстремистских групп на Ближнем Востоке и в других местах.
Тщетные усилия
Впрочем, плоды этих усилий пока невелики. Подписание меморандума с ходу превратилось в фарс - катарцы начали бахвалиться тем, что они первыми в регионе подписали такой пакт и призвали «четверку» последовать их примеру. Однако их визави заявили, что именно они и вынудили Катар подписать пакт и одновременно отвергли его как недостаточную меру, чтобы положить конец их эмбарго.
Об этом сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, по словам которого, Доха, не в пример партнерам, готова начать конструктивный диалог в масштабах всего региона во имя большей безопасности:
- В принципе, достижение цели возможно, но только, как заявил глава МИД Катара Мухаммад бен Абдуррахман Аль Тани во время рабочего визита в Пекин, на условиях уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государства. Кстати, шейх этого государства пока не отказался от намерения обратиться в международный суд с иском к странам, инициировавшим конфликт. Даже сформирован комитет для возмещения убытков, которые нанесены в результате изоляции.
Сейчас наблюдается определенное смягчение требований - саудиты и их союзники готовы смириться с «Аль-Джазирой», еще с какими-то моментами, но есть такие камни преткновения, которые никак убрать нельзя. Это касается их требований по Ирану и по закрытию турецкой - но никак не американской - военной базы.
Что касается военного присутствия Анкары, то сегодня все говорит о том, что она будет сохранять там свои войска, а может, и расширит контингент, поскольку ей совершенно безразлична критика со стороны арабских стран. Более того, судя по разведданным, туда постоянно прибывают бронемашины, приезжают новые партии военнослужащих. То есть, судя по всему, арабские страны совершили не только политический, но и военно-политический просчет.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать