• суббота, 27 Апреля, 01:16
  • Baku Баку 14°C

В ореоле секретности

27 июля 2017 | 10:51
В ореоле секретности

КОНТЕКСТ
Мы уже писали о прошедшей в конце прошлой недели неанонсированной и неожиданной для всех встречи президентов Азербайджана и России один на один в Сочи. Подробности переговоров так и остались неизвестными для широкой общественности.
Свою точку зрения на причины встречи и основные аспекты переговоров в интервью газете «Каспiй» высказал известный российский политолог кандидат исторических наук Олег Кузнецов.
- Мы ничего, по сути, не знаем об этой встрече, мы даже не знаем, сколько раз за пятницу и субботу встречались лидеры России и Азербайджана - один, два или три. Судя по фотографиям, как минимум, два, но может быть и больше, но утверждать что-либо достоверно не имеется никакой возможности.
Согласование, организация и проведение встречи президентов Владимира Путина и Ильхама Алиева в Сочи 21-22 июля произошло в обстановке таинственности, если не сказать секретности. По ее итогам мы имеем всего лишь один документ - заявление пресс-служб администраций двух президентов, появившиеся одно за другим, сначала - в Баку, потом - в Москве. Все российские новостные агентства, включая РИА «Новости», весь день субботы, 22 июля, распространяли информацию о встрече, ссылаясь на пресс-службы азербайджанского президента.
Для новейшей политики России это - факт абсолютно беспрецедентный, аналога которому мне припомнить за последние годы очень сложно. Фактически, оба лидера решали все вопросы координации почти что в личном общении, не подключая к этому делу дипломатов своих стран. Оттого внешнеполитические ведомства России и Азербайджана по факту и итогам встречи хранят гробовое молчание, так как им «сверху» еще не сообщили, как следует реагировать на переговоры глав двух государств. Я думаю, что это было сделано обоими президентами не без специального умысла, чтобы исключить возможность утечки информации в третьи страны, и прежде всего - в Армению, симпатиями к которой в силу своего происхождения уж очень явно в последнее время отличается глава российского МИД Сергей Лавров, а его позицию Серж Саргсян публично называет определяющей для своей деятельности во главе Армении.
По сути, Владимир Путин, привыкший использовать «ручной режим» для решения наиболее острых внутриполитических и внутриэкономических проблем, решил применить его и в регионе Южного Кавказа, начав диалог в формате «один на один» с главой единственного государства во всем бывшем советском Закавказье, которое сегодня не находится под внешним управлением.
Ореол секретности, окружавший рабочую встречу лидеров России и Азербайджана в Сочи, о факте которой пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков сообщил только после того, как самолеты глав двух государств стояли бок о бок в сочинском аэропорту, и скрыть этот факт было уже невозможно, позволяет с самой высокой степенью достоверности говорить о том, что темой саммита был только один вопрос - вопрос войны и мира на Южном Кавказе или вопрос окончания Карабахской войны. Иначе соблюдать такой режим обеспечения конфиденциальности, например, если речь шла бы о торгово-экономическом или даже военно-техническом сотрудничестве, смысла не имело, так как в этом случае президентов должны были бы сопровождать секретари, советники, консультанты и прочие официальные чины делегаций. Но в Сочи их не было, президенты говорили тет-а-тет, без свидетелей, а такое бывает только тогда, когда решаются вопросы Большой Мировой Политики, и тема войны в Карабахе - из их числа.
Мы никогда не узнаем, о чем конкретно шла речь во время саммита и каких реальных договоренностей лидеры двух стран достигли в общении друг с другом, по крайней мере, до тех пор, пока один из них не сделает это с согласия второго. А пока этого не произошло, всем нам остается строить догадки и предположения. Исходя из того, что совсем недавно министр обороны Азербайджана генерал-полковник Закир Гасанов дал резонансное интервью РИА «Новости», выдержанное в воинственных тонах, смею предположить, что в Сочи Владимир Путин просил Ильхана Алиева не начинать освободительную войну за Карабах в ближайшее время, чтобы дать Москве еще один шанс выступить в роли миротворца, чтобы военно-политический крах Армении не сказался на внутриполитической ситуации в России. Разговаривать о чем-то другом в таком формате никакого реального смысла не имело.
Конечно же, я могу ошибаться, и Владимир Путин пригласил Ильхама Алиева в Сочи только для того, чтобы похвастаться перед ним, как хорошо на спиннинг клюет рыба на Черноморском побережье Кавказа, и даже дать пару практических уроков своему коллеге в этом деле, и если это было так, то, судя по итоговым официальным фотографиям, обмен навыками рыбной ловли прошел успешно. Но чувство здравого смысла подсказывает мне, что на этот раз в Сочи все-таки обсуждались вопросы войны и мира, а еще лучше - мира и войны на Южном Кавказе.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать