• вторник, 16 Апреля, 23:00
  • Baku Баку 18°C

Из огня да в полымя

12 сентября 2017 | 13:07
Из огня да в полымя

СИТУАЦИЯ
Сразу после освобождения Мосула, второго по величине города Междуречья, иракское командование объявило, что присутствие так называемого «Исламского государства» (ИГ) в этой стране закончилось навсегда. Возможно, так оно и есть, однако убивший дракона породил новое чудовище, поскольку сам стал таковым.
Во-первых, налицо масса признаков того, что боевики ИГ там все еще остаются под разными личинами. С другой стороны, по данным агентства Reuters, власти Ирака удерживают около 1 400 жен-иностранок и детей подозреваемых боевиков экстремистской группировки.
Негуманный и малоэффективный подход
Со ссылкой на сотрудников органов безопасности и сотрудников организаций по правовой помощи сообщается, что большая часть удерживаемых женщин и детей прибыла из Турции, остальные же, по данным агентства, прибыли из Азербайджана, Таджикистана и России. Среди удерживаемых есть и прибывшие из Азии и «очень немного» граждан Франции и Германии.
Задержанные являются женами и детьми боевиков ИГ, вытесненных ранее правительственными силами из оставшихся опорных пунктов этой группировки в Ираке, включая город Мосул, и содержатся они в лагере, расположенном южнее этого населенного пункта. То есть это делается для того, чтобы радикально настроенные отцы и братья заложников «повылезали из нор» и не подставляли под различную степень риска ближайших родственников.
Один из офицеров разведслужбы сказал, что власти предпринимают попытки установить личности задержанных и их гражданство, так как у большинства из них при задержании не было при себе действительных документов. Полковник армии Ирака Ахмед аль-Таи сказал Reuters, что до поступления поручения правительства семьи экстремистов будут в руках у армии. Кстати, корреспонденты упомянутого агентства видели, как сотни женщин и детей сидят на матрасах, кишащих насекомыми, внутри шатров без вентиляции в месте, именуемом гуманитарными работниками «милитаризированной зоной».
Вроде как до полной победы над террористами осталось совсем немного, но надежда на светлое будущее для Ирака постепенно угасает. Вроде как заказаны фейерверки, запланированы уличные гулянья толпы, местное правительство готовится к недельным торжествам, посвященным победе над самопровозглашенным халифатом Абу Бакра аль-Багдади. Однако у него возникла проблема с балансировкой – неужели можно держать в заложниках полторы тысячи женщин и детей ради сомнительных целей? Да и надо понимать, с каким контингентом имеешь дело – в основном в ИГ шли люди малообразованные «с промытыми мозгами» или же бесшабашные солдаты удачи, для которых деньги значили все в какой-то определенный момент жизни.
Отсутствие перспектив
На этом фоне правительству выбрать праздничный фон для торжеств по поводу освобождения будет непросто - ИГ и противоборствующие ему коалиционные войска совместно разрушили так много школ и больниц, мечетей и святилищ на всей территории, что от цивилизации мало что осталось. Да взять хотя бы тот же Мосул - исчезли рынки и монастыри, разрушены решетчатые балконы и украшенные лепниной дома находившегося на Шелковом пути города суннитов. «Нет места великолепнее и красивей, чем этот город на берегу Тигра», - писал ровесник великого Низами и тоже поэт ибн Джубайр, посетивший населенный пункт в XII веке.
Теперь же одна сторона минировала территорию, другая наносила удары с воздуха. В результате разрушенными оказались почти все здания - всего около 20 тыс. домов. И ради чего – для того, чтобы показывать силу беззащитным людям, которые из страха перед вооруженным родичем поехали с ним разделять горе и трагедию? Журналисты, отправившиеся за свежими снимками в упомянутый центр, возвращаются с кадрами, на которых видны прикрытые одеялами тела стариков и молодых, лежащих так не один день. Еще больше людей погребено под развалинами. Кроме того, многие тысячи иракцев без еды и воды отрезаны от мира в населенных пунктах, которые, кстати, все еще удерживают боевики ИГ. Иракские солдаты, ведущие осаду этих районов, не пускают туда сотрудников гуманитарных организаций.
Сопоставительная история
Предыдущие битвы за тот же Мосул были короткими - в 1918 и 2003 годах силы оппозиции оставляли город, когда в него входили британские и американские войска соответственно. Даже в последней битве за восточный Мосул боевики ИГ сдавали один район за другим и отступили на западный берег Тигра и потом - в Сирию. В отличие от Алеппо, взятого армией Асада в начале года, никто не договорился о безопасном коридоре для боевиков и их семей на последнем этапе военной операции, так что приходилось с боем брать каждую улицу. Было и массовое бегство жителей – то есть сбылись худшие опасения ООН.
Город, в котором жили 2 млн человек, покинули 900 тыс. жителей, еще 700 тыс. по-прежнему не имеют крыши над головой, а премьер-министр Ирака Хайдер Аль-Абади только что «проснулся» и хочет, чтобы все они как можно скорее вернулись домой, однако представители ООН заявляют, что половине из них возвращаться некуда. Большинство оставшихся без жилья иракцев - выходцы из бедных кварталов и деревень, где ИГ завербовало множество своих сторонников. Рассеявшись по всему Ираку, они теперь посеют семена гнева в разных районах страны. Другие восстановительные работы тоже происходят очень медленно.
Кстати, спустя полгода после освобождения восточного Мосула там по-прежнему нет электричества, и из-за проблем с водоснабжением ООН ежедневно доставляет в город 6 млн литров воды. Школы были быстро открыты заново, однако первоначальная радость сменилась недовольством учителей, которым уже шесть месяцев не платят зарплату.
По оценке иракского правительства восстановление территорий, освобожденных из-под контроля Исламского государства, обойдется в $100 млрд, что примерно равно сумме, потраченной Ираком и США на ведение этой войны, однако денег в иракской казне нет. Но, как гласит арабская пословица, обещания - это облака, а их выполнение - дождь. Даже если деньги найдутся, на закупки и контракты уйдет много времени, зато на содержание заложников куцые средства находятся. Но появятся ли на горизонте боевики – вот в чем вопрос. Вряд ли они явятся с повинной в расчете на освобождение членов семей, поскольку расселились в новых регионах в ожидании приказа начать войну против «кяфиров» и, возможно, обзавелись новыми семьями…
Ариф АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать