• пятница, 29 Марта, 03:21
  • Baku Баку 7°C

Белый дом блефует

26 июля 2017 | 11:27
Белый дом блефует

РЕГИОН
Председатель Стратегического совета по внешним связям Ирана Камал Харрази обвинил США в нарушении СВПД (Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе), принятого два года назад и подписанного администрацией экс-президента США Барака Обамы.
«Новые санкции США против физических лиц, иранских организаций и оказание давления на банки для отказа от сотрудничества с Тегераном являются примерами нарушения ядерного соглашения между Ираном и группой 5+1», - заявил он, подчеркнув при этом, что СВПД является красной линией для Ирана, и Тегеран уже подготовился к ситуации возможного выхода США из этого соглашения.
Причиной столь жестокого заявления явилось введение 18 июля казначейством США санкций в отношении 18 физических и юридических лиц по обвинению в сотрудничестве с ракетной программой Ирана. В тот же день Белому дому пришлось подтвердить соблюдение Ираном СВПД, подписанного администрацией Обамы в 2015 году. Это второе подтверждение администрации Трампа - каждые 90 дней необходимо уведомлять Конгресс о том, соблюдает ли Иран свои обязательства. Однако Трамп согласился на это с существенными оговорками и настаивал на дополнительных санкциях в отношении Ирана за продолжающиеся «злонамеренные действия в неядерных областях, таких как разработка баллистических ракет и поддержка терроризма».
Так или иначе, Иран остается геополитической проблемой №1 для Дональда Трампа, который неоднократно называл СВПД капитуляцией перед Исламской Республикой. Помнится, еще во время своей президентской кампании он не раз крайне резко отзывался о СВПД, характеризуя его как «худшую сделку» и обещая расторгнуть эту договоренность. Он также неоднократно называл Иран в числе государств - врагов Америки, в том числе и в контексте сирийского конфликта.
Кроме того, Трамп резко критиковал Барака Обаму за то, что его администрация не реагировала на нарушение Ираном взятых на себя обязательств. К примеру, когда в 2016 году выяснилось, что Тегеран вдвое превысил лимит запасов тяжелой воды, используемой для охлаждения реакторов, производящих плутоний, и тогда Вашингтон согласился с доводами о том, что для решения этой проблемы потребуется время.
В феврале администрация Трампа ввела новые санкции против ряда иранских компаний, обвиненных в участии в террористической деятельности, а также против тех компаний, которые занимались разработкой и производством баллистических ракет. А в середине апреля, он поручил Совету национальной безопасности провести межведомственный мониторинг СВПД, чтобы оценить, является ли жизненно важной для интересов национальной безопасности Соединенных Штатов приостановка связанных с Ираном санкций в соответствии с условиями СВПД.
Однако сомнительно, что Трамп всерьез намерен разорвать венские договоренности. СВПД не является договором и предоставляет правительствам-участникам широкую свободу в толковании его условий, и Белый дом, используя их может потуже затянуть гайки Ирану, и он уже делает это. Так, под санкции, введенные в феврале по обвинению в поддержке международного терроризма, попали восемь организаций, связанных с Корпусом стражей исламской революции (КСИР).
Сейчас Белый дом готовит введение ограничений в отношении тех сфер иранской экономики, которые взаимодействуют с КСИР. Кроме того, в администрации США поговаривают о том, чтобы объявить КСИР террористической организацией.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» заведующий отделом истории и экономики Ирана Института востоковедения имени академика З.М.Буниятова НАНА Видади Мустафаев, создается впечатление, что администрация Трампа намеренно создает обстановку неопределенности, постоянно ставя под сомнение правомерность сделки, давая понять тем самым, что США могут выйти из СВПД:
- Похоже, что за этим стоит стратегия, которая заключается, во-первых, в усилении экономического давления на Иран путем санкций, во-вторых, в поддержке сепаратистских настроений внутри страны среди курдского, белуджского и арабо-суннитского населения для того, чтобы расшатать ситуацию в этой стране изнутри, предполагая, что это может повлечь за собой смену режима в Иране.
Однако далеко не факт, что эти действия обязательно должны дать желаемый результат и привести к смене режима на более прозападный и демократический. Возможно и обратное.
Созданные духовенством судебные, правоохранительные и силовые структуры, господствующая идеологическая атмосфера пока надежно обеспечивают бесперебойное функционирование теократического государства. Правда, продолжается и обостряется внутриполитическая борьба между либеральными реформаторами, с одной стороны, и радикальными консерваторами, мечтающими вернуть страну в первые послереволюционные годы, когда ею руководил аятолла Хомейни, - с другой.
Борьба идет в том числе против президента Хасана Роухани - достаточно вспомнить недавний арест его младшего брата, обвиненного в финансовых преступлениях. Против него выступает и КСИР, и некоторая часть духовенства. Президент сейчас формирует правительство, 5 августа у него намечена инаугурация.
Все указывает на то, что после этого борьба только ужесточится.
Те, кто поддерживает президента Роухани, и те, кто его критикует, рассчитывали на то, что заключение «ядерной сделки» с Западом положит конец международной изоляции Ирана и даст импульс экономике страны за счет увеличения экспорта нефти и притока иностранных инвестиций. Однако эффект от «ядерной сделки» вовсе не тот, которого ждали, - страны Запада спешат вкладываться в экономику Ирана. Потому не снижается бюджетный дефицит, не уменьшается безработица, а число недовольных политикой президента растет.
Новые санкции, которые вводит администрация США, бьют и по Роухани, и по реформаторам, давая новые козыри консервативным радикалам. Такая политика может привести к обратным последствиям. Растущая напряженность в отношениях Вашингтона с Тегераном может подтолкнуть Иран к выходу из ядерной сделки и, как следствие, возврату к временам противостояния этой страны с Западом и большей частью остального мира. Кроме того, она еще более обострит ситуацию на Ближнем Востоке.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать