• четверг, 25 Апреля, 03:53
  • Baku Баку 19°C

Начало конца Саргсяна

22 сентября 2017 | 11:36
Начало конца Саргсяна

НРАВЫ
Президент Армении с трибуны Генассамблеи ООН в свойственной ему беспардонной манере заявил, что аннулирует армяно-турецкие протоколы, если Турция до весны 2018 года не ратифицирует их.
Саргсяну следовало бы освежить память и вспомнить о том, что 16 февраля 2015 года он лично обратился с письмом к председателю Национального собрания Галусту Саакяну, уведомив его о своем решении отозвать из парламента подписанные 10 октября 2009 года в Цюрихе протоколы о нормализации отношений Армения-Турция. Сделал он это от отчаяния, поскольку Анкара не намеревалась подписывать эти протоколы, пока Ереван держит под оккупацией азербайджанские территории. А так как агрессор продолжает проводить в регионе экспансионистскую политику, то и документы лежат в пыли до лучших времен.
Тщетные протоколы
«Мы вступим в весну 2018 года без этих, как показал опыт, к сожалению, тщетных протоколов», - заявил Серж Саргсян с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН. Турецкую сторону это заявление армянского президента никак не расстроило, ибо ратификация протоколов нужна в первую очередь самой Армении, но никак не Турции, не желающей нормализовать отношения с агрессором.
Заявление Саргсяна - это начало конца его президентства, считает армянский аналитик, политический обозреватель новостного ресурса Lragir Акоп Бадалян. Весьма символично, что конечным сроком ратификации армяно-турецких протоколов Саргсян назначает весну 2018 года. Как известно, весной 2018 года завершится его второй и последний президентский срок, и Армения перейдет к парламентской форме правления. «Было бы наивно полагать, что Турция прислушается у «ультиматуму» Сержа Саргсяна и ратифицирует протоколы до весны», - считает Бадалян.
Напомним, что армяно-турецкие протоколы стали следствием футбольной дипломатии, старт которой был дан в Москве в июне 2008 года в ходе первого визита Сержа Саргсяна в качестве президента. Так вот, будучи в Москве, он пригласил президента Турции Абдуллаха Гюля в Ереван на футбольный матч.
Кстати, Бадалян напоминает, что министр иностранных дел России Лавров в 2008 году открыто говорил о том, что только в случае прогресса в нагорно-карабахском урегулировании может быть продвижение в армяно-турецких отношениях. В Москве тогда созревал так называемый Казанский план. Серж Саргсян, будучи поневоле вовлеченным в сложную и многопластовую игру, вступив, с одной стороны, вместе с РФ в Казанский процесс, с другой - начал процедуру ассоциации с Евросоюзом. «Он решал тогда задачу укрепления собственной власти после 1 марта 2008 года, вернее, формирования собственной власти и облачения ее международной легитимностью с тем, чтобы ее признали как в Москве, так и на Западе», - говорит армянский аналитик.
Сержик выходит из игры
Власть Саргсян формирует по сей день, упразднив должность президента и установив парламентское правление с целью сохранить кресло. Однако, перебегая из одного лагеря в другой и обратно, Саргсян рискует оказаться между жерновами - с одной стороны, он присягает в верности ЕАЭС, с другой - заявляет о подписании в ноябре рамочного соглашения с ЕС, а также заявляет с трибуны ООН, что отказывается от армяно-турецких протоколов, которые сам же отозвал из парламента.
Бадалян считает это сигналом Западу и шантажом в адрес России. А шантажировать Россию не удается ни Европе, ни даже США. Что касается Турции, то она никогда всерьез не воспринимала Армению в качестве регионального актора в силу того, что последняя никогда не обладала суверенитетом в плане принятия судьбоносных решений. Армения скорее воспринималась, как лакмусовая бумажка в турецко-российском взаимодействии. С некоторых пор в силу определенных обстоятельств эта роль Армении также нивелировалась, приблизившись к нулевой отметке.
Таким образом начало и финал президентства Сержа Саргсяна получились крайне сложными. В этой ситуации ему не остается ничего, кроме как заявить о том, что выходит из игры.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать