• среда, 24 Апреля, 12:32
  • Baku Баку 27°C

Рискованный шаг

05 октября 2017 | 11:25
Рискованный шаг

ПОЛИТИКА
Как уже известно, президент РФ Владимир Путин отправил в отставку главу Дагестана Рамазана Абдулатипова. Вслед за этим глава государства (неожиданно для очень многих) назначил врио руководителя республики Владимира Васильева - лидера думской фракции «Единой России» генерал-полковника МВД.
В ходе личной встречи президент назвал Васильева «политиком федерального уровня» и «политическим тяжеловесом». Исполнять обязанности главы Дагестана он будет до сентября 2018 года. «А дальше многое будет зависеть от вас и от того, что произойдет за этот почти год. Потому что в конечном итоге решать должны представители народа Дагестана в лице депутатов Госсовета Дагестана», - попытался как-то смягчить свой шаг Владимир Путин.
В ответ 68-летний выходец из системы МВД сказал, что предложение главы государства - это честь для него, и пообещал сделать все, чтобы Путин не пожалел о своем выборе. Васильев напомнил, что «когда-то там работал в непростые времена». Очевидно, он имел в виду свое участие в отражении вторжения отрядов Хаттаба и Шамиля Басаева в Дагестан в 1999 году, когда занимал пост заместителя секретаря Совета безопасности РФ.
И тем не менее для людей мало-мальски разбирающихся в советской и постсоветской национальной политике Москвы такое решение кажется, мягко говоря, необычным. Надо понимать - никогда прежде Дагестан не возглавляли «варяги». По негласной традиции, сформировавшейся еще при Ленине, высшие посты во всех национальных республиках и автономиях занимали исключительно представители титульных этносов.
Конкретно в Дагестане эти кресла обычно делили между представителями трех самых многочисленных местных национальностей Дагестана - а это даргинцы, аварцы (Абдулатипов - аварец) и кумыки.
По мнению некоторых российских экспертов, Кремль нарушил это правило, поскольку устал от межнациональных интриг в республике, а также от конфликтов при дележке должностей.
Но это означает, что появление в Дагестане Владимира Васильева может вызвать недовольство местных элитных групп. К тому же Васильев не мусульманин, хотя его отец - казах, а для главы северокавказского региона важно регулярно посещать мечеть и правильно выстраивать отношения с местными религиозными авторитетами.
На трудности, с которыми столкнется Васильев, прозрачно намекнул Рамазан Абдулатипов. Вопреки негласному порядку, он объявил о своей отставке заранее. 28 сентября, выступая перед депутатами Народного собрания республики, Рамазан Абдулатипов обвинил в своей отставке «людей в Москве, которые на ходу бреют зайцев». «От них страдали мы уже в 90-е годы. И плохо, что они порой навязывают президенту не очень популярные решения. Но решение президента для нас - закон», - сказал он.
Пока совершенно неясно, к чему приведет это кадровое решение Путина. Сумеет ли новый глава Дагестана справиться с застарелыми проблемами республики - коррупцией, активностью боевиков, ростом числа безработных, которые до него никто никак не мог решить?
Например, по мнению известного политолога, директора Института политических исследований Сергея Маркова, назначение Васильева - очевидная попытка найти новое управленческое решение. «Предыдущие главы Дагестана были выходцами из самой республики, представляли те или иные клановые группировки, и при этом нельзя сказать, что они добивались хороших результатов, - считает политолог. - В итоге в самой республике возник запрос на «человека из Москвы»: русского, желательно силовика, который мог бы эффективно использовать силовые инструменты для разруливания внутриреспубликанской ситуации».
Всем ясен и круг задач, стоящих перед Васильевым. Прежде всего, надо сделать более справедливой политику распределения власти между кланами. Больше не должно быть кланов-любимчиков и кланов-врагов. Плюс необходимо, чтобы представители кланов поменьше занимались грызней друг с другом, и побольше - непосредственно развитием региона.
Другая задача - экономическая. Сегодня до 80% экономики Дагестана находится в «серой зоне». Необходимо уменьшить эту зону в несколько раз и сделать хозяйственную деятельность республики более прозрачной.
И, наконец, нужно что-то делать с дагестанской молодежью. Ее много, и сейчас она выброшена в пригороды, где молодым остается быть либо полубандитами, либо полуторговцами, либо люмпенами-рабочими. Такая ситуация создает благодатную почву для террористического подполья.
Опять-таки, сумеет ли Васильев решить эти задачи?
Известный политэксперт Андрей Епифанцев полагает, что Васильеву в Дагестане будет сложно, потому что он «всегда был аппаратчиком» и «штабистом». К тому же политик не имеет никакого отношения к республике. По словам политолога, Васильева примут только в том случае, если у него будет сильная и жесткая поддержка от Москвы. И вот этот его вывод уж точно не вызывает никаких сомнений.
Рауф ТОФИКОГЛУ
banner

Советуем почитать