• четверг, 18 Апреля, 20:37
  • Baku Баку 21°C

Тридцать лет спустя

26 сентября 2017 | 11:05
Тридцать лет спустя

ПОЗИЦИЯ
Примерно три десятка лет было относительное затишье в провинции Западный Азербайджан, находящейся на границе с курдской региональной администрацией Ирака.
Со времен окончания «перетягивания каната» между имамом Хомейни и Саддамом Хусейном не постреливали здесь пушки и гаубицы, не летали ракеты и не гудели танки. Бывали, конечно, инциденты - поймают пару-тройку контрабандистов, прошьют автоматными очередями ночное небо, но чтобы тотально - такого не припомнят местные жители с 1988 года.
В шиитском мире священный месяц Мухаррам, вступивший в свои права накануне, имеет особый смысл, поскольку венец его идеологической составляющей связан с мученической смертью внуков пророка Мухаммеда и детей имама Али. Потому официальный Тегеран, назвав военные учения на границе с курдской автономией в честь этого месяца, дал понять окружающим, что готов принять в штыки все, что хотя бы косвенно связано с упоминанием тамошнего референдума о государственной независимости.
Между тем волеизъявление местными властями признано состоявшимся, то есть строптивый этнос даже на расстоянии пушечного выстрела по ту сторону границы дал понять и Ирану, и официальному Багдаду, что не боится любой логической развязки.
Раньше Тегеран пытался применить политические усилия, выступая с различных трибун с призывами к благоразумию, но после того, как в Эрбиле были отпечатаны избирательные бюллетени, плакаты с призывами, а на телеканалах были показаны видеоролики с воодушевленными лицами, муллократия поняла, словами вопрос не решить, и буквально два дня назад закрыла свое воздушное пространство для самолетов из курдской автономии.
Естественные союзники и временные попутчики
Ирак, Иран и Турция считают этот референдум незаконным и громогласно выступают против его проведения. Сирия тоже не особо рада событию, взорвавшему ситуацию на Ближнем Востоке почище, чем внезапное появление в 2014 году на политическом небосклоне так называемого «Исламского государства» (ИГ), но у нее сил не осталось на возражения. Но вот что примечательно - на фоне знакового молчания Москвы, Парижа и Брюсселя активно заговорил против проведения референдума Вашингтон, до недавнего времени поощрявший курдский сепаратизм в официальных владениях Дамаска и Багдада, снабжая этнические боевые формирования деньгами, вооружением и инструкторами. И хотя риск для заокеанской державы минимален (ее территория находится за тридевять земель), в отношении национальной безопасности Турции это очень даже опасное соседство. По этой причине ее правительство попросило парламент продлить полномочия, предусмотренные мандатом на проведение военных операций вне страны.
«Референдум на севере Ирака может привести к цепной реакции. Этот безответственный шаг может привести к непредотвратимым процессам в регионе. В Сирии мы и без того время от времени наблюдаем опасное сближение между мировыми державами. После референдума на севере Ирака угрозы в регионе возрастут. Изменение даже одного фактора может в итоге нарушить весь баланс сил, что сформирует новые очаги противостояния и проблем. Волна противостояния может в итоге обрести конфликт мирового уровня», - сказал министр национальной обороны Турции Нуреддин Джаникли, выступая от имени Кабинета министров братской страны.
Когда на кону нефть
В то же время премьер-министр Турции Бинали Йылдырым не исключил прекращения транзита нефти из Курдской автономии Ирака в связи с незаконно прошедшим там референдумом. Правда, «черное золото» - двигатель промышленности и потребительского рынка, но когда на кону стоит вопрос национальной безопасности, экономические потери в каких-то $300-500 млн - это не та проблема, из-за которой такая экономически сильная страна, как Турция, может пренебречь основами государственности.
Кстати, и Багдад по результатам заседания иракского Совета национальной безопасности официально потребовал от Эрбиля передать контроль над его международными пограничными постами, в том числе аэропортами, федеральным властям. Правительство Ирака рекомендовало также соседним и прочим странам обращаться к нему исключительно в отношении нефти. В заявлении также содержится призыв к созданию целевой группы, которая будет следить за активами и счетами курдской автономии и ее официальных лиц за пределами страны, требование к прокуратуре предъявить обвинения против каждого курдского чиновника, участвовавшего в проведении незаконного референдума по независимости.
Экспертное мнение
Как рассказал по этому поводу корреспонденту газеты «Каспiй» руководитель Исследовательского центра «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглу, решение руководителя автономии Масуда Барзани о проведении референдума по поводу государственной независимости Курдистана может породить временный «тройственный союз» Анкара-Багдад-Тегеран:
- В последние годы президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не ладил ни с бывшим премьер-министром Ирака Нури Аль-Малики, ни с нынешним главой правительства Междуречья Хайдером аль-Абади. Они наговорили в адрес друг друга немало нелицеприятного, потому Анкара тогда дружила с Масудом Барзани. Теперь роли поменялись настолько, что даже начальники генштабов братской страны и Междуречья встречаются в Анкаре как старинные друзья. Впрочем, не исключено, что спустя некоторое время «союз» даст трещину. Масуд Барзани постарается найти общий язык с одним из участников этого «тройственного союза» и тем самым добьется ее ослабления. Все зависит от того, как решит Барзани вопрос Киркука, а также туркманов и арабов.
Есть еще один немаловажный момент. Обратите внимание, насколько эрбильский референдум сплотил вокруг команды Эрдогана различные внутриполитические силы, хотя буквально пару месяцев назад общество братской страны было расколото надвое. Вполне может быть, что Барзани, который позарез нуждается в «быстрых деньгах», найдет общий язык как раз с руководством Ак Сарая, которому для насыщенности экономики нужна нефть. Тем более, что опасность курдского сепаратизма для Турции перманентна, и она с ним худо-бедно справляется, время от времени оттесняя его в горы Сирии и Междуречья.
А вот ситуация с Ираном значительно сложнее, так как одна из целей, ради которой американцы в свое время спровоцировали курдский сепаратизм, - осложнить жизнь Тегерану. Поскольку политическая палитра южных соседей максимально прикрыта для мировой общественности, мы не имеем возможности отслеживать уровень местного сепаратизма, но, думается, что курдские боевики, «не подконтрольные» властям автономии, в частности, обученные войне отряды «пешмерге», станут активнее именно в этой географической точке.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать