• четверг, 28 Марта, 16:06
  • Baku Баку 16°C

Евросоглашение на нервах

04 октября 2017 | 10:15
Евросоглашение на нервах

НРАВЫ
В Армении, с нервным возбуждением и опаской встретившей известие о том, что в страну едет еврокомиссар по расширению, задавались вопросом: а зачем он, собственно, едет? Это лишний раз свидетельствует о том, что Арменией движет страх, и, мечтая о евроинтеграции, они боятся потерять нечто большее.
Еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан прибыл в Ереван по приглашению министра иностранных дел Армении. А волнение, которое испытывало армянское общество, было связано с двояким чувством: а вдруг что-то сорвется, и Армения откажется от подписания Рамочного соглашения с ЕС, и чего ждать от Москвы, если Ереван все-таки решится подписать?
Сюрприз по-армянски
Казалось бы, и Евросоюз, и Армения заявляют о твердом намерении подписать документ и об отсутствии препятствий. Однако чем больше звучит подобных заверений, тем больше в армянском обществе сомневаются в их искренности, поскольку создается впечатление, что ответственность за преодоление препятствий Армения и ЕС пытаются спихнуть друг на друга.
Новое рамочное соглашение, конечно, имеет мало общего с соглашением об ассоциации, да и не затрагивает по большому счету интересов России, являющейся главным препятствием. К тому же, вряд ли власти Армении пошли бы на открытую авантюру и начали процесс с ЕС без согласия России.
У всех на памяти 3 сентября, ознаменовавшееся пикантным сюрпризом по-армянски для Евросоюза, когда в Армению прибыли Фюле и Кэтрин Эштон, которые заявили о завершении переговоров по тексту соглашения об ассоциации и намерении подписать его в ноябре в Вильнюсе. Явилось ли для Штефана Фюле и Кэтрин Эштон это неожиданностью? Вряд ли, поскольку их заявления в Ереване больше походили на подготовку к скорым оправданиям последующего демарша Армении. Нельзя сбрасывать со счетов и чисто субъективный фактор, когда европейские чиновники сообщают Брюсселю неадекватную информацию, преследуя личные интересы с целью выслужиться, не заботясь о сохранении собственного лица. Всегда ведь можно сослаться на непредсказуемость субъекта переговоров.
Что такое нынешнее рамочное соглашение?
В Армении попытку заключить рамочное соглашение связывают со стремлением «вытянуть Армению из болота неопределенности и непонимания» и считают, что в этом и есть политическое значение данного соглашения. Это несколько гипертрофированная интерпретация и ожидания от подписания ничего не значащего в общем-то соглашения. Вот если бы одновременно Армения вышла из ЕАЭС и ОДКБ и заявила бы о переформатировании своего политического вектора в сторону Запада, тогда другое дело, можно было бы говорить о «выходе из болота». А это весьма непростая, почти невыполнимая задача - вывести Армению из орбиты влияния России. Причем имеющая далеко идущие последствия для армянской государственности. Именно поэтому армянские власти так рьяно отклоняют предложение фракции «Елк» о выходе из ЕАЭС, чтобы не дать Москве лишний повод.
В Армении привыкли кивать в сторону России, мол, там «немало кругов, которые были бы довольны очередным провалом европейской политики Армении». Однако таких кругов немало и в самой Армении. Стало быть, нельзя исключать того, что до ноября эти круги, активизируясь, сами попытаются представить соглашение Армения-ЕС как стратегическую угрозу интересам России.
Наводит на определенные мысли и тот факт, что МИД Армении на уровне заместителя министра недвусмысленно намекнул, что ЕС не предоставил Еревану обещанную «дорожную карту реформ» для начала процедуры облегчения визового режима.
Армения присоединится к трансевропейской сети?
Весьма любопытно, что на совместной пресс-конференции с комиссаром ЕС по вопросам политики европейского соседства и переговоров о расширении Йоханнесом Ханом министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян заявил, что у его страны тесные связи с Евросоюзом, и Ереван намерен расширить всеобъемлющее сотрудничество во всех представляющих обоюдный интерес сферах. По его словам, «повестка отношений дополнена новым содержанием, в частности расширением трансевропейской транспортной сети».
Это заявление порождает множество вопросов, поскольку затрагивает жизненно важные интересы всех соседних государств. Спрашивается, о каком это расширении трансевропейской сети говорит Налбандян? И как вообще в эту сеть может вписаться Армения? Не совсем понятно. В Южнокавказском регионе в ближайшее время может быть только одно сухопутное «расширение» - железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, которая, как ожидается, откроется уже в октябре. И Армения к ней никакого отношения не имеет, и не может по определению использовать новую железную дорогу для «железнодорожных перевозок в Европу через Турцию». А Турция в 1993 году закрыла железную дорогу Гюмри-Карс, фактически прервав железнодорожное сообщение с Южным Кавказом. Делалось это для обуздания агрессора - Армении, ведущей в регионе аннексионистскую политику в отношении соседей.
И напрасно в Армении надеются, что «скоро смогут присоединиться к трансевропейской транспортной сети, поскольку ни у Турции, ни у Азербайджана нет механизмов давления на Грузию, которая связана с Арменией железной дорогой». Это чистейшей воды профанация, рассчитанная на внутреннего потребителя. Этому не бывать, о чем бы там Армения ни договаривалась с комиссаром ЕС.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать