• пятница, 29 Марта, 18:25
  • Baku Баку 14°C

Битва скорпионов

10 января 2014 | 13:52
Битва скорпионов

РАЗМЫШЛЕНИЯ
От этого поистине болезненного выбора зависит будущее не только самой Турции, но также судьба многих важнейших проектов, начатых и осуществляемых Анкарой совместно с Азербайджаном. Кроме всего прочего, народ этой братской для азербайджанцев страны нам близок как по духу, так и по крови, и нам далеко не безразличен исход исторической судьбоносной борьбы добра и зла, справедливости и диктатуры, которые ставят на карту судьбу и будущее как Турецкой Республики, так и ее многомиллионного населения. В любом случае, мы - имею в виду себя и моих единомышленников-азербайджанцев - очень искренне, от всего сердца желаем восстановления справедливости в братской Турции, а ее народу - сохранения и дальнейшего развития и процветания независимого мощного государства под названием Турецкая Республика.
По большому счету, последние события в Турции были легко прогнозируемы. Война за большую власть была и остается органичной частью жизни тех, кто сегодня стоит на вершине властной пирамиды. Хотя можно было бы удовлетвориться уже имеющейся, почти неограниченной возможностью пользоваться существующими властными рычагами. Но…
Формула жизни, к тому же политической, неоднозначна и всегда предсказуема, ибо неутолимая жажда получить больше, чем имеешь, не делает исключения ни в какой сфере существования и деятельности человека, особенно весьма амбициозного. В Турции речь, скорее всего, идет именно об этом самом - о неустанном и постоянном стремлении увеличить ресурсы и поле собственного влияния. Это уже стало нормой повсюду. Однако неуемная жажда неограниченной власти, как правило, проявляется постепенно, поэтапно, а не вдруг и не сразу, не спонтанно. Во всяком случае, история дает больше фактов в пользу этой версии.
Тем не менее, в характере премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана эта черта проявилась сразу же после получения им желанной власти, которая, к тому же, была обременена местью за свое и Неджмеддина Эрбакана прошлое. Это торопило события, как мощный локомотив запланированной им политики. Потому-то на третьем месяце прихода к власти парламентское большинство партии ПСР приняло несколько решений, призванных протащить на политический Олимп Эрдогана, имевшего к тому времени, как знают все, судимость и по этой причине не допущенного к участию в выборах в турецкий парламент.
Но окольными путями, политическими комбинациями на глазах у всей политической элиты и широкой общественности он прошел в парламент и был избран премьер-министром. Такой, далеко не законный, способ реализации собственных корыстных проблем дал мне веский повод для того, чтобы еще в 2003 году написать, что «пройдет немного времени, и начнется процесс политической некорректности и грубой исламизации Турции, реализации мести, а это, в свою очередь, уяснит политическую ситуацию и, скорее всего, приблизит конец правления Эрдогана. Его, совместный с Фатуллах Гюленом, план укрепления исламских порядков в стране пошатнется, и, быть может, даже само правительство распадется, а партия ПСР исчезнет с политического горизонта современной Турции» (В свое время, спустя шесть месяцев после прихода к власти партии Н.Эрбакана «Рифах», где Эрдоган был правой рукой ее председателя, и объявления о необходимости укрепить исламские порядки в Турции, и после поездки Эрбакана в Иран, под давлением военных и с согласия Конституционного суда, он был отправлен в отставку. Партия «Рифах» была распущена и запрещена. Позже на ее базе Эрдоган создал Партию справедливости и развития (ПСР)).
Не беру на себя миссию пророчества или предвидения, но я говорил о том, что «приход к власти партии Эрдогана к концу второго срока, т.е. в 2013 году, приведет ататюркскую светскую республику на край пропасти и отбросит развитие страны на несколько лет назад, посеяв зерна вражды и ненависти в народе, который, вообще-то, более или менее объединен идеей тюркизма-национализма». Это было накануне парламентских выборов в 2008 году.
К сожалению, и этот неутешительный политический прогноз пятилетней давности постепенно стал проявлять себя на практике. Так:
а) без особых на то причин и сопротивления был организован разгон прежнего состава Конституционного суда, а его роль сведена к минимуму;
б) осуществлен арест многочисленных высоких военных чинов (около 250 человек) без предъявления серьезных обвинений, что привело к снижению авторитета армии, которая считается с османских времен одной из лучших;
в) одновременно с этим искусственно спровоцированная война против курдских боевых отрядов усилила этот негативный антиармейский процесс;
г) началась реализация частичной, но последовательной исламизации светского турецкого общества и его политической системы;
д) при создавшихся условиях сошла на нет какая-либо адекватная реакция на рост коррупции в высших эшелонах власти. Более того, имело место чрезмерное обогащение семьи самого Эрдогана, которая уже тогда обладала многомиллиардными вложениями в иностранных банках и т.д.;
е) буквально на днях, а точнее 7 января 2014 года, Эрдоган в очередной раз уволил многих чиновников высокого ранга, объявив, что не потерпит государства в государстве, намекая на активизацию сторонников своего политического компаньона Ф.Гюлена.
Будучи прилежным учеником и заместителем своего партийного шефа Эрбакана, Эрдоган грубо и напористо (вопрос с чадрой, раздельным обучением девочек и мальчиков в школах и вузах, к примеру) осуществлял на практике далеко идущие планы своего политического «советника» Фетхуллаха Гюлена, который приложил немало усилий для победы ПСР на выборах. Ф.Гюлен и его «воспитанники», всегда уверенно прогнозировавшие результаты выборов (конечно, при непосредственной помощи ЦРУ), сделали ставку на того реального кандидата, который, придя к власти, с благодарностью ответит услугой за услугу.
В последнее десятилетие эта тактика почти всегда приносила свои плоды… Однако на этот раз альянс «ПСР - Ф.Гюлен» был особенным по причине большего совпадения целей как партии, так и ее главного «советника»: это - исламизация Турецкого государства и общества.
Поэтому образовавшийся дуэт - так называемая «политическая дружба» - пустил глубокие корни, но… до поры до времени, то есть до тех пор, пока Эрдоган не уверовал в свои собственные силы.
Сам же Гюлен с 1999 года находится в США (штат Пенсильвания). Ни для кого не секрет, что его финансируют ЦРУ и правительство США, поддерживает Великобритания (Скотланд-Ярд) и богатые сторонники - весьма состоятельные члены его нурсистского движения. Однако не исключено, что долгое время Гюлен является для турецкого истеблишмента одиозной фигурой, эдаким persona non grata. Помимо всего прочего, и до сих пор нет авторитетного политика в Турции, который мог бы изменить ситуацию быстро и без крови. Эрдоган сумел нейтрализовать всех возможных политиков, которые могли претендовать на успех в парламентских выборах. Политики тоже знают, что уверенный в своей победе Эрдоган часто предлагает: «Давайте вести политическую борьбу в «сундуках» (урнах для выборов). Волшебные «сундуки» благосклонно расположены к нынешнему премьер-министру. Это самый сильный повод, придающий Эрдогану уверенность в себе. Но среди противников он не предполагал обнаружить людей Гюлена. Это - самый главный сюрприз нынешней ситуации.
В первые годы правления новоиспеченного премьер-министра казалось, что все идет по намеченному плану, и Турция в течение долгого периода постепенно укрепляется экономически, политически и в качестве страны с религиозными (исламскими) перспективами, и, естественно, вот-вот грядет замена светских законов, а потом и сама по себе изменится политическая система.
К сожалению, в этом плане Эрдогану частично удалось добиться успеха, но далеко не всего из того, что было запланировано. В сфере внешней политики он потерпел фиаско, турецкая экономика уже несколько лет буксует, появились трудности с финансами. Полагаю, что совместный план исламизации Турции шел медленно, ибо встречал заметное серьезное сопротивление, в основном по трем причинам:
1) турецкое общество, его политическая элита свято ценили, ценят и как могут защищали и продолжают защищать политическую светскую систему, заложенную великим сыном и создателем современной Турции - Ататюрком;
2) политическая недальновидность, непоследовательность, временами открытая нелогичность действий Эрдогана, как главы правительства, нашедшая свое проявление в противоречивых действиях и поступках при реализации указаний и поручений, получаемых извне, в основном от Гюлена, и касающаяся серьезных реформ политической системы Турции.
В результате общественно-политической системе был причинен немалый вред, а именно - до минимума упал неоспоримый некогда авторитет сильной в военном и экономическом отношении Турции. Но до полной реализации идей Гюлена было еще далеко. Поэтому его удовлетворяло пока только то, что Эрдоган расставил его образованные, обладающие высоким интеллектом кадры на ключевые посты в своем правительстве, уволив прежних госчиновников.
Хочу особо отметить, что главное богатство нурсистов - это кадры, человеческий потенциал, воспитываемый, начиная с 12 лет в так называемых лицеях (их только у нас, в Азербайджане, - 17, плюс авторитетный университет «Кавказ»). Эта гениальная идея досталась Гюлену от создателя полурелигиозного «движения нурсистов» - своеобразно модернизированного исламского течения, со строгими установлениями, присущими, как правило, пусть извинят меня друзья-нурсисты, тоталитарной секте протестантского направления. Главная цель этого движения заключается в конечном итоге в приходе к власти со своими высокообразованными религиозно-светскими кадрами, чтобы не совершить ошибок, имевших место в других мусульманских странах. Был введен в оборот даже термин «научный ислам» («elmili islam») (не определив места нурсистов в политической жизни современной Турции, нельзя объективно оценить процессы, происходящие сегодня в общественно-политической жизни этой многострадальной страны. Поэтому информация о нурсистах носит конкретный и важный характер);
3) заметный невооруженным глазом резкий рост благосостояния и богатства семьи самого премьер-министра, жившей до занятия Эрдоганом этого поста ниже уровня среднестатистического гражданина Турции. Уже через 2-3 года богатство этой первой семьи исчислялось миллиардами.
Одновременно политический маскарад Эрдогана сопровождался популистскими замашками, которые часть менее образованного турецкого общества встречала бурными аплодисментами. Все это сделало Эрдогана «смелым» (скорее, «смелым самозванцем») и ему захотелось единолично руководить 76-миллионным населением Турции, став при этом еще также «султаном» (то есть светским главой) и «халифом» мусульманских стран, некогда входивших в Османскую империю. Он даже вслух размышлял о возврате к временам Османской империи, то есть к эпохе, когда владыка этого обширного государства на трех континентах являлся как султаном, так и халифом правоверных.
Но, видимо, всего этого не было в «приватном» договоре с Гюленом, к которому он последние годы относился без должного уважения, неохотно принимая его советы и наставления. Для малознакомых с этим человеком (не могу назвать его ни религиозным, ни общественным деятелем) скажу следующее: он является последователем известной, с позволения сказать «исторической», личности - Саида Нурси, создателя движения нурсистов, несколько раз арестованного и, наконец, экстрадированного из Турции и умершего в Израиле.
Как уже было отмечено, его последователя, Гюлена, нет в Турции уже с конца ХХ века, он живет в США. Там у него есть, кстати, нечто наподобие университета имени А.Ф.Гюлена, от силы имеющего 25-30 студентов, несколько преподавателей и обслуживающий персонал…
Все эти и многие другие серьезные факты последнего времени в Турции после нежно называемой на Западе «арабской весны» (подавление протестующих полицией с применением слезоточивого газа и водометов, выступлений недовольных политикой власти, планировавшей якобы перестройку парка Гизи, где был и памятник Ататюрку, с намерением на его месте возвести бизнес-центр) рассекретили истинную суть премьер-министра и тем самым сделали его персоной, нежелательной и как среди своих соратников, и политического истеблишмента. Сказанные Эрбаканом неприличные слова и выражения в адрес митингующих разозлили многих, в том числе и из среды его партии…
Что немаловажно, все это насторожило страны НАТО, в первую очередь США, которым в последние 2-3 года и так было уже не по душе, что Эрдоган часто менял свое мнение по тем или иным кардинальным вопросам внешней политики, а тут еще его неуемное стремление к сближению с братьями-мусульманами в Египте, к сотрудничеству с Ираном, и, что вообще трудноперевариваемо Западом и странами ЕС, стремление Турции к стратегическому сотрудничеству с Россией в области экономики и политики.
В связи с этим последним сюжетом отмечу, что о треугольнике «Россия-Турция-Иран» я опубликовал статью еще год назад, предсказав его скорое появление и важность для региона Большого Ближнего Востока, где состоялся бы сильный союз трех мощных государств. Конечно, я говорил и о губительном характере такого объединения для политики США и ЕС в этом регионе. После более чем 20-летних переговоров с ЕС и фактического отказа этого не до конца состоявшегося союза принять Турцию в свои ряды Эрдоган неожиданно сделал рискованный шаг, эдакий «ход конем», публично попросив президента России В.Путина найти возможность обсудить его предложение о вступлении Анкары в Евразийский союз, а потом и в Таможенный. Кстати, о великом благе для Турции этого союза я тоже писал в начале 2013 года, назвав его «Союзом ХХI века».
Такие шаги Турции не могут прощать на Западе, особенно в США, в руках которых, кроме всего прочего, есть пока живой «волшебник» Гюлен. Создание союза «Россия-Турция-Иран» было и остается самым нежелательным, даже враждебным вариантом для дальнейшего развития политического процесса в нашем регионе для Запада.
Запад в лице Франции, Великобритании и США в течение многих столетий вложил огромные силы и средства в организацию и провоцирование вражды и ненависти между Иранским и Османским государствами. Та же политика продолжается сегодня, ибо им хочется, в собственных интересах, вновь поссорить Иран с Турцией, используя для этого не только свои политико-экономические, военные возможности, но и огромные долларовые «мешки» стран Аравийского полуострова, в частности богатой суннитской Саудовской Аравии и ее вассалов - небольших султанатов, эмиратов, у которых тоже достаточно запасов энергоносителей, доходы от которых контролируются и хранятся главным образом в банках США… Это уже другая тема.
Однако в этой статье мне не хочется перечислять тех, кого за последние дни посадили или уволили, кого еще предстоит посадить в Турции, дабы не вставить в конец этого списка, как символ торжества справедливости и здравого смысла, первых лиц, как главных виновников десятилетнего трагического процесса распада светской системы Турции и расцвета коррупции, взяточничества и полицейского произвола. Это случится и без моего прогноза. История не прощает вождей и лидеров, жаждущих власти или получивших ее, игнорируя интересы народа и страны в целом. Она безжалостно растаптывает как их самих, так и тех, кто в них поверил, защищал, поддерживал, даже шел на самопожертвование. Любовь к деньгам и к сверхвласти всегда или почти всегда выбрасывает носителей этих человеческих пороков за борт корабля на съедение морским хищникам.
Думается, Эрдоган так и уйдет под тяжестью заложенной Ататюрком строгой системы более демократической, светской, уважающей законы Турции, с ее справедливой (до прихода к власти ПСР, партии Эрдогана) независимой судебной властью, гарантировавшей принципы светскости, - проще говоря, принципы отделения религии от государства, с проверенной временем системой, с исторически сильной армией, являющейся гарантом политической системы страны и фактически некогда стоявшей выше парламента и президента, которым народ не переставал верить многие десятилетия. Сегодня, к сожалению, такой веры уже нет ни у кого.
Тем временем осталось совсем мало, думаю, можно сказать, месяцы и дни, до неизбежного конца порочного во всех смыслах властвования нынешней правящей партии ПСР. В этом сомневающихся очень мало.
А политическая и личная судьба Эрдогана, скорее всего, решится до этого. Теперь он публично разрывает связи с Гюленом и обещает снять со своих постов всех его сторонников. Небольшую часть этих угроз он уже выполнил. Но одновременно во главе своей слабой команды бороться против Гюлена и сильнейших светских, националистических партий Турции ему не хватит сил, и его вынужденная, принудительная капитуляция перед реалиями нынешнего времени неизбежна.
Когда Эрдоган говорит, что не потерпит государство в государстве, он прав. Ему предстоит бороться именно с этой сплоченной, дисциплинированной, интеллектуально развитой, идейно закаленной группировкой, подготовленной и размещенной в структурах власти людьми Гюлена. Жесткая, нелегкая и даже опасная борьба. В ней не только политика. Так было бы легче. Одних властных, административных ресурсов недостаточно. Надо как минимум иметь при себе немало, как говорится, «политработников», готовых вступить в полемику с гюленистами. А их нет. Право говорить имел только он сам и не научил своих однопартийцев этой пропагандистской войне.
А личную судьбу самого премьер-министра будет решать не народ, а оставшаяся еще судебная система Турции, с которой у нас - азербайджанцев - столетняя дружба, братство и даже где-то схожие история, культура, традиции. На сегодня Азербайджан и Турция - стратегические партнеры, и нам очень хочется, чтобы нынешняя мощнейшая политическая схватка закончилась бы малой кровью и не расшатала еще больше фундамент доказавшей свою устойчивость светской политической системы с сохранением в ней важного места и для религии, как необходимого компонента жизни общества и страны в целом. Думаю, только так можно решить искусственно созданную проблему для народа Турции, который достоин лучших правителей.
Таким образом, турецкий народ сегодня находится перед труднейшим историческим выбором - спасти республику от двух сильных и богатых соперников - группировок Гюлена и Эрдогана. Но это задача непростая. Люди этих боссов находятся повсюду: в органах исполнительной, правоохранительной, судебной, законодательной властей. Как быть с этими, в большинстве своем честными и грамотными жертвами политических баталий властолюбивых Гюлена и Эрдогана?
Задача сверхсложная! Но без ее решения будущее Турции вызывает серьезные опасения.

Рафик АЛИЕВ,
доктор философских наук, профессор

P.S. Без особого удовольствия вынужден отметить, что их борьба напомнила мне драку двух скорпионов, которую мне довелось наблюдать в Алжире (1978 г.). Сражение для обоих завершилось летальным исходом. Такова, говорят, судьба скорпионов, решивших в борьбе не на жизнь, а на смерть отстоять территорию своего влияния. Убив врага, умираешь и сам.
banner

Советуем почитать